Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ДОМИКИ на столе

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
[2] Сам себе РЕЖИССЁРГПД
yчительская ПОДСОБКА

Евгения Артемьева

.

ДОМИКИ на СТОЛЕ: Удивления и открытия взрослого наблюдателя

Рассказ о многодневной игровой затее четырёх подружек 5-9 лет и вызванных этой затеей  родительских размышлениях

Артемьева Евг.: Не стоит жёстко ограничивать всеядный интерес ребёнка. И даже пластиковая мебель может оказаться отправной точкой для детской фантазии…

◊><◊><◊><◊><◊>

 

Однажды ­ – дело было летом, когда в школу ходить не надо –  Маша (7 лет) и Лиза  (5 лет) затеяли игру в домики. Вскоре к ним присоединились их подружки Полина (9 лет) и Вика (8 лет).

Началом для этой многодневной затеи послужил игровой набор «Волшебный лес» (комплект плоских фигурных деталей из фанеры, расписанной «растительными мотивами», для построения  сказочных декораций тропического леса или фантазийных «лесных домиков»). Этот набор мы подарили Лизе на день рождения. Я даже представить себе не могла,  что из этих деталей можно соорудить такую большущую и такую многоквартирную махину. Правда в ход были пущены и пластилин, и разнообразные детальки от конструктора ЛЕГО, и все объёмные игрушки, размер которых не превышал детскую ладошку, и даже вязаные носочки, предназначавшиеся для их братика-младенца.


 

Затеянная игра длилась несколько дней, причём –  весьма интенсивно. Всё это время сооружение на Машином рабочем столе-парте постоянно росло и усложнялось. Настольная лампа, прикрученная к столу, им совсем не помешала. Наоборот, они договорились, что когда лампа была включена – у них был «день», а если выключена, то в их домиках «наступала ночь».

 

Повторю: благо, что были летние каникулы, и всё это сооружение не надо было срочно убирать, чтобы освободить стол-парту для выполнения Машей письменных  уроков.

 


 

Лично для меня большим открытием было то, что при создании своих домиков дети использовали игрушки и предметы совершенно разные и по материалу, и по размеру, и по содержанию. И уж тем более – по эстетике.

 

Но вот что удивительно, никакой какофонии – как ни странно! – не возникало. А ведь раньше мне казалось, что для полноценной игры детям нужны комплекты, детали которых и по функции и по дизайну были бы по отношению друг к другу гармоничны. Яркие детали из ЛЕГО, например,  несоединимы, несовместимы и дисгармоничны с некрашеными фанерными «пазлами» разборного вертолёта. Поэтому я считала, что и набору детской мебели должны соответствовать – по размеру и дизайну – не только куколки, но и та посудка, из которой эти куколки должны были бы есть.

 

Но наблюдение за игровой деятельностью девочек показало, что их творческая фантазия может отыскать – сколь  неожиданно, столь и убедительно –  своеобразную гармоничность во всём, что подвернётся им под руки или попадётся на глаза.

 

 

 

 

Вот, например, вид сверху вполне уютного жилища, придуманного Лизой. Для обустройства домика она использовала мебель из совершенно разных наборов. Шкаф, лестница и холодильник – из игрового набора «Домик ELC». Стол из набора «Волшебный лес». Стульчики – из пластмассового конструктора LEGO. Деревянная кроватка – из особого детского набора мебели ручной работы.

 

Проживает же в этом домике-квартире такая компания: три пластмассовых  феечки (все трое сидят за столом), две резиновые  лошадкиединороги и фарфоровый зайчик (Гжель).

 

По мере того, как игра развивалась, девочки  всё смелее включали в интерьер своих домов-квартир всякие коробочки, баночки, носочки-платочки,  пояски, тряпочки и т.д.

 

 

В один из дней этой захватывающей игры кто-то из девочек додумался из пластилина лепить маленькую посудку. И тут началось!..

 

 

 

 

Пластилин обеспечил их игре «второе дыхание». Ежедневно девочки без устали придумывали всё новые и новые детали для своих «домиков».

 

 

 

 

Вот, к примеру, кухня, которую смастерила Маша для своего домика. Везде обнаруживаются пластилиновые подробности, удачно подчёркивающие функциональность. Мойка – с пластилиновой посудой, кухонный стол – с пластилиновыми аксессуарами для приготовления еды.  Выразительна глубокая миска (из зелёного пластилина) заполненная пластилиновым салатом.

 

На другой фотографии – крупным планом газовая плита. На которой в кастрюле с крышкой варится суп.  На вытяжке стоит свечка, которая освещает кухню. Таких свечек девочки понаделали много. И расставили повсюду, чтобы во всех домах было везде светло.

 

 

 

 

К сожалению, я не успела заснять некоторые интересные находки. Например, я видела, как в один из дней Вика сделала крохотную вилочку из пластилина. Зубцы у неё были из еловых иголочек!

 

По ходу игры у девочек то и дело появлялись какие-то новые  детали. И если что-то из «старого» в ходе игры  ломалось, то они быстро переделывали детальки, устраняя поломки.

 

Когда Вика, которая с родителями гостила у нас несколько дней, уехала, то шефство над её домиком взяла Полина. Сразу же что-то переделав в нём по своему вкусу.

 


 

 

 

 

Вот  компьютер в домике одной из фей. Поясню, что если одной из подружек удавалось придумать какую-нибудь интересную деталь, то другие сразу же повторяли находку. Дополняя её своими подробностями, своим видением темы.

 

Например, так выглядел  другой вариант компьютера…

 

 

 

 

 

 

 

А это один из уголков домика, который создала Лиза. Она самая младшая из девочек и еще не ходит в школу. Это именно она первой придумала сделать «расписание дня»  для жителей своего домика. А живёт в нём – кошечка, в комнате у которой стоит комнатное растение (пластмассовый ананас, который Лиза умудрилась удачно преобразить, для убедительности украсив его бумажным цветком).

 

Зачастую я, как мама, беспокоюсь, что современные куклы и игрушки из дешёвой пластмассы и безумных розовых оттенков плохо скажутся на развитии у детей вкуса и творческой инициативности. С эстетической точки зрения, взрослому приятнее видеть, как дети используют только натуральные, природные материалы и играют рукотворными игрушками. И я очень старалась, чтобы у нас в доме были именно такие игрушки.

 

Но видимо, не стоит жёстко ограничивать всеядный интерес ребёнка. И даже пластиковая мебель может оказаться отправной точкой для детской фантазии. Наблюдая за игрой девочек, я увидела, что у них нет штампов. Что они смело сочетают разные стили, удачно объединяя их свободным полётом своей фантазии.

 

Додуматься, что из пластикового ананаса (примитивный игровой набор «фрукты» китайского производства), можно сделать кашпо с домашним цветком,  приладив к розетке листьев самодельный бумажный цветок, – может ТОЛЬКО РЕБЁНОК! Так что, по мере наблюдения за развитием их игры, я училась у детей  мыслить смелее, креативнее, «без оглядки» на эстетику , ожидаемые формы и привычные решения.

 

 

 

 

 

В домиках поселились самые разные игрушки: лошадки, феечки, кошечки. И даже сувенирный страшненький динозавр, приобретённый в Палеонтологическом музее, прекрасно себя чувствовал среди розовых подушечек и диванчиков.

 

 

 

Когда дети увлеклись строительством вторых этажей, то выяснилось, что лестниц всего две. И для всех жилищ не хватает. Но выход тут же был найден.

 

Девочки решили, что их животные просто будут летать! Поэтому  лошадкам и динозавру приделали крылья (выяснилось, что динозавру нужно приделать четыре крыла: два на спину и два на хвост, чтобы ему было удобнее летать).


 

 

 

 


 

Постепенно интерес к игре иссякал. Они всё реже заглядывали к себе в домики. Лишь мельком, пробегая в спешке по другим делам. Ведь на улице лето, а в это время у девочек во дворе полно дел, интересов, задумок и игр.

 

И вот когда домики простояли «без дела»  несколько дней подряд, девочки согласились на то, чтобы мы все вместе разобрали их домики, аккуратно сложив до следующего творческого прилива «ваяния и зодчества».




Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
[2] Сам себе РЕЖИССЁРГПД
yчительская ПОДСОБКА

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика