Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ЗАСОЛКА капусты + КЛАССНЫЙ ЧАС с дегустацией (4кл)

Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

______________________

Московская общеобразовательная школа  875

Марина
Иосифовна
ЕРМАНОК

ЗАСОЛКА капусты в школьном музее (4 кл) и КЛАСНЫЙ ЧАС с капустной дегустацией

Преамбула: О музее БЕРЕГИНЯ в московской шк. 875
Школьный музей традиционной тряпичной куклы «Берегиня» был создан в октябре 2007 мною ­– учительницей начальной школы Мариной Иосифовной Ерманок. Основу экспозиции составили куклы, выполненные известными мастерами традиционной игрушки: И. Агеевой (г. Тула), Н. Осиповой (г. Киров), Е. Коноваловой (г. Апатиты), Р. Тарасовой (г. Калуга), М Мишиной (г. Санкт-Петербург), Л. Лобак (г. Санкт-Петербург), М. Сысоевой (г. Череповец) и др. (сейчас их в школьном музее более 500)

Вся экспозиция школьного музея размещается в специально переоборудованном кабине и представляет собой крестьянскую избу конца XIX века. В музее есть макет печи в натуральную величину, люлька, прялки, лавки, стол, сундуки, самовары и домашняя утварь конца XIX –  начала XX веков. Большинство экспонатов подлинные и представляют историческую и художественную ценность.

Обстановка избы позволяет посетителям лучше узнать, понять и почувствовать прошлое своей страны, уникальную красоту подлинных костюмов из коллекции известного собирателя и автора книг по истории русского костюма С.Глебушкина (г. Москва). Экспозиция знакомит посетителей и с различными видами рукоделия: ткачеством, вышивкой,  кружевоплетением. Коллекция полотенец и поясов позволяет изучать конкретные особенности уникальных узоров и орнаментов, их глубочайшую символику.

Общий вид центральной экспозиции школьного музея.

Печь – макет в натуральную величину. Справа – стол (из вологодской деревни), скамья (современная). На переднем плане: валенки (Калужская обл.) и сундук (Калужская обл.). Ухват и заслонка подлинные. Чугунок и кувшин из Каргополя. В корзине, выполненной из сосновой коры (Кировская обл), подборка тряпичных кукол работы разных мастеров. На печи пучки сухой травы: зверобоя и душицы (собраны на лугах Подмосковья).

В музее регулярно проводятся не только тематические экскурсии для разных классов начальной школы, но и практические занятия: по изготовлению кукол [откр. в новом окне], элементов народного костюма, заучиванию пестушек. А так же занятия по традиционной кулинарии.

Для практического занятия по теме «Осенины. Помочи. Засолка капусты», которое проходило в 4 кл (24 человека, 2009-10 уч/год) было заготовлено 16 кг белокочанной капусты.

Каждый ученик принёс на занятие из дома разделочную доску, нож и фартук. А я кроме капусты приготовила клеёнки, необходимую посуду, соль и морковь.

Урок в музее начался с расстилания клеёнок. А после надевания фартуков все принялись за мытьё рук.

После этого каждому ученику была выдана четверть капустного кочана для шинковки.

И с каким же удовольствием все сообща принялись руками мять в тазу порубленную капусту, чтобы та пустила сок!..

Из 16 кг капусты получилось два полных ведра. Которые остались в музее (мы их поставили специально поближе к батарее отопления!).

Все последующие дни четвероклассники бегали в музей наблюдать процесс брожения. Капусту, как и положено по технологии, они протыкали. «Запашок» был ещё тот (!), что говорило о правильности процесса (в те дни, пока шёл процесс интенсивного квашения, экскурсии в музее не проводились).

Через четыре дня ребята выяснили, что капуста готова.

Тогда им было объявлено, что завтра состоится классный час «Ссыпчина». И каждому нужно будет принести по две сырых картофелины.

Классный час начался в музее. Сначала каждый ученик почистил свои картофелины. Затем всю картошку отнесли в школьную столовую, чтобы её там сварить.

После этого в родном классе мы накрыли большой общий стол. На который я выставила  укроп, чесночок, растительное масло и бородинский хлеб. Но украшением стола стала клюква и резаные кусочки свежих яблок, поданных в одноразовых пластиковых стаканчиках.

Ссыпчина началась с дегустации учениками своей классной капусты. Горячую картошку посыпали укропом, поливали маслом. В засоленную капусту по вкусу добавляли клюкву и яблоки.

Трапеза получилось классная (привычные чаепития с низкокалорийными кусочками  гламурных тортов – отдыхали, не идя ни в какое сравнение).  А потом каждый ученик понёс домой 300 грамм квашеной капусты. Для семейной дегустации! Приправленной рассказами, пояснениями и незапланированными воспоминаниями…

Марина
Иосифовна
ЕРМАНОК

Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Сам себе РЕЖИССЁР
КЛАССНЫЙ ЧАС
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика