Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Летает – не летает

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)


Летает – не летает

Традиционная детская игра на внимание. В.И.Далем был записан такой старинный вариант этой игры: Полетушки. Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол. Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол. Дети должны делать то же. Если же кто прозевает лететь, тo есть поднять или опустить валец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя нелетучую тварь или вещь, то дает залог. Залоги после разыгрываются.

Вот пример. Вожак, подымая палец, говорит:

– Сова летит, летит! – Дети подымают и опускают пальцы.
– Петушок летит, кочеток летит! – Пальцы подымаются и опускаются.
– Козелок летит! – говорит вожак, подымая и опуская палец.

Кто из детей полетел с козелком, тот дает залог.
В современных образовательных учереждениях эта игра выглядит иначе: взрослый-ведущий называет разные слова, а ученики выполняют заранее установленные движения. Например, на летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на нелетающий – ничего не делают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль тела. Кто ошибается, то выходит из игры. Менять в игре можно не только набор движений. Само условие «летает – не летает» можно заменить, например, на «одушевленное – неодушевленное», «плавает – тонет» и т.д.

В простом варианте игра-упражнение требует свободы для широкого движения рук. Взрослый «машет крыльями» на каждое произносимое им слово, дети же отвечают имитацией полета только при назывании летающего предмета.
Воспитателю следует заранее приготовить разнообразный перечень то го, что летает, чтобы дети при желании (и это стоит поощрять) могли имитировать разные способы полета: муха, орёл, самолет, журавль, комар, ракета, вертолет и т.п. На «не летающие» слова рук не поднимать, не повторять движения учителя Кроме летающих и нелетающих можно ввести третью категорию – «и так и этак»; например, парашютист, страус, акробат, тополиный пух и т.п., – договориться о том, как обозначать слова этой категории (например, сесть на стул, поджав ноги, или сесть на пол, спрятавшись за стул).

Для занятий в подготовительной группе можно предложить и другие посильные варианты этого задания: «растет и не растет», «двигается – не двигается», «больше или меньше», «живое – не живое». Движения при этом следует выбирать разные.

Например, летает – машем руками;
живое – делаем локтями дыхательные движения;
ходит – пантомимическая походка «скольжением ног» и т.п.
не растет – садимся на корточки и обхватываем свои колени двумя руками;

Очень важно, чтобы при произнесении слов воспитатель сам постоянно проделывал бы оговоренное движение, а дети делали бы его только в нужный момент.
Ведущим может быть один из вызвавшихся детей.
Для усложнения игры можно совместить сразу несколько заданий: летает – растет – живое. Тогда ученики сталкиваются с тем, что правильных ответов может быть несколько. Например, синица и летает, и растет, и живая. Дети будут делать разные движения, но при этом ответы их будут верными.
Особенно трудно будет тем детям, которые на слово «синица» не станут махать руками, как воспитатель, а решат показать движение «дышит» или «растет». На слово же «бревно» эти движения никто делать, кажется (?!), не должен.


Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика