Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий
Сам себе РЕЖИССЁР → Образование ДОШКОЛЬНИКОВ
________________________________
Учебно-воспитательный комплекс ДАВЫДОВО православной общины «Преображение»
при храме Владимирской иконы Божьей Матери села Давыдово
(Ярославская обл., Борисоглебский р-он)
Сельский д/с
и православные ПРАЗДНИКИ
(беседы, рисунки и Рождественский вертеп для дошкольников)
Я. В. Антонова
гл.методист сельского центра
развития дошкольников «Зёрнышки»
В наш сельский детский садик «Зёрнышки» (то есть сельский «центр развития дошкольников») ходят детки от трёх до шести лет. Обычно утром на занятиях собирается по 8-9 человек (а всего их 15). Садик наш православный, то есть организован он членами православного прихода и просто верующими людьми, поэтому перед каждым большим православным праздником мы обязательно рассказываем детям о приближающемся событии.
Уже вошло в традицию, что рассказы наши обычно звучат дважды. В начале дня для всех – и больших и маленьких. А второй раз, например, непосредственно перед рисованием, которое проводится уже только с теми, кто постарше. То есть младшие уходят играть в соседнюю комнату, а семь человек 5-6 летнего возраста приступают к рисованию (или изготовлению каких-нибудь поделок). Вот для них-то и затеваются повторные беседы о содержании приближающегося церковного или светского праздника.
Сопровождаются наши рассказы и беседы рассматриванием соответствующих картин и икон. Дети, обращая внимание на детали, уясняют сюжет или содержание праздника.
Так, например, после беседы-рассказа о Сретении, проведённого воспитательницей Татьяной Гончарик, дети приступили к рисованию на рассказанную тему.
Сначала они по совету воспитательницы рисовали восковыми мелками, а потом акварелью (Татьяна Гончарик всегда выбирает для своей работы с детьми очень интересные методики).
Когда рисунки готовы, работы вывешиваются на особую «выставочную» стену, где они висят одну-две (а чаще три-четыре) недели, то есть до приближения нового праздничного цикла. Так что дети могут сравнивать свои работы, вспоминать приёмы, обнаруживать недостатки и достоинства в своих рисунках, учиться на удачах своих сверстников или соседей. А родители, приходя за детьми, могут полюбоваться их творческими успехами, приобретёнными знаниями и продвижением в подготовке к школе.
На снимке оформление «выставочной стены» детскими работами и поделками, выполненными ими на Покров (праздник осени).
После экспозиции на «выставочной стене» (или «выставочной полке») все рисунки и поделки обязательно отдаются детям. И они бережно несут их домой, невольно припоминая ещё и ещё раз и рассказы своей воспитательницы, и собственные высказывания и звучавшие мнения сверстников. Тем самым лишний раз «закрепляя пройденное».
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Рождественский ВЕРТЕП имеет прямое отношение к одному из самых значительных православных праздников.Поэтому в нашем детском садике с вертепом связан особый вид работы детьми. Дело в том, что в нашем селе во время Рождественских святок обязательно устраивается «настоящий» вертеп: со специальным расписным двухэтажным ящиком, специальными куклами, выученными ролями и традиционными фольклорными распевами.
На представление такого вертепа вместе с родителями или братишками-сёстрёнками приходят и дошкольники. И им всё нравится, хотя происходящее рассчитано совсем не на них.
А вот на детсадовских занятиях устраивается вертеп другой, попроще. И уже специально для дошколят.
В игровой комнате с наступлением святок воспитательница в доступном для детей месте ставит коробку с вертепом. И достаёт свечи в гильзе, или как их еще называют – «плавающие свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. Полезность их в хозяйстве деревенского дома трудно переоценить. Они достаточно безопасны, устойчивы, не требуют подсвечников, занимают мало места и при необходимости всегда могут быть под рукой.
Парочка таких свечек создаёт таинственную атмосферу, завораживающую детей. Воспитательница, расставляя и немного передвигая кукольные фигурки персонажей (иногда весьма условные, так как какие-то из них делаются тут же – по фольклорной традиции на глазах у присутствующих – из платочков, лоскутков, клубочков, узелков и ниток), неспешно излагает своими словами сюжетную линию. Иногда вставляя напевы знакомых детям песенок. Например, все наши дети знают песенку «про ослика» и любят её петь. Поэтому они с удовольствием подпевают своей воспитательнице:
В пещере ослик кушает овёс,
В яслях лежит Христос,
Ослёнок носом тянется к нему
Звезда глядит во тьму.
В дело идут и колядки, которые дети разучивали перед Рождеством, и им уже известные тропари (включая рождественский). Заканчивается вертеп, как правило, совместным пением «Рождественской песенки» [открыть].
После этого на протяжении всех святок в детском садике каждый из последующих дней может начаться с того, что перед вертепом воспитательницей зажигается пара свечек… Но только теперь уже озвучивать вертеп будет не она, а желающий ребёнок. Это он будет рассказывать сюжет и по своему усмотрению вставлять в него те или иные мелодии. А его соседи – кто постарше, кто помладше – будут смотреть, слушать и подпевать.
И каждый раз «рассказчик» будет новый. И каждый раз – по желанию. А его друзья, в который раз заворожено глядя на мерцание свечек, опять будут весьма внимательно, ревниво и заинтересованно и слушать и подхватывать и если нужно – подсказывать или напоминать, заново сопереживая драматизм событий традиционного сюжета.
Вот текст самой популярной у наших дошколят песенки.
Рождественская
песенка
В ночном саду прозрачно и светло,
Стоит наш тихий дом.
Проходит ангел, белое крыло
мелькает за окном
Припев
В пещере ослик кушает овёс,
В яслях лежит Христос,
Ослёнок носом тянется к нему
Звезда глядит во тьму.
Мария держит сына на руках,
Иосиф греет чай,
Вот ангел им сказал о пастухах,
Сейчас придут встречай.
Припев […]
Волхвы дары свои ему несут,
За ними важно вслед
Верблюды длинноногие идут,
Звезда им дарит свет.
Припев […]
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий
Сам себе РЕЖИССЁР → Образование ДОШКОЛЬНИКОВ
____________________________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что получилось, а что нет… — Вячеслав Букатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.