Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ЁЛКА: Хоровод-импровизация с РОДИТЕЛЯМИ

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования
[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
[4]
Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

________________________________________

руководитель театрально-педагогических мастерских
кандидат педагогических наук
Александра  Петровна ЕРШОВА

Новогодняя ЁЛКА: Хоровод-импровизация с РОДИТЕЛЯМИ

Так привычно на школьной ёлке показывать то, что хоть и «не живое», зато отрепетированное. А потому – никаких непредвиденных обстоятельств. И заранее известно, что и родители, и администрация будут довольны. Ну а дети? Стоит или нет принимать их мнение в расчет? Но скажите, разве не для них мы новогодние ёлки устраиваем?!

К середине второй четверти выяснилось, что учительницу, которую я вот уже второй год как курирую, всё-таки очень пугает наша совместная задумка провести новогодний праздник в социо/игровом стиле. Она позвонила мне по телефону и, извиняясь, сказала: «Александра Петровна, то, что мы с вами придумали, я сделать, кажется, не смогу».

Задумка

А задумали мы с ней вот что. Когда на праздник соберутся дедушки-бабушки, мамы-папы и дети, то мы все встанем в общий хоровод. Выберем – по желанию – первого. И договоримся: он начнет, а его соседи по правую руку будут продолжать рассказывать сказку про репку, добавляя каждый ПО ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ. А те, кто по левую руку находится, будут эти события (то есть предложения) ПОКАЗЫВАТЬ.

Вот первый начнет: “Посадил дед репку”, а тот, кто стоит по левую от него руку, выходит в круг и показывает, как все это было. Если вышедшему для показа ещё кто-то будет нужен, то он возьмет себе в помощники соседей слева.

Закончив показ, они встают обратно в круг. И для «игрового обрамления» передачи хода  тот, кто рассказывал, ЗАТЯГИВАЕТ любую хороводную песенку или куплет из любой современной песни. Все, взявшись за руки и двигаясь по кругу, начнут ему подпевать.

Спели. После этого правый сосед говорившего (и запевавшего песню) произносит еще одну (только одну!) фразу истории. Например: “Выросла репка большая-пребольшая”. В центр хоровода для показа этого фрагмента выходит новый человек – один или несколько из тех, кто стоит справа от участников, отыгравших первый отрывочек.

После второго показа – опять «обрамление»: все поют, хоровод движется. Очередь «по правую руку» доходит до нового рассказчика, так же как и очередь «по левую руку» определяет, кому показывать дальше.

Хоровод один, но счёт идет в двух направлениях. В одну сторону по кругу идёт очередность рассказывать, а в другую сторону по кругу – очерёдность показывать. Получится практически, что все играют, рассказывают и уж тем более – поют. Да не одни, а с родителями. И так, пока сказка не закончится.

Пробный хоровод

Итак, учительница, с которой мы все это напридумывали, засомневалась. Я уговорила её попробовать – получится или нет – до новогоднего праздника. Вот мы вчера в классе первый раз и попробовали. Нормально получилось.

Нашу задумку мы проверяли на уроке литературы. К сожалению, ученики не стояли хороводом в кругу, а сидели за партами, и поэтому было непонятно, где начало и где конец.

Когда я это учительнице шепнула, она тут же, построив у доски детский хоровод, тут же отправила всех по своим местам (урок есть урок, и хоровод на нем неуместен, видимо, решила она). Когда все расселись, я решила проверить их память. Подхожу к любому ребенку в ряду, трогаю человечка за плечо и шепчу: «У тебя справа кто был?» Он тоже шепотом мне отвечает. А тот, кто в кругу был у него соседом справа, уже и сам встает. Тогда шепчу уже ему: «А у тебя справа кто был?» Опережая ответ, тот, кто был справа, уже со своего места вскакивает. «Что ж,– говорю учительнице, – молодцы! Давайте начинать сказку».

Да, и вот еще что. Пение, которое необходимо для четкого разграничения конца показа (по левой очередности) от начала рассказа нового предложения (по правой очередности), учительница заменила на один дружный хлопок зрителей. Этот прием по сравнению с пением, конечно, беднее, но я махнула рукой и спорить не стала.

Особенности поведения

И вот мы начали в две очередности историю про репку сказывать и показывать. По правой очередности ученики поднимались с парты и на месте вслух импровизировали фразы-предложения. По левой – они выходили к доске и импровизировали свои сценки-иллюстрации.

Вот сыграли: «Посадил дед репку». Следующий сюжетный шаг – «Выросла репка большая-пребольшая» – у новых исполнителей уже вызвал некоторое замешательство. Но благодаря подсказкам зрителей (о том, как дед мог за репкой ухаживать) с ним быстро справились. Раз от раза ученики выходили к доске все смелее.

А проблемы, конечно, были. Не с текстом, а с тем, что играть. Ну например: позвала бабка внучку. Вышедшая к доске девочка сначала показала самый примитивный вариант: «Внучка, иди сюда». Внучка и пошла.

Вспомним, как маленький ребенок рисует человечка. Начертит кружёчек да палочки и говорит, что это человек. Также и в театральном деле. Сначала в ученических показах нет подробностей. «Внучка, иди сюда», – вот и позвала. А все подробности: как она звала внучку, отказалась та или нет и т.д., – у детей отсутствуют. У них еще не сформирован особый театральный интерес к логике деталей поведения.

Открывать детям на это глаза и есть задача театрального всеобщего образования. Приучать детей к тому, что поведение людей может быть разным: интересным или неинтересным, сложным или примитивным. И что в этом-то и состоит театральное искусство, а не в костюмах, выученных словах и громкой речи.

Тянут-потянут

Особенно заметно примитивизм стал испаряться на эпизодах «тянут-потянут, вытянуть не могут». В сказке же это аж пять раз повторяется. Вот они уже со второго раза и начали задумываться: а что это такое? как это – «тянут-потянут»?

Раз от разу у них получалось все интереснее. Очень смешно, что, когда они тянули репку первый раз, их совершенно не было видно. Вот репка встала и стоит на переднем плане, а они все в затылок друг другу за ней выстроились. Может быть, они ее и тянули, но нам этого совершенно не было видно. Ничего, мы терпим: не видно, так не видно, как будто так и надо.

А когда очередь другим исполнителям подошла, то одна ученица предложила: “А давайте с другой стороны тянуть”. Ее партнеры тут же смекнули, что это лучше, и быстренько перестроились так, что зрителям стало уже все видно.

Теперь каждая партия исполнителей стала во время своей сценки разные нововведения придумывать. А что, если нам по-другому тянуть? А что, если перемешаться? А может, внучка хочет первая схватиться за репку? Вот все эти варианты начали вперемежку появляться перед зрителями.

Любопытная репка

Когда сказка подошла к эпизоду с мышкой, я не выдержала и простонала: «Ну что же это такое? Ну зачем вранье показывать! Стоило кошке позвать мышку, как та и пошла? Вы что?»

Я сама не ожидала увидеть в ответ такого взлета исполнительской фантазии. Когда кошка сказала: «Ну, мышка, помогай», – тут все увидели, что мышка боится и прячется. Ученик на самом деле спрятался так, что его видно не было: он залез под стол. Кошка уговаривает мышку, а той нигде не видать. Все так удивились, что даже репка из земли вылезла, чтобы посмотреть, как же кошка уговорит мышку.

Маленько перепутали

Напомню, что каждое предложение иллюстрировал новый состав детей. Когда к доске по левой очередности выходили те, кто еще не играл, все уже знали, кто кого будет изображать, хотя времени договариваться вообще-то не было.

Из-за того, что учительница побоялась на уроке делать сказку в реальном хороводе, они, конечно, что-то маленько перепутали. В последней сцене, когда к доске вышли те, кто ещё не играл, то между ними возник небольшой базар: кто будет репкой, кто будет бабкой и т.д. Пока мы вспоминали, чья очередь рассказывать сказку, и договаривались, как будем хлопать для обозначения конца сказки, эти всё стояли и базарили.

Если бы всё было как положено: и хоровод, и пение песенок-куплетов, – то такого безобразия не было бы.

Не побоится ли?

Теперь я с большим интересом жду, что будет на Новый год. Как пройдет праздник, сработают ли наши рабочие обсуждения. Как поведут себя дети, как поведут себя родители. А главное, не побоится ли моя учительница сделать всё то, что мы с ней напридумывали. Она явно увидела, что детям это и посильно, и интересно, и полезно. Но вот не побоится ли?..

Записано на диктофон Вячеславом Букатовым

 

PS. Этот материал в своё время был мною размещен в разделе «Режиссура урока» газеты «Первое сентября». А перед размещением статьи на сайте я позвонил Александре Петровне, чтобы она напомнила чем же тогда всё дело закончилось. Как и следует ожидать, был триумф. Довольны остались и дети, и родители, и сама учительница. Только вот когда прошёл год и подошло время готовиться к очередной Ёлке, учительница о подобном хороводе-импровизации так-таки(!) не вспомнила.
Вот и получается, что «из-под палки» учителя не только замечательно работают, но потом ещё и благодарны за то, что им наконец-то так доходчиво показали «как работать не надо». Но когда плётки нет, то некоторые учителя потихоньку начинают возвращаться именно к тому, как «не надо». И ни унылые лица скучающих детей, ни их прямые просьбы-напоминания – «А давайте как в прошлом году сделаем?..» – профессиональную совесть никак не задевают, индивидуальных учительских установок не тревожат, и личностную креативность так-таки не пробуждают.
А жаль!..   –  Редактор сайта Вячеслав Букатов

 

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

[4] Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

.

Яндекс.Метрика