Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Роковая любовь» (5кл)

Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Круглый стол» ЖУРНАЛИСТОВ
[3] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

Образовательный центр “Азъ”,
УВК “Измайлово” №1811
Сергей ПЛАХОТНИКОВ

.

СТРАСТИ-МОРДАСТИ

или
Пятый класс
о
РОКОВОЙ ЛЮБВИ

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Из  научно-методического архива доктора педагогических наук В.М.Букатова, в 1998-2006 редактора
разделов «Режиссура урока» и «Я иду с урока» (совместно с М.В.Ганькиной)
в газете «Первое сентября» // по материалам публикации в № 08/2001

===  с о д е р ж а н и е ===

Как появились записанные пятиклассниками рассказы о «роковой любви» (С.В.Плахотников)
Любовь зла (Записано Денисом Меленчуком)
Топаз и Том (Записано Диной Шевченко)
Юра (Записано Любой Вершининой)
“А то брошу…” (Записано Женей Гусевым)
У грязной лужи (Записано Ромой Копейкиным)
Боря и Ира (Записано Ильей Поповым)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

 

Как появились записанные пятиклассниками
рассказы о «роковой любви»

Раньше я не задумывался над тем, что абстрактное понятие фольклорного произведения может приобрести в опыте пятиклассников вполне конкретные очертания.

Ещё в начальной школе, будучи учениками третьего класса, авторы этих записей ходили с блокнотами по прилегающему к школе району и записывали со слов прохожих загадки. Их умница учительница (как и наш научный руководитель В.М.Букатов) точно понимала истоки фольклора в окружающей всех нас жизни. И действительно, если фольклорные произведения рождены в лоне устного народного творчества, то почему дети должны считывать их со страниц школьных учебников? И вот третьеклассники по рекомендации научного руководителя ходят по улице кто по двое, кто по трое и спрашивают у прохожих, какие те знают загадки и какие у этих загадок ответы.

Учительница рассказывала мне, как дети были удивлены, собрав  пять вариантов правильных ответов на достаточно популярную загадку “Без окон, без дверей – полна горница людей”, а именно: огурец, арбуз, тыква, дыня, кабачок. И вообще то, что у загадки может быть несколько вариантов правильного ответа, для некоторых ребят оказалось откровением.

И вот, когда в пятом классе пришла пора читать баллады о Робин Гуде, я для начала прочитал им несколько баллад из сборника “Русский школьный фольклор” (Москва, 1998). Ученики так увлеклись, что буквально требовали читать ещё и ещё. Так я прочитал и любовные истории. В результате урок свёлся к тому, что мы погасили в классе свет (благо зимой темнеет рано) и слушали любовные истории, которые ребята рассказывали в соответствии со строго установленной ими очерёдностью.

Домой пятиклассники ушли с заданием записать хотя бы одну из историй, услышанных на уроке или после, на перемене.

Потом эти истории были опубликованы в школьном журнале “Разговор” (образовательный центр “Азъ”, УВК “Измайлово” №1811) тиражом аж 100 экземпляров (!). Естественно, что тексты были слегка отредактированы (убраны некоторые повторы, расставлены запятые и абзацы). Авторы с правкой согласились и для публикации в “Первом сентября” единодушно выбрали именно этот вариант.

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
учитель словесности

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Любовь зла

 

Этот рассказ – чистая правда. Все началось в Бостоне, в тихом поселке Маркс.

Один паренек по имени Марк встретил девушку, которую звали Лин. Они познакомились в баре, где Лин работала официанткой. Но спустя некоторое время Лин узнала, что ее возлюбленный встречается с другой…

Лин была колдуньей, она призвала черные силы, чтобы погубить бедняжку.

И вот Кейт (новая подружка Марка. – Прим. ред.) стала чахнуть на глазах. Она сильно болела, и от прежней красоты не осталось и следа, но Марк все так же сильно ее любил. День и ночь он проводил у постели умирающей Кейт, а когда ее не стало, он бросился под поезд, чтобы вовеки быть рядом со своей возлюбленной.

(Записано Денисом Меленчуком)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Топаз и Том

 

Жила-была девушка. Звали ее Топаз. Ей было 17 лет. Она любила человека по имени Том. Но Том не любил Топаз, он любил ее лучшую подругу Дженнифер, а Топаз об этом не знала.

Однажды Топаз позвала Дженнифер и сказала:

– Пойдем погуляем!

Дженнифер ответила:

– Еще не хватало! С тобой, с двоечницей?! С такой глупышкой?

Топаз очень удивилась и не знала, как сорвать злость на Дженнифер.

– А Том любит меня, а не тебя, глупышка! – продолжала Дженнифер. – Он сам мне об этом говорил.

Тут Топаз не выдержала и убежала вон из класса, где они разговаривали (они были одноклассницами). Она выбежала на улицу и встала у входа в школу. Вдруг подошел к ней парень из параллельного класса.

– Почему такая красавица стоит одна и рыдает? Кто тебя обидел?

Топаз промолчала. Она только всхлипнула в ответ.

– Пойдем я тебя провожу домой, Топаз? – спросил парень.

– Пойдем, но давай чуть-чуть попозже, – ответила Топаз.

Через пятнадцать минут они отправились. Когда они подходили к дому, Топаз резко остановилась. Навстречу им шел Том. Он, не замечая Топаз, смотрел вдаль и о чем-то мечтал. Топаз подумала: “Если он меня увидит с этим парнем, то он никогда не полюбит меня!”

– Иди поближе к краю, – сказала Топаз парню, который с ней шел.

– Кто это? – спросил Том, когда подошел.

“Ну вот, увидел”, – подумала Топаз.

– Я не хочу тебя видеть! – крикнула она и побежала вся в слезах к дому.

– Почему она убежала? – спросил Том у парня. – И вообще кто ты такой?

– Я ее друг из параллельного класса. А убежала она не знаю почему, – ответил парень.

И тут они подрались из-за Топаз.

– Так будь же ты с ней! – крикнул парень.

– Сейчас разберемся, с кем она будет!

На этих словах Том выхватил нож и кинул в парня, но промахнулся. Тут они оба бросились за ножом. Том схватил нож первым и побежал к дому Топаз. Тут раздался крик и звук тормозов машины. Сразу же из дома выбежала Топаз, она услышала крик.

– Том, не умирай, я люблю тебя! – сказала Топаз.

– И я люблю тебя, – проговорил Том и умер.

На следующий день Топаз потеряла разум. Она вышла на улицу, ничего не понимая, и увидела перед подъездом пятна крови.

– О, Том! – крикнула она, и это было последнее, что она произнесла, потому что бросилась под машину и умерла.

(Записано Диной Шевченко)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Юра

 

В одной деревне жила девушка Катя. Она очень хорошо пела.

Один раз к ней пришло письмо. В письме было приглашение в театральный институт.

Катя приехала в город и поступила в институт. У нее был преподаватель Юра. Он ей очень понравился, и она ему тоже. Они полюбили друг друга.

У Юры была раньше девушка Юля. Она подружилась с Катей, чтобы ее убить, а самой возвратиться к Юре. Юля пригласила Катю к себе домой. Они захотели попить чаю. Юля подсыпала Кате яд. Катя умерла. Юра не смог жить без Кати и бросился под поезд.

(Записано Любой Вершининой)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

“А то брошу…”

Однажды жили один мальчик и девушка. Они любили друг друга.

Как-то у них не стало денег. Мальчик пришел к девушке и говорит:

– Пошли грабить кладбище, у нас нет денег.

Девушка согласилась.

Пришли они на кладбище, раскопали могилу, а там лежала женщина, у нее на каждом пальце – по пять колец. Мальчик сначала хотел снять их, а потом говорит:

– Руби пальцы.

Девушка говорит:

– Нет.

– Руби, а то я тебя брошу.

Она отрубила. Они ушли.

Потом мальчик говорит:

– Мы забыли лопату. Иди за ней.

– Нет.

– Иди, а то я тебя брошу.

И она пошла. Подходит к кладбищу и видит: там сидит женщина с завернутым лицом и плачет. Девушка подошла и говорит:

– Бабушка, вы что плачете?

– Мне пальцы отрубили.

– А кто это сделал?

– Ты!!!

(Записано Женей Гусевым)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

У грязной лужи

 

Вовочка познакомился со Светой в школе.

Однажды, когда они гуляли, Вовочка спросил: “Скажи, Света, ты меня любишь?” Света ответила: “Еще чего!” Вовочка, как только это услышал, сказал: “Не хочешь, не надо…” – и ушел.

На следующий день ярко светило солнце. Вовочка пошел купаться. И тут он вспомнил вчерашний вечер, вспомнил свое знакомство со Светой. Ему стало грустно, и он решил утопиться…

Ранним утром дул свежий ветерок, кудахтали курицы в сарае соседнего дома. Мама попросила Свету купить кефир. Проходя мимо реки, Света вспомнила, что она наговорила Вовочке. Свете стало грустно. У реки был высокий утес. Света решила прыгнуть, но вдруг она увидела Вовочку. Сбежав с обрыва, она закричала: “Вовка, тормози!” Но Вовочка не слышал.

Вдруг Вовочка посмотрел в воду и увидел, какая это грязная лужа. “Щас-с! Утоплюсь! Как же! Проще зарезаться!” – подумал Вовочка. И тут он повернулся и увидел Свету, она подбежала к нему и сказала…

(Записано Ромой Копейкиным)

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

Боря и Ира

Боря влюбился в Иру,
но она сказала: “Да иди ты…”

И он свалился под машину,
а она свалилась с Останкинской башни.

(Записано Ильей Поповым)

Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Круглый стол» ЖУРНАЛИСТОВ
[3] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить авторов. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика