Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Образ СВОЕГО будущего у девиантных подростков

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»
[2] Сам себе РЕЖИССЁР КЛАССНЫЙ ЧАС yчительская ПОДСОБКА
[3] Сам себе РЕЖИССЁР РУССКИЙ язык учительская ПОДСОБКА

_________________________________________

Образ СВОЕГО БУДУЩЕГО у старших подростков с девиантным поведением

Отражение внутреннего мира школьников с нарушениями детско-родительских отношений
в мини/сочинениях «Каким я вижу своё будущее»

По материалам диссертационного исследования
В.В.Терещенко,
выполненного им на соискание ученой степени кандидата

психологических наук
(19.00.07-
педагогическая психология)

[Смоленск-Москва, 2011]

Для изучения различий в том, как понимают своё будущее старшие подростки с «нарушенными» детско-родительскими отношениями и с отношениями «обычного типа», мы использовали разнообразные методы. В их число входил и метод свободного описания, изложение результатов которого мы сейчас предлагаем вниманию читателей.

Подросткам нужно было письменно дополнить фразу: «Каким я вижу своё будущее…» На листе бумаги они в свободной форме (без ограничения в объеме) передавали свои представления о том, каким они  видят своё будущее, излагали цели и планы по построению своей дальнейшей жизни.

Исследование проводилось в Смоленске на базе нескольких общеобразовательных школ и ПТУ № 2. Всего были изучены детско-родительские отношения у 305 подростков, включая 42 подростка «группы риска».

Подчеркнём, что написание «мини/сочинения» для многих оказалось весьма сложным заданием. И хотя отказов писать не было, тем не менее, для сочинений, как правило, была характерна большая сжатость изложения. Средний объем текста у подростков с «нарушенными» детско-родительскими отношениями и девиантным поведением составил 53 слова (тогда как в группе социализированных подростков  с «обычным типом» детско-родительских отношений – 180 слов).

Встречались сочинения объёмом в одну строчку. Объяснение этому мы видим не столько в отсутствии навыка писать сочинения, сколько то, что творческая, нестандартная работа представляла для многих старших подростков (особенно «группы риска») серьезную трудность.

Приведём наиболее типичные «сочинения» (стиль и орфография нами не изменялись).

Иван К.

«Каким я вижу своё будущее… Мне бы хотелось отслужит в армии, а потом когда приду с армии жениться на симпатичной девушке и богатой, чтобы я лежал на диване, а она зарабатывала деньги. Жена у меня будет работать фотомоделью, будет стройной и красивой. Потом попробовать открыть свою карьеру, стать предпринимателем или каким-нибудь спортсменом. А потом купить джип «Лексус» и большой дом. И потом жить ради своих детей…».

Петр Ж.

«Каким я вижу своё будущее… Хочу пойти в армию и там остаться. После армии завести семью и прожить с женой всю оставшуюся жизнь. Хочу побывать в Германии или еще куда-нибудь. Иметь свой дом и машину. Чтоб было один или два ребенка, но только обязательно пацаны. Я буду работать, а жена дома с детьми. Чтобы дети мои закончили учебу. Потом чтоб они пошли в армию и служили Родине. Ну и всё».

Женя С.

«Каким я вижу своё будущее… Хотелось бы стать помощником машиниста служить жиница ну богатым быть хорошо жить машину иметь хороший дом хороший семью содержать буду короче в славгороде жить а может и в армие можно остаться на 5 лет по контракту куплю себе фирму по производству мебели помогу минтам».

Александр О.

«Каким я вижу своё будущее… Я хочу стать банкиром, женится завести 3 детей буду жить в подмосковье. Хочу поехать на гаваи. Хочу аудитт».

Сергей В.

«Каким я вижу своё будущее… Когда я закончу школу я хочу пойти в армию и может там и остаца. А когда приду пойду учится в техниум. Потом познакомиться с женщиной и пожениться. Потом хотел бы устроится на работу, завести детей. Хотел бы уметь летать на самолете. Жена у меня будет красивая и стройная. А если она не будет меня устраивать я сломаю ей руку или ногу, а потом буду ходить к ней в больницу с цветами и просить прощения. А если она меня будет снова неустраивать я найду другую и заведу детей и буду занова их воспитывать».

Валентин С.

«Каким я вижу своё будущее… я вижу свое будущее таким, я поступлю в институт, стану архитектором, буду работать в Москве, много путешествовать и отдыхать, в 45 лет уеду в Америку, куплю там дом и буду жить…».

Юрий Д.

«Каким я вижу своё будущее… закончу училище, сниму квартиру, найду хорошую работу, найду себе девушку, немного в квартире поживем, а потом уедим в Москву. Открою ресторан. Куплю машину сваей мечты. Буду жить красиво».

Катя Ч.

«Каким я вижу своё будущее… свое будущее я еще пока не как не представляю, хотя о нем много думаю, задумываюсь над этим часто. Вообще на данный момент мне бы хотелось чтоб мое будущее было на много лучше чем прошлое. В будующем я хочу создать свою семью, завести ребенка, устроиться на пристижную работу, любить и быть любимой. Хочу чтоб в семейной жизни были понимания, согласие во всем, а главное взаимность. Еще хочу в будующем чтобы меня обеспечивал муж, не очень сильно хочу работать, потому что не люблю. Хочу стать не такой как все, другой. И вообще, я не понимаю, зачем загадывать заранее будущее, ведь когда заранее загадываешь нечего не получается, все выходит наоборот. Хочу чтоб у меня было все хорошо, ну и вообще всего-всего. Хочу побывать в отдаленных местах, даже хотелось быть одной на необитаемом острове, вдали от всех».

Выяснилось, что образ будущего у старших подростков включает образовательные и профессиональные планы, службу в армии, постоянную работу, материальный достаток, создание семьи. При этом для девиантных подростков характерна неопределенность ближайшей перспективы (и уж тем более далекой). Большая часть из них (51%) не планирует продолжать образование после школы (типичные ответы: «учиться неохота, поэтому пойду в армию», «все достало», «хочу бабки зарабатывать», «зачем учиться», «главное – много денег и ты счастливый человек»).

У 38% опрошенных подростков с девиантным поведением нет четких профессионально-образовательных перспектив: они не знают какую профессию выбрать, в какое учебное заведение поступить, хотя и презентуют желание учиться («…когда приду с армии, хотел бы пойти учиться в техникум…может стану инженером пойду в институт», «наверное, надо учиться, как мамка сказала», «может буду поваром»).

Из тех, кто планирует поступить в профессиональное училище (то есть 10% от общего числа изученных), только 57%  имеют достаточно четкие представления о том, где именно и/или на кого они будут учиться («когда закончу девять классов, то пойду учиться на повара», «попробую поступать в бурсу на маляра», «хочу быть ментом, бандитов в тюрьму сажать»).

Выбор профессионального маршрута подростками «группы риска» в основном направлен в сторону обучения в профессиональных училищах, менее в техникумах (и только два девиантных подростка выразили желание получить высшее образование: «хочу отучится в университете и получить высшее образование»).

У абсолютного же большинства группы социально адаптированных подростков планы продолжения образования стоят на первом месте. В их сочинениях часто подчеркивалась важность получения образования: «чтобы в дальнейшем найти хорошую работу».

52% социально адаптированных подростков указали на то, что хотели бы учиться в 10 классе: «так как больше шансов поступить куда-нибудь». При этом из них около 35% планируют поступить в высшие учебные заведения. И еще 23% видят обучение в ВУЗе как отдалённую и вероятную перспективу: «после обучения в техникуме и службе в армии, возможно пойду поступать в институт».

Профессиональные планы у подростков девиантных и социально адаптированных различаются как по своей определенности, так и по временной дистанции. Не определились с выбором профессии более 60% подростков первой группы и только 23,3% подростков второй.

Среди наиболее предпочитаемых профессий у подростков с нарушенными детско-родительскими отношениями и девиантным поведением – автослесарь, водитель, повар. У социально адаптированных подростков – экономист, программист, юрист (расположены в порядке убывания значимости).

Особо отметим, что каждый второй подросток хотел бы научиться водить машину. При этом у них планы получить права стоят в самой ближайшей перспективе (типичная формулировка: «… как только исполнится 18 лет»). Умение водить машину рассматривается подростками, в том числе, и с точки зрения возможности иметь основной заработок (чаще у девиантных подростков) и дополнительный (чаще у социализированных подростков).

Конкретные планы относительно будущей работы сумели сформировать лишь единицы.  В основном представления старших подростков о будущей работе диффузны, сводятся к определениям «хорошая», «высокооплачиваемая» и т.п. Причём понятие «высокооплачиваемая» подразумевает «чтобы хватало на жизнь», чтобы ни в чем не нуждался». Следует отметить, что в ответах подростков не упоминается, что хорошо оплачиваемая работа важна и для материального благополучия кого-либо из окружающих (близких, родственников).

Для девиантных подростков характерно упоминание случайных заработков и ориентация на них в своём ближайшем будущем. При этом сложность заключается в том, что эти молодые люди не умеют планировать свои расходы, рационально тратить имеющиеся средства (среди наиболее часто упоминающихся трат – покупка пива, сигарет, игровые автоматы и т.п.).

В 87% подростков с девиантным поведением указывает, что служба в армии входит в их планы. Тогда как из социально адаптированных подростков только 55% включает армию в свои жизненные планы. Отметим, что первый тип подростков часто демонстрируют желание продлить срок службы.  Заключение контракта, воспринимается ими как возможность обеспечить себе основной заработок. Но – что подчёркиваем особо –  именно среди подростков этого типа звучат планы категорического отказа от службы в армии.

О семейных планах. В содержании подавляющего большинства сочинений выявляется фиксированность подростков на будущее создание семьи. Исключением стали сочинения только двух девиантных подростков. Из их записей следовало, что они желают иметь ребенка, но без официального оформления брачных отношений с матерью своего ребенка.

_____________________

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ,

приложенные В.В.Терещенко к основному тексту диссертации

ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ в межличностных взаимодействиях – это состояние процесса развития и формирования, вызываемое утратой, разрушением социальных норм отношений взаимодействия «ребенок-взрослый»,  «Детства и Взрослости», их различных деформаций. Анализ системы отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» позволяет ввести в научный оборот понятие «дефицитарное отношение». Если тип отношений – это определённая совокупность свойств позиции личности, опережающая нормы групп и общества, а также внутренние индивидуально принятые правила и ценности с осознанием себя как ее носителя, то дефицитарный тип отношений – это особый тип межпоколенческих отношений, вызывающий девиации в развитии личности ребенка.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО – это субъективное представление человека о собственной жизни в будущем, в котором отражаются ценностные ориентиры личности, а также которое организует, контролирует и управляет ее психической активностью, жизнедеятельностью в настоящем.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – (лат. Via – путь: англ. deviate – отклоняться от курса, сбиваться с пути; в общепринятом значении – отклоняющееся от норм. Применительно к подросткам оно включает в себя уходы из дома, употребление психоактивных веществ, ранние сексуальные связи, совершение мелких правонарушений.

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – (от лат. Delinguo – преступник); подразумевает совершение несовершеннолетними правонарушений, за которые предусмотрено уголовное наказание, но сами они еще не могут привлекаться к уголовной ответственности в силу незначительности содеянного или недостижения ими возраста уголовной ответственности. В последнем значении делинквентное поведение может рассматриваться как частный случай девиантного.

НОРМА в личностном развитии человека (в рамках изучения проблем понимания психологического и психического здоровья возникает в работах таких ученых как Б.С. Братусь, В. А. Лищук, И. В. Дубровина, Л. В. Лушин, Л. Ф. Бурлачук, О. Завгородная)- это динамическая совокупность психических свойств индивида, способность личности к самореализации, самоактуализации, адекватному восприятию себя и мира. Важной составляющей психологического здоровья личности есть наличие смысла жизни (В.Франкл, А.Маслоу, И. В. Дубровина); отводится внимание аспектам межличностных отношений как важному критерию психического и психологического здоровья (А. Адлер, Э. Фромм, Б.С. Братусь). Существует понятие адаптационный подход (Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности); психопатологический подход (довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

Норма в специальной педагогике и психологии (Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Т.Ф. Пушкина) предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию. Актуальны понятия среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д., и функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Федотов Павел Андреевич. Свежий кавалер

1846. Холст, масло; 48,2 х 42,5 см.

Гос. Третьяковская галерея, Москва

..

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

[3] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ языкучительская ПОДСОБКА

.

1 comment to Образ СВОЕГО будущего у девиантных подростков

  • А вы чего хотели от Подростков.
    1) с 1980х годов была запущена Программа по самоуничтожению Россиян.
    НАМ подменяли Ценности.
    Теперь каждый хочет ПИТЬ, КУРИТЬ и прочее.
    Это не просто так взялось, не с небес …
    2) наверняка 99-99% населения России ВООБЩЕ не представляют, что такое Реальные деньги. Как и откуда они БЕРУТСЯ.
    Будь Ты хоть с 10 Высшими Образованиями толку не прибавится…
    Как был человек, так и останется на уровне Глобального Потребления БЕССМЫСЛЕННЫХ вещей..
    3) ну еще очень-очень много Причин…
    Само Образование во Всех Школах неправильное Изначально. Его нужно поменять в корне.
    Из тупой Зубрешки перейти на методологический метод Обучения.. Это будет Огромный Шаг аж для всего Человечества…
    Ведь почему сейчас Люди до сих делятся На ВЕРУЮЩИХ В БОГА И НЕВЕРУЮЩИХ? Да потому что — Методологию убрали — так легче «Управлять, Порабощать, Разделять и Властвовать над толпами Людей».
    Нам пихают Дезинформацию везде и всюду..
    Ну можно Еще много чего Прояснить .. Почему происходит так а не эдак… Лады. Этого хватит пока

    Ответный комментарий В.Б.:
    Уважаемый – как вы сами себя наименовали – Инвестор. Очень жаль, что пока вы если чем и заняты, то – пропагандистским «прояснением» ГЛОБАЛКИ. И ещё аж в XIX веке было известно, что в России люди делятся на тех, кто козыряет вопросом КТО ВИНОВАТ?, и тех, кто ищет ответа – ЧТО ДЕЛАТЬ? Я принадлежу ко вторым.
    Так что же делать учителю, отправляющемуся утром на урок к своим ученикам, среди которых возможно есть ученики и с девиантным поведением? Допустим, что этот учитель проникся вашими «прояснениями» и согласен, что (цитирую) «Само Образование во Всех Школах неправильное Изначально». Но тогда ему что делать «здесь-и-сейчас»? Не ходить на работу? Или взять гвозди и заколотить на крыльце школы входную дверь? Чтобы ученики не смогли попасть внутрь? Дескать, пусть весь день на улице болтаются до тех самых пор, пока некий ГУРУ не преподнесёт «прозревшему» учителю на блюдечке (опять цитирую) «методологический метод ОБУЧЕНИЯ»?..
    Подчеркну, что в присланном на мой сайт экзерсисе прочерчена только негативная сторона ваших убеждений. А позитивная – что же учителям сегодня и сейчас следует делать? – затянута мраком (что любого профессионала не может не насторожить).
    Разумеется, что «тупая Зубрёшка» мне тоже не нравится. Как и многим учителям, которые и рады бы от неё избавиться, да не знают как это сделать. Вот я им и советую начинать с «трёх золотых правил» (http://www.openlesson.ru/?page_id=14753). То есть – начинать с малого, но вполне доступного и посильного. А не кричать: караул, мне подменили ценности (что же это за ценности, если их можно незаметно подменить? – про это вы боярыне Морозовой или Алексею Маресьеву «рассказывайте»)…
    Материал В.В.Терещенко про сочинения девиантных подростков о своём будущем (http://www.openlesson.ru/?p=12290) я поместил на своём сайте для того, чтобы лишний раз «подстегнуть» совестливых учителей. Чтобы они приступали к работе «засучив рукава», «разув светлые очи» и «распахнув свою душу». Чтобы каждый из них считал: если не я, то кто сообразит как помочь подростку, как ему подсказать, как научить девиантного ученика. Он же не виноват в своей неразумности. А вот взрослые (и в первую очередь педагоги) ой как виноваты!.. Потому что за своими бесконечными методологическими дебатами «про журавля в небе», они ежедневно безжалостной хваткой душат тех несчастных «синичек», которым суждено было на своё горе-горькое попасть в их учительские руки…
    Но надежда всё-таки есть. И мне радостно сознавать, что моя позиция явно и весьма гармонично перекликается, например, с добротно-деловой педагогикой отца Димитрия (http://www.openlesson.ru/?p=17755).
    Так что спасибо за отзыв-комментарий. Но если будут конкретные деловые предложения, то обязательно пишите, делитесь. Может быть кому-то из учителей они и помогут более совершенно исполнять свою культурную миссию в условиях – порой весьма чудовищных – окружающей нас повседневности.
    Вячеслав Букатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика