Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Рациональные числа (6кл)

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
[2] Сам себе РЕЖИССЁРМатематика

___________________________

ТРАВИНА
Ольга Павловна

учитель Оболенской средней общеобразовательной школы
Серпуховского района Моск. обл.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА: вычисления в 6 классе

О необычном МАСТЕР-КЛАССЕ, проведённом учительницей из Московской области на «открытом уроке» в чужом классе столичной школы

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

ОТКРЫТЫЙ УРОК  // 7 апреля 2011 // в школе №875 (Москва)

Математика, 6 класс (21 человек)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

=  с о д е р ж а н и е  =

Преамбула¹ (от В.Букатова)
——–
Преамбула² (от О.Травиной)
Устный счёт (поклон Рачинскому)
Деление на «малые группы» и сплочение в «рабочие команды»
«Пакет условий» для первой командной работы
Наглядность сравнения результатов
Быстрая смена командных составов
Подготовка и проведение необычного МАСТЕР-КЛАССА
Решение примеров
Подведение итогов

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Преамбула¹(от В.Букатова): Весной ко мне обратилась А.П.Ершова с просьбой пригласить желающих учителей из Оболенска (Московской обл.) провести «открытые уроки» по социо/игровой технологии обучения в 875 московской школе. Трое учителей откликнулись. И я смог даже обсудить с ними содержание конспектов предстоящих «открытых уроков». Но в назначенный день в Москву смогли приехать только две учительницы, которые и давали показательные уроки. Оба урока прошли замечательно. И ученики, и я, и многие из приглашённых «гостей» были очень довольны.

Из уроков, которые были тогда проведены в 875 школе, здесь публикуется учительский рассказ об «открытом уроке» по математике в 6 классе. К сожалению, рассказ весьма краток и лишь поверхностно отражает ту деловую азартность у московских шестиклассников, которую от них смогла получить О.П.Травина за 45 минут своей работы. Первоначально я рассчитывал, что некоторые из учителей-гостей напишут и пришлют мне свои впечатления. И тогда с помощью этих впечатлений-комментариев можно будет восполнить конспективность и скромность авторского рассказа о происходившем на «открытом уроке». Но впечатлений никто из гостей не прислал (и я их вполне понимаю – «текучка заела»). И помещая рассказ О.П.Травиной об уроке, я рассчитываю, что математикам будет интересно познакомиться даже с таким скромным изложением. – Вячеслав БУКАТОВ

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

 

 

Преамбула² (от О.Травиной):Провести урок в незнакомой школе и в незнакомом классе оказалось  не так уж и страшно! Только вот пришлось очень рано вставать, чтобы добраться вовремя (учитывая жуткие пробки на дорогах)

Тема урока: «Рациональные числа». Для показа присутствующим учителям педагогической значимости интерактивной непредсказуемости мне  нужно было (по заданию В.М.Букатова) подчёркнуто следовать ТРЁМ золотым правилам социо/игровой «режиссуры урока».

 

 

Устный счёт (поклон Рачинскому)

Урок начался с того, что я объяснила классу, что каждому ученику нужно будет подойти к учительскому столу и своими руками взять из стопочки индивидуальный листок с заданием для устного счёта. Когда ученики взяли по листку (в стопке ещё осталось), они увидели пять примеров на сложение и вычитание чисел с разными знаками.

 

Примеры

для

устного

счёта

-3+6

-3-8

3-8

-3-(-5)

-3+(-7)

__________

 

 

Это задание было предложено выполнять, не сидя (!) за партой.  А…как-нибудь в движении. Например, прохаживаясь по классу…

Ребятам это показалось странным. И они стали делать по-своему. Устроились (почти все) решать «статично». То есть положив свой листок на классную доску или стену. (Мои могут записывать ответы «на ходу», ведь сами вычисления должны быть устными).Короче, параллель с полотном Богданова-Бельского «Устный счёт» (об уроке в сельской школе С.А.Рачинского) получилась, но с перекосом в «письменную работу»…

Выполнив задание (а у них оно заняло около 2 мин), все сложили свои листки с ответами на свободную парту. Листки складывали в произвольном порядке «спинкой кверху».

Деление на «малые группы»
и сплочение в «рабочие команды»

Затем один из учеников все листки перемешал. И разложил их, неглядя, на четыре «равных» стопки (± 1) «рубашками вверх».

Хозяева листков подошли и выяснили, в какую стопку попали их ответы. По своим листкам в каждой стопке ученики объединились в группку. Так получилось ЧЕТЫРЕ недоумевающих группы (будущие рабочие команды).


Листки остались лежать на столе, а ребята начали оборудовать себе рабочие места для группы (где хотят). После такой кардинальной смены мизансцены (и для меня заранее явно непредсказуемой по результату) все группы послали к учителю по посыльному.

Особо поясню, что дальнейшая работа с классом была организована через посыльных (очередных, сменных и весьма «стремительных»).

Задание [1 посыльн]на одном (командном) листке написать свои имена.

Задание [2 посыльн]придумать  название своей команде с использованием первых букв своих имён (можно добавлять и другие  буквы, если они необходимы).

Задание [3 посыльн]записать название на доске.

Но в целом с заданием ученики справлялись не так уж и быстро (я, ориентируясь на скорость своих шестиклассников, рассчитывала на другой темп работы). Даже ограничение времени в начале работы не срабатывало (они пропустили его мимо ушей). Пришлось поторапливать. Но справились, всё получилось. И когда на доске появились четыре командных названия, я почувствовала, что «лёд тронулся» и команды потихоньку начинают втягиваться в запланированный мною деловой темпо/ритм.

 

«Пакет условий» для первой командной работы

А потом команды проверяли примеры, решённые на листках. Со строгим соблюдением такого устного «пакета» УСЛОВИЙ:

• Проверять ответы в стопке другой команды.

• Проверять все вместе по одному листочку и каждому.

• На нижней строке написать название проверявшей команды.

• При готовности дружно хлопнуть в ладоши и прислать посыльного.

 

 

Наглядность сравнения результатов

Затем начали готовиться к сравнению результатов.

Задание /напомню, что все задания устно передавались через посыльных/

• Сколько всего примеров записано на ваших листках? Записать это число на доске.

Задание

• Сколько примеров решено верно?  Записать это число на доске рядом с первым.

 

Обращаясь к классу, ставлю проблему: как сравнить результаты?

После некоторых раздумий ребята вдруг вспомнили о процентах (!). Как же меня это порадовало. Ведь проценты шестиклассники «проходили» уже давно, а тут они вспомнили об их пользе. И вспомнили в такой естественно-нестандартной ситуации. (Мне кажется, что хоть один нежданный-негаданный заяц из 133 в этот момент был пойман!)

После появления процентов на доске некоторые из ребят разумеется усомнились в их правильности. Очень хорошо! Значит – надо другим всё перепроверить!

 

Через новых посыльных передаётся новый устный пакет УСЛОВИЙ:

• Листочки передать хозяевам.

• Всё перепроверить, если что-то не так, то исправить. Прежний процент заменить новым – правильным.

• Работать всей команде стоя (при готовности сесть).

 

Конспективно поясню, что последний пункт условий был нацелен и на очередную смену мизансцены урока, и на очередное разнообразие в двигательной активности учеников.

Команды начали проверять стопку своих примеров. Где-то соглашались, где-то нет.

«Правду искали» весьма заинтересованно… Ну, немножко покричали…

Сначала стали появляться исправления в итоговых суммах, указанных на доске. Потом начали усердно пересчитывать проценты. (Мне кажется, что и тут нежданные-негаданные «зайцы» были пойманы опять).

За парты все команды уселись только после «разборок». Даже результаты «в процентах» получились уже примерно одинаковые (ведь некоторые округляли до «десятых», а другие до сотых).

 

 

Быстрая смена командных составов

Перед следующим заданием поменялся состав групп. Сначала в каждой группе рассчитались по порядку номеров. Первые и третьи «номера» перешли «по часовой стрелке» в соседнюю команду (справа налево).

А потом все команды учились «писать на спине».

 

 

Подготовка и проведение
необычного МАСТЕР-КЛАССА


[четверо «посыльных» получают задание от учительницы, то есть «шепчутся» (учительница – крайняя справа)]

Задание /через посыльных/

• Выбрать в группе мальчика, и всей команде потренироваться писать у него на спине пример:  -72/15 + 4 1/6– 1,2

 

Шестиклассникам было ВСЁ непонятно! Чем писать? Где именно? Всё сразу? Или по одному числу?

Но кто-то как-то начал. Кто-то у них подглядел. А кто-то, наконец, понял сам… Ну, как-то справились.

И ещё поясню, что я планировала, что в группах будут выбирать кого угодно. Но на обсуждении В.М. настоял на том, чтобы были только мальчики (у девочек на спине могут прощупываться какие-нибудь лямки нижнего белья, что будет создавать определённое неудобство). Но мальчики были не во всех командах. На своих уроках я частенько провожу “быструю смену” командного состава, а здесь эта смена была необходима ещё и для равномерного распределения мальчиков. И если после переходов “первых” и “третьих” в какой-нибудь группе всё ещё были бы только девочки, то я что-нибудь придумала бы на ходу (например, переслала бы “вторых” и “четвёртых”, но теперь уже против часовой стрелки).

На всю разминочную «тренировку» ушло минуты две (дольше при непонятности задания ученикам было бы и не неинтересно). И вот я объявила, что начинается «Мастер – класс»

 

Задание

• Выйти к доске тем, у кого во время тренировки на спине выводили заданный пример.

Из четырёх вышедших нужно было определить, кто будет первым? «Мерялись по палке», перехватывая линейку.  (Никто из четырёх московских мальчишек такого способа «разрешения спора» до этого момента не знал! (откр. в новом окне) – пришлось быстренько объяснить.)

Задание (последнему, кто смог удержать линейку)

• Выбрать кого-нибудь из своей группы в Помощники и вдвоём выйти к доске.

Затем Помощник наугад брал со стола одну из 5 карточек (В.Б. настаивал, чтобы число карточек было больше, чем число команд), на обороте которой был напечатан один из примеров.

 

.2,3 – 5

-1/2 + 1/6

-0,5 + 1/2

-23/4 + 3

-1,3 + 3/5  (этот пример никому не достался, т.к. было четыре команды)

В полной тишине нужно было воспроизвести этот пример с карточки. Один ученик «выводил» этот пример на спине другого, а тот в свою очередь воспроизводил уже на доске то, что смог понять сам.

Так сделали представители всех четырёх команд (по очередности, установленной «перехватыванием линейки»).

Затем посыльные от команд проверяли правильность записи примеров.  Выяснилось, что представители только одной команды сумели записать пример верно! Не сговариваясь, весь класс им поаплодировал.

А на доске остались подправленные записи: четыре разных примера (для шестиклассников значительно труднее тех, что были в устном счёте на первом этапе урока), Эти примеры им и надо было решить!

 

Решение примеров

 

ПАКЕТ Заданий

• Все примеры, изображённые на доске, решить.

• Каждому в своей тетради нужно записать все решения.

• При готовности всей команды – дружно махать руками (при полнейшей тишине).

Вычислили ответы и в своих тетрадях записали решения шестиклассники уже быстро.

Тогда я у них узнаю, как же нам проверить результаты?

По предложению ребят посыльные от команд по очереди выходят к доске. И под примером они указывают свой вариант ответа. Остальные проверяют. Условились: если кто-то с ответом не согласен, тот встаёт.

Почти все ученики примеры решили правильно. Ошиблась только одна команда. Ошибку исправляли «всем миром». Весьма заинтересованно и с явной позитивностью в эмоциональном накале.

Напомню пример: -21/4 + 3 =

Посыльная от команды стёрла первоначальный ответ, поставила другой. Опять стёрла. Под смешки других коман, и непоняв подсказку от своей команды, написала нечто невообразимое 11/4

Я пригласила желающих помочь. Вышел сильный ученик и написал правильный ответ «3/4». Посыльная недоумевала. Тогда я попросила сильного ученика объяснить ей, как он получил именно такой ответ. «Отличник» задумался… и отказался. Тогда к доске выскочил другой «отличник» (они оба случайно попали в одну «малую группу» и по ходу урока было видно, что они друг с другом то и дело борются за лидерство, конкурируют и меряются своими интеллектуальными силами). И вот этот второй «отличник» молча выводит на доске логику рассуждений:

-21/4 + 3 = -21/4 + 2 + 4/4 =-1/4 +4/4 = 3/4

Посыльная вдумалась, вглядываясь в запись. Поняв смысл, одобрительно кивнула в знак согласия. Застывший в «немой паузе» первый отличник увидел, что она поняла. И признал «верх» своего конкурента, сумевшего-таки объяснить однокласснице суть решения данного примера. В этот мемент их конкуренция прекратилась, обоюдным признанием преимуществ за вторым «отличником».

Это было явно одно из тех «личностных открытий», связанных с углублением в материал, которое учитель не может для урока заранее планировать, но может расчитывать на их появление и(или) не мешать их возникновению («133 зайца»).

Подведение итогов

 Оценки на этом уроке я не ставила. Да и зачем они нужны!? (…раз я этих учеников вижу первый раз?) Но каждому из них я дала реальную возможность оценить себя самому. Да ещё и в сравнении с другими.

А сами ребята в начале урока мне казались испуганными. В конце же урока они все улыбались.

В начале урока страшновато было и мне, тогда как в конце «открытого урока» мне было уже жаль, что встреча заканчивается так быстро. Ведь я придумала для ребят ещё одно интересное задание. Но 45 минут нам не хватило!..

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
[2] Сам себе РЕЖИССЁРМатематика

 

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

7 комментариев Рациональные числа (6кл)

  • Лада

    Спасибо Вам за урок, очень многому научили.
    Ощутила энергию учителя. Грамотный подход. Радовалась вместе с ребятами…
    Талантливый и творческий учитель – счастливые дети!
    Вы подарили им уверенность в собственных силах!

  • Светлана

    Очень интересный урок, побуждающий к творчеству. Побольше бы таких разработок.
    С уважением Светлана

  • Наталья

    Большое спасибо! Очень понравилось! Восхищаюсь вашими творческими находками! Просто и гениально! Успехов Вам.

  • Анна

    Спасибо. Взяла некоторые приёмы себе на заметку: дружно махать руками при абсолютной тишине,кто не согласен с ответом, встаёт.

  • Светлана

    Очень интересный и творческий подход. Вы – умница!

  • Ирина

    Здорово! Готовлюсь к открытому уроку по формированию УУД. Воспользуюсь вашей технологией! спасибо за идеи!

  • Понравилось! Здорово!
    Настоящее творчество!!!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика