Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О досадном лидерстве взрослых

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

__________________________________________________________________________

Вячеслав БУКАТОВ,

доктор педагогических наук

О досадном лидерстве взрослых

Публикация первой редакции в кн.: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике (Красноярск, 1990)

___Воспитателям, отправляющимся на занятия с детьми, следует помнить, что детям освоение нового всегда трудно. Когда же предуп­реждают, что новое дело — трудно, то оно может сде­латься «трудным» вдвойне. Если же отказаться от такой подачи нового и предлагать его обучаемым детям как ви­доизменение дела, им уже известного, то на занятии возникает иг­ровая форма освоения нового.

___Осваивать новую  игру детям обычно не столько трудно, сколько интересно. К новому  делу интерес тоже существует, но он у некоторых детей быстро угасает под давлением страха ошибки.

___Ведь взрослые, как метко подметил Евг. Евг. Шулешко, то и дело стре­мятся демонстрировать свое умение быть во всем пра­вильными и правдивыми. Взрослые стремятся (пусть не вполне осознанно) показать и доказать, что сами-то они умеют в осваиваемом детьми деле избегать ошибки. Что позволяет им почти постоянно быть в лидерах.

___Но лидерство взрослых к сожалению усугубляет и так возникающий в детях страх ошибки. У тех воспитателей, что являются безоговорочными лидерами, не хватает терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры. И при каждом отклонении детей от образа «правильного поведения» этот тип воспитателей грузит своих подопечных поспешны­ми показами и бесконечными объяснениями. А все потому что они  опасаются, что дети (пусть и не очень быстро) сами разберутся со своими ошибками, и тогда их взрослое ли­дерство окажется беспочвенным.

___И действительно, некоторые воспитательницы не на шутку боятся, что без ощущения лидерства их начнут захлестывать со­мнения в своей необходимости детям. Раз у тех самих всё получается, то зачем тогда они — воспитатели — им нужны?

___Социо-игро­вая педагогика отвечает: ещё как нужны! Нужны для организации новой интерес­ной деятельности, в ходе которой дети, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и ме­тодом собственных проб находить верное решение. Ведь сама по себе, без взрослого-воспитателя, такая деятель­ность в группе детей не возникает. И дети всегда бла­годарны не столько взрослому-лидеру, сколько взросло­му-выдумщику.

О необходимости равноправия в заинтересованности

___Все воспитатели помнят такие строчки: «Травка зеленеет, / Солнышко блестит: / Ласточка с весною / В сени к нам летит», или; «Ладно, ладно, детки, дайте только срок, / Будет вам и белка, будет и свисток!».

___Эти всем известные строчки принадлежат перу русского поэта XIX века А.Н.Плещеева и являются отрывками из стихотво­рений, которые целиком, к сожалению, известны воспитателям (и даже учителям) гораздо реже. В 1846 году им было написано довольно боль­шое и ныне почти забытое стихотворение «Вперед». В своё время оно пользовалось большой популярно­стью и для нескольких поколений второй половины девятнадцатого века было своего рода «Марсельезой»:

Вперед! без страха и сомненья,
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

Смелей! дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед,
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет. < … >

___Союз же детей со взрослыми, занимающимися их воспитанием и обучением, начинается с равноправия не только в ошибках (педагогу полезно ошибаться при де­тях и даже «вылетать» вместе с другими ошибающимися детьми из игры), но и с равноправия заинтересованно­сти. В игре должно быть интересно и взрослому, и ребёнку.

О готовности смеяться, огорчаться, волноваться вместе со всеми

___На примере салочек, в которых принимает уча­стие всего одна пара — ребёнок и взрослый, положение о том, что и взрослому, и ребёнку должно быть интересно возражений не вызывает. Действительно, если взрослый будет скучать в парной игре, то заинтересо­ванность ребёнка тратится на настойчивые уговаривания «играть как следует», а сама игра при этом быстро ис­сякает.

___Но если детей много, то тогда, может быть, взрослому можно и поскучать в стороне? Оказывается, нет!

___Для того, чтобы детям упражнение стало интересным, сам воспитатель, организующий игровую деятельность (например, подачей команд), должен быть увлечен. А это происходит, когда он весь подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться (и открыто исправлять свою ошибку) по ходу совместного выполнения с детьми игрового уп­ражнения. Тогда возникает и равноправие в игре, тогда возникает и союз.

___Развивать и укреплять этот союз воспитателей и детей в ходе игры могут помочь в числе прочего и пять советов, о которых пойдет речь в соседнем материале.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

.

.

Яндекс.Метрика