меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Домашний ПРАЗДНИК = II (архив 2007)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ДНЕВНИК событий


Вячеслав Михайлович Букатов

В.Бук-круг-срдоктор педагогических наук,
профессор кафедры Педагогики МПСУ
и проф. кафедры Педагогического Образования МГУ

День рожденья как домашний праздник для детей и взрослых
Три социо-игровых захода с ответами на типичные запросы родителей, посещающих мой сайт (или интересующихся такой педагогической экзотикой, как драмо/герменевтика)

M&L_2009

Заход второй. Волшебные ключики общения

Речевая инициативность
Ключевые слова
Комфортная неразбериха
Взаимопонимание и неподдельный интерес
Потеснее сблизиться и поближе породниться
Коллаж рисунков
Полезный опыт стороннего наблюдателя
Трамплины для коллективного сочинительства

 

Повторим, что если задуматься над тем, когда и взрослые и дети говорят, что день рождения удался, то ответ понятен: когда и тем и другим было интересно. Иными словами, когда есть что вспомнить и взрослому и ребенку. И хозяевам и гостям.

Психологи давно подметили, что если в ходе общего разговора у человека была возможность свободно высказываться (облекать поток своих мыслей в звучащую речь), то он потом это разговор не просто с удовольствием будет вспоминать, но и к содержанию затронутых тогда тем то и дело в своих мыслях возвращаться…

Речевая инициативность

Взрослые, когда приходят в гости, обычно склонны помалкивать. И правильно делают. Это признак хорошего тона. Многие же помнят, как тягостно находиться в компании, в которой один из присутствующих всех просто «убалтывает», не давая другим и рта раскрыть.

Следовательно вся проблема в том, чтобы хозяевам так распределять «речевую инициативу» между собравшимися, чтобы возможность поговорить всем досталось и звучание рассказа одного гостя не перекрывало бы другим гостям возможность излагать свои истории. Отсюда и режиссура дня рождения: надоумив гостей «порыться» в своих детских воспоминаниях, хозяевам нужно создать комфортную для всех ситуацию параллельных и неформальных «междусобойчиков». Именно в них общение между гостями легко зарождается и набирает силу.

(Подобные разговорчики всегда возникают между гостями вполне естественным образом. Но, как правило, выглядят они как-то по-партизански. Поэтому их как можно раньше следует «легализовать»).

Подчеркну, что ситуация детского дня рождения в междусобойчики взрослых вносит свои коррективы. Гостям нужно «подкинуть» такую тему, чтобы и всем детям было не только интересно послушать, но чтобы они в общем разговоре могли участвовать что называется «на равных».

Взрослым часто кажется, что интересы ребенка только и связаны, что с какими-то играми или игрушками. Вот и начинают они настойчиво задавать о них свои назидательные вопросы. От которых права «свободного высказывания» у детей почти не остается.

Вот и начинает звучать натужный разговор. Который на следующий день и вспоминать-то никто не будет (разве что сам ребенок; и то скорее всего, как кошмарный сон).

На самом же деле, что 12 летним, что 4-х летним, очень интересно слушать рассказы взрослых. Слушать «со стороны». Но только не про работу, политику, футбол или тряпки! А – про жизнь. А так как эти разговоры, как правило, в условиях дня рождения не возникают, то детям особо и слушать нечего.

Поэтому рассмотрим вот какой вариант общения детей и взрослых и друг с другом и между собой в условиях домашнего дня рождения.

 Ключевые слова

Собравшимся гостям (и взрослым и детям) раздаются листочки-квадратики. Им предлагается вспомнить какой-нибудь из своих дней рождения, но из тех, когда они были маленькими. И вспомнив, написать, ключевое слово. То есть слово как-то связанное, именно с тем самым днем, который вспомнился. (Маленькие дети, которые еще не умеют писать, свое «ключевое слово» могут как-то условно изобразить.)

Затем все листочки собираются в «волшебную шапку» (о ней речь шла в предыдущем заходе). И каждый из желающих (а на самом деле все присутствующие), вытягивают квадратик (желательно чужой) с каким-то словом.

Это слово нужно изобразить, что называется «на коленке». Разумеется, что в ход может идти все что под рукой: не только разноцветные фломастеры, но и простые карандаши, восковые мелки или шариковые ручки (то есть изображение можно создавать необязательно «в цвете»). Рисовать лучше на тетрадных листах. Или даже на бумаге для принтеров (формата А4).

Чтобы хоть как-то чужое «ключевое слово» нарисовать, гостям приходится вступать друг с другом «в контакт»: расспрашивать, как и что. Вот и начинают возникать легальные «междусобойчики». Все начинают устраиваться как-то поудобнее, чтобы сподручнее было друг у друга интереснейшие подробности детства выведывать…

Комфортная неразбериха

Вот я, допустим, вытянул листочек, на котором написано слово «кошка». Что за кошка, я понятия не имею. И как только такой вопрос у меня в голове появится, так меня тут же с дивана как ветром сдует. Я сам того даже и не замечу.

И вот, допустим, выяснил я, что авторство этой записки принадлежит тете Нюре. Подсаживаясь к ней, я начинаю расспрашивать о подробностях.

Оказывается, когда она была в пятом классе, ей на день рождения один папин знакомый подарил живого, трехцветного котеночка (и когда этот котенок вырос в жуть какую озорную кошку, то она, бедная, охотясь на подоконнике за голубями, упала с девятого этажа, но в ветеринарной больнице ее вылечили, и все обошлось благополучно).

И вот узнав всю эту историю, мне нужно это слово (кошку, да еще и трехцветную) изобразить. Пока я изображаю, кто-то из гостей меня самого тормошит, чтобы я поведал, почему это в моей записке «зеленый забор» указано. И я, трудясь над рисунком, попутно начинаю рассказывать и свою историю. Одним словом, будет некоторая неразбериха, суматоха и суета.

Взаимопонимание и неподдельный интерес

Но в подобной неразберихе нет ничего страшного. Наоборот, все это и будет создавать, естественную, праздничную атмосферу. И все будут чувствовать себя все более и более комфортно.

Ведь главная беда заказных праздников какая? Заорганизованность. Так что не нужно бояться неразберихи, ей нужно только радоваться. И именно по ходу неразберихи многие вещи будут сами собой складываться. И общение, и взаимопонимание, и неподдельный интерес друг к другу.

Даже если кто-то из гостей будет чересчур увлеченно и громко рассказывать свою историю, то опять – ничего страшного. Главное, чтобы все продолжали выполнять задание-уговор: чужое ключевое слово на листе изобразить (хоть схематично, хоть условно – повторю, кто как может). Тогда чьи-то громкие рассказы помехой не будут. Мало того, они кому-то из гостей даже помогут какие-то новые подробности в своей истории вспомнить.

Потеснее сблизиться и поближе породниться

Представим, что самой хозяйке достанется листочек, на котором написано, например, «гусиная кожа». Что же ей рисовать, она в толк взять разумеется не может. И начинает искать автора.

Выясняет, что это ее собственный отец. От которого она – первый раз в жизни! – слышит такую историю. Что в самом начале июня после окончания своего первого класса, поехали они – он с матерью – свои дни рождения отмечать к родственникам. Дело в том, что день рождения матери был на три дня позже, чем у ее сына.

Хозяйка тут же отца перебивает:

– Надо же, никогда об этом не задумывалась. Знала же, что у вас дни рождения рядом. А что разница всего в три дня – внимание как-то не обращала!..

– Вот и поехали мы к родственникам, – продолжает ее отец свой незамысловатый рассказ, который некоторые из гостей начинают слушать «разинув рот» (включая именинника).– А жили они возле Павелецкого вокзала. Было воскресенье. Слово за слово – засиделись. И уговорили нас остаться там ночевать.

Июнь в том году очень жарким был. А тут утром нужно было возвращаться домой, чтобы матери успеть на работу. И вот в половине шестого утра мы вышли во двор. Кругом все цветет. Птички щебечут. Утреннее солнце глаза слепит. А холод – жуткий. Я в коротких шортиках (ведь когда мы вчера из дому выезжали, на улице жара под 30 градусов стояла). А тут зуб на зуб не попадает! И  пока мы минут пять до метро бежали, я на всю жизнь это ощущение холода запомнил: днем такая жара была, а утром – холодрыга!

Когда мы вошли в метро (массивные входные двери как раз на наших глазах открыли, чтобы людей в метро запускать!), то мама мне говорит, смотри, какая у тебя кожа. Это от холода. И называется она «гусиной».

Так что у меня тот день рождения на всю жизнь запомнился. И ночевкой у родственников. И ощущением утреннего холода. И тем, что я своими глазами видел, как метро утром открывают.

Тут хозяйка (дочь рассказчика) и кричит:

– Поняла! Я нарисую двери метро Павелецкая. Они и будут «гусиную кожу» символизоровать!

Заметим, что подобные рассказы, байки и реплики, когда они возникают между взрослыми, помогают не только нашим детям с неожиданной стороны своих родителей увидеть, но и самим взрослым – и родственникам, и друзьям, и знакомым – лучше узнать друг друга: потеснее сблизиться и поближе породниться…

И так как это все происходит на глазах у виновника торжества, то и он начинает реально ощущать свою причастность к происходящему единению. Возникает эффект эстафеты поколений. Неразрывность цепочки которой позволяет ребенку ощутить себя и равноправным, и полноправным, одним словом – законным! – звеном.

Коллаж рисунков

Ну, а теперь опять о режиссуре мероприятия. Когда каждый из гостей, опросив соседа и поняв, что же именно ему нужно рисовать, закончит свой рисунок, то хозяйка, раздает ножницы, чтобы все свои рисуночки вырезали.

Заметим, что некоторые взрослые стараются вырезать очень аккуратно, по самым краешкам контуров нарисованного. Поэтому хозяйке хорошо бы, сообщить, что вырезать можно по-всякому. Например, оставляя большие поля вдоль всех контуров. Это и быстрее и порой красивее получается…

Затем на полу расстилается большой лист бумаги (кусок обоев, либо рулон оберточной бумаги). Хорошо, если фон бумаги будет с каким-нибудь оттенком (например, зеленоватым или розовым). Оттенок может быть не обязательно светлым – на темном фоне рисунки, выполненные на белой бумаге и вырезанные по контуру с большим припуском, будут выглядеть весьма эффектно).

Теперь самое время достать клей (лучше всего «клеящий карандаш», – он и не проливается, и пятен не оставляет; к дню рождения купить заранее пару таких карандашей не составит особого труда).

Все начинают наклеивать свои вырезанные рисунки на единый лист. Попутно сочиняя коллективную историю (она как правило получается или сказочной или фантастической). Неважно, если масштабы рисунков не будут совпадать. Это всегда можно как-то по интересному обыграть.

И вот еще что. По ходу коллективного сочинения рассказа имениннику скорее всего придется принести свои цветные карандаши и фломастеры, чтобы все желающие дорисовали к приклеенным изображениям какие-то новые недостающие реалии, по их мнению необходимые для того, чтобы «предлагаемые обстоятельства» коллективной истории стали бы наиболее зримы.

Полезный опыт стороннего наблюдателя

Как правило, коллективное сочинение всех присутствующих затягивает, поэтому если кто-то начнет встревать со своими замечаниями, комментариями и предложениями необычных сюжетных ходов, то ничего страшного в этом нет. Дети обычно, в это время начинают вовсю учиться – на примере взрослых – искусству общения: как вести себя стоит, а как не стоит.

То есть дети, глядя на ситуацию между взрослыми, потихоньку делают какие-то свои личные выводы. Возможно, что и ошибочные: не беда – лишь бы они были. Ведь межличностное общение – искусство весьма тонкое и индивидуальное. И человеку (а уж ребенку и подавно) иной раз приходится по сто раз ошибаться и на одном и том же месте шишку себе набивать, чтобы в конце-концов на правильный путь выйти. Так что никаких прямых назиданий, направленных именно на детей, быть не должно. По ходу дня рождения, они не уместны.

Если кто-то из гостей все время молчит, то и это может для ребенка оказаться ситуацией непредсказуемо поучительной. Взрослым же напомним, что в компаниях молчуны не всегда скучают. Они ведь во время молчания, как правило, довольно внимательно слушают. И опыт лицезрение родственника, внимательно слушающего других, ребенку может быть весьма полезен …

Трамплины для коллективного сочинительства

Но если хозяйке кажется, что одному из таких молчунов пора бы свою лепту в сочинение общей истории-коллажа внести, то я могу посоветовать ещё вот какой режиссерский прием. В то время, как один из гостей, будет слишком увлеченно плести свою историю, хозяйке  нужно будет его перебить. Но сделать это следует по-особому.

В самом интересном месте (именно в самом интересном – это принципиально!), ей нужно неожиданно и уверенным тоном произнести:

– Стоп!.. – и заговорчески добавить, указывая например, на домик, приклеенный в углу общего рисунка и нарисованный тем самым молчуном, которого она планирует вовлечь в коллективное сочинительство: – А в это время…

Тут автор домика, который все слушал и слушал, а сам говорить не начинал, как правило, с легкостью подхватывает столь неожиданно переданную ему инициативу. Главное, чтобы «словарный трамплин» хозяйки был, во-первых, в очень интересном и очень неожиданном месте. А во-вторых, по смыслу своему почти ничего не значил («А в это время…», «Тут вдруг…»,  «Неожиданно появился…»). Тогда хозяйкину полуфразу кому угодно легко будет продолжить. И продолжить в какую угодно сторону (что для поддержания общего костра коллективного сочинительства весьма важно).

Ну а если гость даже после «словесного трамплина» хозяйки по прежнему предпочитает отмалчиваться, то как правило ему на помощь приходит именинник. И добровольно начинает плести (к восторгу присутствующих) свой неожиданный поворот истории…

Так что в результате, как ситуация не повернется, все к лучшему выходит. (Правда, если кто-то из ретивых взрослых, начитавшихся различных дидактических рекомендаций, не начнет всех «по науке» строить.  И чуть что – не только детей, но и гостей перебивать. Дескать, нужно не из головы сочинять, а вспоминать именно то, что другой гость про свое «ключевое слово» рассказывал: «Вот мы, дескать, сейчас и узнаем у кого какая память и кто внимательнее слушал». Так вот, – никакого дидактизма! Плюсы которого – полнейшая иллюзия. А вот минусы – и для праздника, и для развития детской личности, и для общения взрослых между собой – реальность. Так что старайтесь-ка больше доверять не столько дидактике, сколько собственной интуиции, умело подпитывающейся то народной мудростью, то вашими воспоминаниями из далекого детства.)

//см. продолжение: Третий заход. МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней (из архива 2011 года) //

 

Яндекс.Метрика