Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§1. Событийный ряд викторины

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутвержденияВикторина с драматизацией

________________________________________________________________________

.

Вячеслав БУКАТОВ // Викторина
с драматизацией //
§1. Событийный ряд викторины

___Данную социо-игровую режиссуру можно использовать как творческое задание для уроков-зачётов (по МХК или истории), а также для школьных огоньков и вечеров, проводимых в классе.
___В основу данного варианта игрового мероприятия положена серия карикатур В.Чижикова «Великие за партами» [см. §2 (а), §2 (б), §2 (в)]. Особо поясним, что основой для подобной «викторины с драматизацией» могут стать:
—  и комплекты рисунков из параграфов школьных учебников (современных или одного из устаревших);
—  и наборы иллюстраций к произведениям художественной литературы;
—  и крупные изображёния тех или иных пройденных формул (по физике, химии, математике);
—  и подборы словарных слов или изученных терминов, написание (или понимание) которых представляет для школьников определённые трудности.
___Но тогда в каждом конкретном случае учителю придётся вносить в содержание данной социо-игровой режиссуры соответствующие изменения, какие-то поправки и неожиданные новшества, рассказы о которых мы с нетерпением будем ждать от посетителей нашего сайта.

___Итак, «событийный ряд» викторины:

.

ПЕРВЫЙ ШАГ: СПИСОК

___На доске вывешивается список →имен всех тех деятелей, кто был изображён В.Чижиковым в серии сюжетов «Великие за партами».

___Принципиально, чтобы в списке указывались Имя (Отчество — если есть) Фамилия (Псевдоним). Например: Исаак Ньютон, Христофор Колумб, Лев Николаевич Толстой. (Конечно, учителю придется полистать энциклопедический справочник или поползать по Интернету для выяснения, что изобретателя, например, «азбуки Морзе» звали Самуэлем, а братьев Грим — Вильгельмом и Якобом. Впрочем, подобная нагрузка любому учителю, для его профессионального совершенствования, не будет особо лишней.)

___Подчеркнём, что лучше, если список будет нумерованным. Это позволит учителю более конструктивно проводить этап отгадывания [см.→ «восьмой шаг»: 2)].

.

ВТОРОЙ ШАГ: ЧЕТВЁРКИ

___Ученики по жеребьевке объединяются в четвёрки (см. Деление на команды).

.

ТРЕТИЙ ШАГ: НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ

___Каждый ученик из своей фамилии или имени (в полной или уменьшительной версии) выбирает ОДНУ БУКВУ. Во всех командах выбранные буквы складываются, и из них составляется какое-нибудь слово, которое и станет названием команды-четвёрки (недостающие буквы можно добавлять!).

___Посыльный от каждой четвёрки мелом выводит в отведённом уголке классной доски название своей команды.

.

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСУНКОВ

___Новый посыльный достаёт «из шапки» три карточки с карикатурами Чижикова и относит их в свою команду для того, чтобы четвёрка отобрала из них ДВА РИСУНКА для последующей инсценировки (отвергнутая возвращается посыльным «в  шапку»).

Примечание для учителя: Желательно, чтобы карточек было много (не только, чтобы всем досталось, но и чтоб потом в самой «шапке» ещё довольно много карточек оставалось).
Учителю даже стоит заготавливать по две карточки на отдельные (или даже все) карикатуры. Дело в том, что если один и тот же сюжет будет задействован в разных сценках-загадках, то это подольёт масла в огонь социо-игрового интереса участников и друг к другу, и к используемому учебному материалу.
.

ПЯТЫЙ ШАГ: СОЧИНЕНИЕ ИНСЦЕНИРОВКИ

1)  четвёрка сообща сочиняет, какие слова в каждой из нарисованных сценок были «ДО» и «ПОСЛЕ» того момента, который изображён художником;

2)  команда придумывает, как объединить изображённые на 2-ух карточках истории в единый  сюжет;

3) контролирует, чтобы по ходу действия фамилии или полные имена персонажей были бы не названы. Например, впрямую Исаака Ньютона в сценке называть нельзя, но  использовать какую-нибудь уменьшительную версию его имени можно (скажем, Ися).

..

ШЕСТОЙ ШАГ: РЕПЕТИЦИЯ

___По сигналу ведущего (обычно после 4-5 минут выполнения предыдущего «пятого шага») в каждой четвёрке выбирается режиссёр. Все режиссёры собираются у доски. И учитель ставит перед ними три задачи:

1) помочь исполнителям придумывать «линию поведения» для своих персонажей, создавая единый «событийный ряд» сценки. Поясним, что   (самому режиссёру можно или исполнять одну из ролей или участвовать в «массовке»);

2) организовать изготовление костюмов (элементов) и декораций   (элементов);

3) провести репетицию, по ходу которой настраивать исполнителей на импровизацию (при этом учителю следует особо предупредить, чтобы ни одна из рабочих групп-команд не покидала пределы классной комнаты — это принципиально!).

Примечание для учителя: Для того, чтобы завершение шестого шага было слаженным и переход к следующему шагу был бы дружным, учителю следует постараться…
Например, следующим образом. За сорок секунд до подачи сигнала «стоп» учитель, держа (для пущей наглядности!) перед глазами наручные часы (с секундной стрелкой), упругим (или металлическим!) голосом сообщает: ОСТАЛОСЬ СОРОК СЕКУНД. Это подхлёстывает одних и одёргивает других.
Через 20 секунд все группы опять слышат сообщение ведущего о том, сколько времени осталось до конца выполнения данного задания (то есть «шестого шага»).
Затем сообщения прозвучат, когда останется 10 секунд и 5.
Такая пропедевтика приводит к тому, что после того, как учителем будет произнесена команда «СТОП», то все команды действительно свернут свои репетиции и начинают перестраиваться на восприятие новой задачи (а именно — стать зрителями и начать отгадывать персонажей сценок-загадок). Без подобной режиссуры многие рабочие команды будут настойчиво игнорировать любые сигналы ведущего о финале данного этапа — дескать, «а мы ещё совсем не готовы!». Или «а нам ещё немного осталось!».
Что ж, их можно понять и посочувствовать. Потому-то и была в своё время придумана подобная пропедевтика «дружного финала».
.

СЕДЬМОЙ ШАГ: ЗАПИСЬ ОЧЕРЁДНОСТИ

___Режиссёры назначают новых посыльных. Те собираются у доски и по жеребьёвке устанавливают очерёдность показов.

___Потом посыльные  напротив названия своей четвёрки (в списке, с «третьего шага» красующимся на классной доске) ставят выпавший номер очерёдности в показах сценок-загадок.

..

ВОСЬМОЙ ШАГ: ОТГАДЫВАНИЕ

___Начинаются командные показы и отгадывание персонажей в сценках-загадках. При этом учителю следует помнить:

1) о вариативности мизансцен;

Примечание для учителя: Проще все показы командных работ проводить у доски. Но более эффективно — в разных местах, то есть меняя мизансцены. О том, каким образом это можно осуществить, см., например, реплику-комментарий к одному из писем-отчётов  (открыть в новом окне)

2) все примитивные (или досадные) проявления детской соревновательности учителю уместнее трансформировать в непроизвольный интерес к сверстникам (см. → В.М.Букатов: Проблемы этнической самоидентификации и повседневность образовательного пространства // Заход третий:ТАКТИЧЕСКИЙ → открыть в новом окне).

Примечание для учителя: Приведём пример викторины, когда режиссура её проведения нацелена на позитивную трансформацию ординарной соревновательности учеников:
1) после очередного показа каждая команда, посовещавшись, кто же из великих является героями показанной сценки-загадки, принимает решение и отправляет посыльного. Который на доске крупно выводит соответствующие НОМЕРА, руководствуясь тем списком имён, который был вывешен учителем в начале урока (см. «шаг первый»). Если у команды нет никакой версии, то посыльный ставит на доске прочерк;
2) авторы разгадываемой сценки, дождавшись письменных ответов от всех четвёрок, объявляют, ответы каких команд оказались правильными. От этих команд-четвёрок к школьной доске выходят новые посыльные и в специально отведённом уголке — на «ДОСКЕ ПОЧЁТА» (!) — цветными мелками выводят названия своих команд.
3) после этого эстафета показа драматизированных загадок переходит к следующей команде.

.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

___Особо подчеркнём, что излагаемая версия «режиссуры урока» рассчитана на то, чтобы к концу викторины «доска почёта» оказалась довольно плотно заполненной. Ведь и на одну сценку-вопрос правильный ответ могут дать несколько команд. И одна и та же команда может выдвинуть удачные ответы на несколько вопросов.

___В результате на доске может возникнуть настоящее месиво цветных и разнокалиберных названий, что в социо-игровой педагогике весьма приветствуется. Ибо сама по себе плотная и цветная НАГЛЯДНОСТЬ, как правило, всех вполне устраивает. Что снимает необходимость официально пересчитывать итог (то есть суммировать баллы, тем самым перенося акцент с эффекта участия на соревновательность). Хотя если кому-то лишний раз очень уж захочется свои победы пересчитать, то он, конечно же, этим себя потешить вполне сможет…

Примечание для учителя: Некоторые из читателей вспомнят о совете — не пренебрегать игровыми проигрышами, роль которых бывает для учеников весьма ценной (см.: Букатов В. Как ИГРОВЫМ ПРОИГРЫШАМ возвращать их ценную для учеников рольоткрыть в новом окне).
Поясним, что, одно дело, когда речь идёт об учительской защите своих учеников от поражения в игре, и совсем другое − о защите их же от соревновательности. Дело в том, что защита от поражений, как и «купание» учеников в банальной соревновательности, лишний раз тренирует (и/или укрепляет, развивает) в основном социальные потребности учеников. А в подростковом возрасте активность социальных потребностей (и их разнообразных трансформаций) и так достаточно гипертрофирована. Причем, как правило,− в ущерб потребностям духовно-идеалистическим.
В такой ситуации и «игровые поражения», и «сворачивание соревновательности» способствуют пусть и игровому, но тем не менее ситуационно-реальному сдерживанию школьниками буйства своих социальных устемлений. Что для дальнейшего развития (и/или сохранения) у этих же школьников устремлений бескорыстно идеалистических (таких как любопытство, любознательность, чувство гармонии и/или красоты) − оказывается весьма полезным.
В отдельных моментах учебно-игровых технологий иногда обнаруживаются своеобразные методические конфликты, когда на одно и то же место претендуют два взаимоисключающих приёма. Как например, в «викторине с драматизацией»: либо выяснять с детьми, кто «проиграл»,− либо уводить их от примитивной соревновательности. И то и то подразумевает смирение социальных амбиций, но требуют разную − взаимоисключающую − «игровую режиссуру».
В какой ситуации, какой из них выбрать − решать учителю. В данном случае педагогической результативности от свёртывания соревновательности гораздо больше. Раз уж в «викторине с драматизацией» львиная доля отводится креативной деятельности учеников, то уместнее на ту же деятельность делать акценты и в «игровой режиссуре» финала.
К тому же обратим внимание, что мини-ситуации «игровых проигрышей» − правда, в завуалированном виде − уже возникали перед учениками. Например, при отгадывании по ходу «восьмого шага». Ведь одни участники давали правильные ответы, и названия их команд стали красоваться на «доске почёта». А чьи-то ответы были неверными, и они остались ни с чем (а то и вовсе с прочерком).
Мало того подобные мини-ситуации повторялись неоднократно. То есть если персонажей одной сценки-загадки команда не отгадала, то в другой сценке — ответ частично или полностью мог оказаться правильным. А для режиссуры проигрышей − напомню − очень важно, чтобы итоги подводились неоднократно (несколько конов).
А теперь вернёмся к событийному ряду «девятого шага». В контексте сказанного станет понятно, что подводить жирный − и один единственный — итог «всему и вся» было бы как-то неуместно. Ведь «викторина» это только ширма, предлог для познания учениками своих творческих задатков и возможностей, поэтому объявлять победителем того, кто всего лишь угадал, было бы нелепо. Ведь в сфере творчества ценности не измеряются параметрами «правильно-неправильно» и (или) «угадано-неугадано». Потому как по мудрому замечанию поэта: «Цель творчества − самоотдача, а не шумиха, не успех…»

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутвержденияВикторина с драматизацией

.

.

.

1 comment to §1. Событийный ряд викторины

  • Алена

    Очень полезная информация! Спасибо! Как раз нужно было!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика