Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Разучивание ПЕСНИ-кричалки (доп.обр.: 5-10кл)

Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМУЗЫКА

____________________________

Ольга Ноздрачёва
студентка IV курса факультета
Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ

«Песенка для всех»

или Ценный опыт одной неудачи

О разучивании гитарных аккордов и слов песни Сергея Матвеенко «Песенка для всех»
на занятии в Клубе Самодеятельной Песни

с о д е р ж а н и е

План занятия

Как это было на самом деле

Выводы [с ворчалками Вяч. Букатова]

Приложения

Прил. 1 (текст песни)
Прил. 2 (аппликатуры аккордов)
Прил. 3 (две аудиозаписи)

Реплики-комментарии В.М.Букатова

Репл-комм. №1. О численности пришедших и готовности учителя
Репл-комм. №2. О «разминках»
Репл-комм. №3. О делении на команды: педагогические погрешности
Репл-комм. №4. О делении на команды: ожидаемая выгода или реальная непредсказуемость?
Репл-комм. №5. О логичности «событийного ряда» на занятии
Репл-комм. №6. Хорошо то, что хорошо кончается

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

План занятия

1. Разминка («Дружное эхо», «Руки-ноги»).

2. Деление на команды «Колечками». Организация командами рабочих мест.

3. Выбор «эксперта» от команды, отвечающего за аккорды.

4. Прослушивание песни (текст и звучание песни → откр. в новом окне).

5. Эксперты получают текст первого куплета и в течение минуты расставляют аккорды и тактовые чёрточки. Потом меняются листочками и проверяют аккорды друг у друга. Далее эксперты обратно меняются записями, сверяют их с оригиналом и ставят оценку проверяющему.

6. Члены команд тем временем по очереди получают кусочки текста и запоминают их за 30 секунд. Каждый кусочек текста записывается всей командой. Один из куплетов участники будут запоминать вдвоём.

7. Эксперты возвращаются в свои команды с аккордами и расставленными тактами в тексте первого куплета.

8. Последний куплет все команды записывают во время его пропевания учителем.

9. Проверка текста всей песни внутри команды.

10.Команды меняются местами и проверяют текст песни друг у друга. Потом возвращаются на свои места, сверяют свои записи с оригиналом и ставят оценку проверяющим.

11. Репетиция по командам.

12. Исполнение песни командами по очереди.

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Как это было на самом деле

Первой проблемой оказалось то, что на занятие, рассчитанное на большую группу (не меньше 12 человек), пришло только 7 ребят. Я решила не отступать и всё-таки провести разучивание новой песни социо/игровым (то есть непривычным для всех!) образом. [Репл-комм. №1]

Разминка прошла довольно живо. Хотя полного совпадения хлопков не получилось (наверное, из-за отсутствия привычки обращать внимание на окружающих). [Репл-комм. №2]

Дальше делились на команды. В группе занимались две одноклассницы, и у меня была надежда разделить их по разным командам. Чтоб они пообщались с кем-то ещё. Несколько конов «Колечек» помогли это сделать для них (а точнее, для меня) совсем безболезненно.

Команды получились маленькие – 3 и 4 человека. Но как стало понятно позже, при делении мне стоило обращать внимание совсем на другие вещи. Две подружки хотя и попали в разные команды, зато в одной группке оказались все три мальчика. И соответственно, вторая команда получилась чисто женской. Это был прокол.

Усугубляло положение то, что возраст ребят сильно различался и в одной группе был пятиклассник и десятиклассница. Дело в том, что это группа «первого года». И все они начали заниматься с сентября этого года. Соответственно априори они считаются младшими (маленькими, по сравнению и со вторым-третьим годом обучения, и с выпускниками). Поэтому на возраст внимания мы не обращали, главное – чтобы самостоятельно песню записали. И желательно её ещё и понять. Ну и аккорд чтоб были в состоянии зажать…

Однако работать эти дети друг с другом в командах на одинаковых правах не были готовы. Десятиклассница то и дело смотрела на всё происходящее «сверху вниз». А мальчишки всё стремились общаться между собой. Дошло до того, что одна из команд не смогла сама придумать себе название. И выбрать того, кто напишет название на доске. В итоге второй команде пришлось им помогать. [Репл-комм. №3 и Репл-комм. №4]

Эксперты работу свою выполнили и даже вроде сами смогли правильно проставить аккорды. Очень долго отказывались ставить оценку, потому что им не было сказано, по какой системе оценивать работу проверяющего. Ответ «Выберите сами» их не удовлетворил. С горем пополам проставили оценки. [Репл-комм. №3]

Команда в это время пыталась запоминать слова куплетов. Участники по очереди выходили, читали кусочки текста, а, возвращаясь в команду, записывали текст себе и не догадывались, что их нужно продиктовать, хотя всё это было вроде проговорено. Пришлось раз десять повторить: текст песни должен быть записан у всех участников команды; если вы написали свой кусочек – поделитесь им с другими, проверьте, у всех ли всё есть.

При работе команд не было какого-то явного командного духа и весёлого гомона (как у вас в МГУ на занятиях). Наоборот, периодически возникали мелкие конфликты и недопонимание. То есть правильную атмосферу на занятии создать не удалось. Возможно, если бы было больше людей, мои ошибки не были бы так заметны. [Репл-комм. №5]

К концу занятия группы записали тексты песни, проверили записи друг у друга и сверили с оригиналами. Но вот исполнить по командам не получилось. Хоть песня максимально проста, сыграть её многие были не в состоянии. Тогда я предложила спеть вместе.

В итоге, спасло это занятие то, что песня сама по себе весёлая и позволяет кривляться, рычать, свистеть, кричать и вообще делать, что хочешь.

Песню спели, посмеялись над собой и друг над другом. И пошли пить чай. [Репл-комм. №6]

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Выводы [с ворчалками Вяч. Букатова]

1. Важно знать, сколько человек придёт на занятие. [И быть готовым провести вполне полноценное занятие, даже если к вам придёт всего один человек!.. – В.Б.]

2. Деление на команды очень принципиально. В данном случае, возможно, стоило идти по направлению минимального сопротивления и позволить разделиться по желанию. Тогда атмосфера в команде была бы менее напряжённой и более продуктивной. [Это вы зря! Тут вы ещё как ошибаетесь. – В.Б.]

3.     Стоит обращать внимание на разнородность группы (по возрасту) и давать возможность каждому проявить себя с выгодной стороны. Старшим ребятам, скорее всего, было бы правильнее дать роль «направляющих», чтобы стеснение перед младшими перешло в чувство ответственности. [При интенсивной и увлекательной работе это всё происходит естественным образом. Собственно, на это и нацелены все игровые приёмы и интерактивные технологии. – В.Б.]

4.     Дети, не привыкшие работать в команде часто действуют непредсказуемо (совсем не так, как происходило у нас на занятиях по «режиссуре урока»). Взаимопомощь в выполнении общего дела оказалась сложной задачей, особенно при наличии скептически настроенных лиц. [Помните, что если непредсказуемость начинает восприниматься педагогом только как нечто негативное и он стремится себя от подобного негатива оградить, то ему в педагогике XXI века делать нечего. – В.Б.]

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Приложения

Прил.1 (текст песни)

«Песенка на двух аккордах», или «Песня для всех»

Автор – С. Матвеенко

Am ……………………………………….E7

/Эту песенку, /друзья, /разучить /несложно,

Am

/Под гитару /можно петь, /без гитары /можно.

E7

/Даже если /вам медведь /наступил на /ухо,

Am

/Эту песню /можно петь, /не имея /слуха.

Припев:

Am………………..E7
/Ляяя/я-ля-ля-ля-/ля

……………………Am
/Ляяя/я-ля-ля-ля-/ля


Проще песни не найти – мы вам скажем твердо,

Потому что в ней всего целых два аккорда!

Эта песня хороша, как в костре картоха.

Тот, кто песню не поёт, поступает плохо!

Припев

Тот, кто двойки получал на уроках пенья,

Тоже хочет песни петь – лопнуло терпенье!

Дуют ветры в феврале, и метёт позёмка.

И неважно, как поёшь, главное – что громко!

Припев

Если голос ваш охрип, плюньте, разотрите!

Петь не можете – тогда просто говорите.

Кто не может говорить, пусть рычит мотором!

И неважно, как звучит, главное – что хором!

Припев

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Прил.2 (аппликатуры аккордов)

Комментарий:

  • горизонтальные линии – струны, вертикальные – порожки;
  • точка – зажатая струна;
  • цифры слева – номера струн (первая струна – верхняя на рисунке и самая нижняя на гитаре);
  • римские цифры слева – номера ладов;
  • цифры около точек – номера пальцев левой руки;
  • цифры в скобках около названия аккорда – номера басов, первый – главный, второй – дополнительный;
  • песня имеет размерность 2/4 и играется приёмом «бас-щепок».

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Прил.3 (две аудиозаписи)


Матвеенко С. “Песенка для всех” (в исполнении автора)

.

Матвеенко С. “Песенка для всех” (в детском исполнении с А. и Т. Копосовыми)

.

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

.

Реплики-комментарии В.М.Букатова

.

Уважаемая Ольга, спасибо и за урок, и за рассказ о нём. Он не столь уж неудачен, но, без сомнения, ценен – тут я с вами полностью согласен. Если будет желание поделиться своими новыми занятиями, сомнениями и личными открытиями – пишите. Буду рад.

Вячеслав Букатов

Репл-комм. №1
О численности пришедших и готовности учителя

12 или 7 человек пришли на занятие кружка или студии – действительно, существенно. Но такое в доп.обр. случается довольно часто. Это, во-первых.

Во-вторых, организовать групповую работу для 7 человек достаточно легко. Вот когда их всего 2 или 3, то тогда педагогу приходится как-то «выкручиваться» (с чем многие педагоги в результате справляются не без удовольствия).

Так что, если бы вы отложили свой план до лучших времён, то были бы неправы. Конечно, проводить занятие с 12 учениками гораздо приятнее, эффективнее и легче, но педагогам доп. образования всегда нужно быть готовым к тому, что детей на занятии может оказаться очень мало. Готовым к тому, чтобы те дети, которые всё же пришли, не страдали, оттого что кто-то прийти не смог (и неважно – по уважительной причине или нет, что частенько выясняется потом, когда «поезд уже ушёл»).

Главное – чтобы пришедшие на занятие дети даже не заподозрили, что очутились в какой-то неудачной ситуации. Иначе в другой раз они и сами могут решить не ходить на ваши занятия…

Вячеслав Букатов

Репл-комм. №2
О «разминках»

Если упражнение прошло живо – хорошо. А вот полной синхронности ждать не нужно. Главное – стремление учеников к слаженности.

Если ученики отвечают рикошетом, то это не «ошибка» и не «недостаток воспитания». Помните, что если какое-нибудь из заданий-разминок проходит без сучка, без задоринки, то именно это упражнение, скорее всего, давать было не нужно. То есть оно бесполезно…

Учителя склонны стремиться к идеалу, а потому давать негативные оценки выполнению ребятами какой-нибудь разминки. А на деле всё наоборот: чем больше ошибок в разминке – тем она «здесь-и-сейчас» необходимее. А вот как учеников освободить от этих ошибок (причины которых в мышечных и психических «зажимах», в несобранности и т.д.), учителю подсказывает то профессиональный опыт, то интуиция.

И необязательно – освободить «до конца». Но до какой-то самим ученикам видимой степени…

Вячеслав Букатов

Репл-комм. №3
О делении на команды: педагогические погрешности

Возраст тут ни при чём. Многие десятиклассницы вполне могут увлечённо сотрудничать с пятиклассниками. Особенно, если учитель им умело помогает освободиться от ситуативных штампов поведения. А уж договориться о названии команды – что мальчишкам, что девчонкам – да раз плюнуть…

Представляется, что причина там была в мелких организационных погрешностях. Если команда небольшая (напомню, что три человека – предельный минимум), то отзыв из неё одного человека (например, эксперта для расстановки аккордов) оголяет команду, превращая работу малой группы в работу по парам (со всеми вытекающими последствиями – см. §5. О численности малых групп и устойчивости деловой атмосферы на уроке).

Но тут думается, что свою роль сыграла и другая допущенная вами закавыка, о которой речь пойдёт в следующей реплике-комментарии. А сейчас обратим внимание, что негативные последствия «парной работы» явно обнаружились и в работе экспертов.

Напомню, что сначала они самостоятельно (то есть в одиночку) смогли-таки проставить аккорды. И даже посмотрели друг у друга варианты. А вот с оценками случился облом. И «проверка проверявшего» не помогла (и не могла помочь, она же создана для совместной работы в «малой группке», а не для самостоятельной работы одиночки-эксперта).

Хорошо, что хоть и с «горем пополам», но всё обошлось. Однако впредь лучше не допускать таких ляпсусов – то есть не подменять ученическую работу в малой группке (то есть в «тройке») ученической работой в парах. Разница, казалось бы, не очень большая, но на проверку – уж очень СУЩЕСТВЕННАЯ…

Вячеслав Букатов

Репл-комм. №4
О делении на команды: ожидаемая выгода или  реальная непредсказуемость?

В сто тридцать третий раз напомню, что львиная доля всех социо/игровых ухищрений и драмо/герменевтических заморочек направлены на то, чтобы освободить учителя от многочисленных капканов-ловушек собственных ожиданий…

Конечно, все учителя хотят как лучше, поэтому заранее и высчитывают, где соломку постелить, как задание сформулировать повыгоднее, как успех ученикам в работе лишний раз обеспечить. Без этого – какие они учителя! Вот только благие намерения частенько ведут нас совсем не туда, куда мечталось.

И получается так потому, что благие намерения – не успеешь и оглянуться – становятся досадными шорами, суживающими учительский взор до примитивно-узенькой щёлочки ожидаемого. Тогда как учителю на уроке нужна широта и взгляда, и восприятия, и понимания. Иначе его профессиональная интуиция, просидев в потёмках весь урок, так и носа своего не покажет на авансцене происходящего…

Чтобы этого не произошло, я то и дело талдычу о НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ. Она является бальзамом и для инициативности учеников, и для учительской интуиции (или для учительского профессионализма – у кого как…). И упражнение «Колечки» вполне могут обеспечить эту необходимую и детям, и учителю непредсказуемость. Но вы, увидев, что детей мало – всего семь человек, – решили себя от непредсказуемости освободить… И в результате попали в болото сожалений об упущенной педагогической корысти: мол, если бы, да кабы, да во рту росли грибы – вот тогда как бы хорошо было!..

Это всё от лукавого. Если педагог действительно готов к непредсказуемости, то ученики, чувствуя это, подхватывают его решимость и смело начинают проявлять свою инициативу, умения, навыки и сообразительность. А вот если педагог начинает делать для себя исключение, то тогда ученики (не все, но кто-то из смекалисто-сообразительных, которые всегда находятся в любом классе) и начинают рядиться в тот или иной защитный маскарад. Напяливая на себя то отказ от работы, то паясничество, то снисходительно-высокомерное равнодушие…

Думается, что ваша беспомощно-раздражительная реакция на поведение десятиклассницы и трёх мальчишек была своеобразной расплатой за то, что вы, заранее запрограммировав себя на нарушение «игрового равноправия» в непредсказуемости, раньше времени успокоились, получив желанно-ожидаемый вариант перетасовки.

Вячеслав Букатов

Репл-комм. №5
О логичности «событийного ряда» на занятии

Уважаемая Ольга, хорошо, что вы осознаёте, что что-то у вас получилось как-то не так. Это для новичков очень важное чувство. Это гарантия, что если в следующий раз эти недочёты повторятся, то вы их уже и сами сможете «поймать за хвост».

Тогда как не следует надеяться на то, что при большой численности учеников все недочёты списать будет легче. Во-первых, это иллюзия. А во-вторых, она расхолаживает учителя, усыпляя его интуицию.

А между тем, чтобы понять где собака зарыта, вспомним-ка «классическую раскладку» того событийного ряда, которое было положено в основу вашего занятия (см., например, «Диктант на дружбу» на материале притчи Эзопа «О черепахе и о орле» в архаическом переводе XVII века). По этой раскладке записываемый текст никому не был известен. Смысло-текстуальные предположения у всех рождались «здесь-и-сейчас». И благодаря [а)] этой интриге и [б)] дроблению текста на относительно небольшие порции, притча оказывалась не только всеми переписанной, проверенной, сверенной и переведённой на современный русский язык, но и даже в нескольких вариантах инсценированной «соседней командой» у доски.

И эту стройную логику событийной последовательности вы неосмотрительно комкаете предварительным прослушиванием песни. Оно сразу низводит социо/игровую феерию непредсказуемости до банальной предсказуемости «дидактической игры», затеваемой по прихоти учителя. В которой педагогическая корыстность видна ученикам как на ладони: проверка их памяти, внимательности и прилежания. И вкрапления «парной работы» только укрепляли в учениках подобные подозрения.

Но подчеркну, что начинать с прослушивания тоже можно. Только тогда и событийный ряд должен быть другим (как, например, в диктанте всего одного, но весьма каверзного предложения).

Вячеслав Букатов

Репл-комм. №6
Хорошо то, что хорошо кончается

Хорошо, что вы смогли всё так удачно закончить. Если занятие проходит благополучно, то его концовка может быть и скомканной. А вот если оно шло с шероховатостями, то желательно, чтобы концовка была блестящей. И вам это вполне удалось. Молодец.

А песню не получилось исполнить по командам, потому что до этого «командной работы» практически не было. Так что в следующий раз вам надо будет более тщательно продумывать последовательность событийного ряда, ставя себя как можно чаще на место учеников, чтобы их критическим взглядом лишний раз оценивать подлинную привлекательность своих методических задумок…

Вячеслав Букатов

Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)
[2] Сам себе РЕЖИССЁРМУЗЫКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить авторов. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов


1 comment to Разучивание ПЕСНИ-кричалки (доп.обр.: 5-10кл)

  • Спасибо большое за советы!
    Недавно провела еще одно занятие в этой же группе, получилось намного
    живее.
    Через некоторое время постараюсь о нем написать.
    С Уважением,
    Ольга Ноздрачёва

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика