Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Эхо

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Эхо

Присутствующие отвечают на звуки ведущего (воспитателя или одного из детей) дружным эхом. Например, на хлопок взрослого детям  удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всей группы.

Часто единого хлопка не получается потому, что часть детей настроены только на взрослого. Они стараются одновременно или почти одновременно с воспитателем хлопнуть в ладоши и забывают о том, что эхо должно быть дружным, то есть всем присутствующим нужно воспроизводить звук одновременно.

Усложнениями в задании могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопыванием.
Например, группа научилась дружно отхлопывать заданный ритм и делает это с явным удовольствием. Тогда ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким (что – напомним – грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса), он неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. У дошколят замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и успел хлопнуть по ней два раза. Кто-то хлопнул ещё раньше, но по стене, которая была у него за спиной. А кто-то все ещё растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали…

Дружное эхо рассыпалось. Достаточно было повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается, как мираж. Участники понимают это и, восстанавливая исчезнувшую сплоченность, надеются на больший запас прочности своей внутренней установки. А у надежды, рождающейся в игровой деятельности и подкрепляемой ею, шансы стать реальностью увеличиваются.
Подчеркнём, что одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе. Социо-игровой подход помогает ребёнку научиться и тому, как быть самостоятельным, и тому, как работать сообща, подчиняясь общему ритму.Разные варианты упражнений на «одновременность» тренируют подчинение общему ритму, движению. Научиться делать что-то одновременно с другими – важный навык для ребёнка.

Тренировка в одновременности, на первый взгляд, подавляет смелость быть самостоятельным, но в реальности такая тренировка как раз и подготавливает подлинную смелость и самобытность. Поэтому упражнения на «одновременность» важно и нужно делать на всех этапах занятий. Но продолжительность их не должна быть большой, иначе игровой характер незаметно для воспитателя, но заметно для детей будет переходить в свою противоположность – педагогическую муштру.

Когда дети вслух тренируются читать, варианты «эха» можно использовать для того, чтобы помочь читающему услышать свои ошибки. Например, выполняется такое игровое задание: в центре полукруга  стоит столик и стульчик; туда выходит читатель и вместе с ним небольшая компания слушателей, которые будут его эхом (они устраиваются прямо на ковре). Каждое слово, произнесенное чтецом, повторяется эхом: чуть приглушенно, но точно так же, как оно было произнесено автором звучания. Таким образом говорящий может «услышать себя» в звучании эха.

Когда ребёнок начинает читать в сопровождении «эха», он особенно тщательно прочитывает слова. Группа же «эха» в книгу не смотрит, только слушает и точь-в-точь повторяет.
Потом все – и зрители, и читатель, и его эхо – меняются ролями (и соответственно своими местами).


Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика