меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Плахотников С.В. «Дети строят круг из стульев…» (прил. к «УРОКАМ ЧТЕНИЯ»)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Таблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА → Уроки чтения: «Дети строят круг из стульев…» (С. Плахотников)


 

Пл=(1) С.В. Плахотников

Дети строят круг из стульев…
[текст статьи, опубликованной в научно-методическом сборнике «Ручной уголок» (СПб., 2011, кн. 1, с.93-96)]

 ___________________________________

  П Р И Л О Ж Е Н И Е 
к статье В.М. БУКАТОВА: Изучаем статью С.Плахотникова «Дети строят круг из стульев», опублик. в научно-методическом сборнике «Ручной уголок» (СПб., 2011, с.93-96)
[открыть в новой вкладке

∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ ∼ 

[текст публикации со страниц 93-96 научно-методического сборника

 

 [стр.93]↓

 

Дети строят круг из стульев…
Дать возможность детям оценить свои силы — интересная задача для педагогов

 

Сергей Плахотников

 

Начиная экспериментальную работу в детских садах, нам приходилось неоднократно проводить открытые занятия со старшими дошкольниками.

Без наглядного опыта чаще всего невозможно на словах объяснить воспитателям те границы поведения взрослого, которые обеспечивают детям возможность сохранять свои возможности. То есть не замыкать детей в тех возможностях, которые навязывает педагог, а оставлять простор для тех, которые важны самому ребёнку, соответствуют его возрасту и актуальным потребностям. Что позволяет продвигаться в эту сторону? Разное. Например, весь репертуар игр, практикуемый детьми группы, должен стать материалом для выбора игры по желанию детей. В связи с такой практикой складывается и способность детей к пониманию сюжета рассказа, опыт разностороннего толкования рассказа слушателями. И т. д.

На основе подобных перемен усложняются и укрепляются отношения в группе ровесников, появляется признание других детей в их мыслях о фактах жизни, проявляются симпатии и желание по-доброму относиться к плодам труда других детей. Главное только, чтобы это желание играть и действовать было высказано и реализовано.

 

Выясняем про круг

 Рассмотрим конкретный пример — рассаживание детей в круг. Зачастую уже до прихода детей на занятие взрослый расставляет стульчики по кругу, потому что знает, что пятилетки самостоятельно поставить стулья в круг не могут. Начинается толкотня, дети кричат, и, главное, результат становится недостижимым, вместо занятия — сплошное выяснение отношений.

Но взрослому невдомёк, что именно выяснение отношений, если оно правильно организовано, приводит к удивительному результату, отношения выясняются настолько, что становятся дружественными и деловыми.

Чем больше воспитатель делает за детей, тем менее дети инициативны, самостоятельны и дружны. Именно поэтому музыкальные педагоги на ответственных праздниках-концертах одновременно развёрнуты и к фортепиано, и к детям — эта неудобная поза диктуется недоверием взрослого к детям и незнанием детьми своих актуальных возможностей.

 [стр.94]

Нам повезло, потому что самое первое открытое занятие проводилось в старшей группе детского сада № 735. Её воспитатель, Галина Владимировна Козлова, ещё до начала нашей совместной работы приложила достаточно усилий, чтобы сложить дружный детский коллектив.

Плоды её труда были заметны ещё в раздевалке, где некоторые дети помогали одеться своим товарищам, собирающимся на прогулку.

Помощь другому без напоминания взрослого — лучшее подтверждение добровольного участия детей в общем деле, когда их заинтересованность в совместной деятельности обусловлена стремлением не терять общий ритм совместной жизни детсадовской группы.

 

На первом занятии мы попросили детей сесть в круг, но понимая, что задание для них может оказаться сложным, сначала выяснили, что бывает круглым. Оказалось, познания детей о «всём круглом» достаточно вариативны — это и часы, и мяч, и арбуз, и руль машины, и солнце… 

После чего ведущий занятие взрослый отвернулся к окну и, предложив детям сесть за его спиной в круг, стал считать до десяти.

Круг — лучшее место, чтобы вести с детьми общие разговоры, выслушивая мнения всех «по очереди» или «кто захочет».

Нам нужно было в этом разговоре узнать, что дети знают про реки, потому что мы собирались на занятии попросить детей построить мосты.

Дети с готовностью откликнулись на нашу просьбу сесть в круг, продемон-стрировав изрядную живость в его построении, хотя с первого раза круг у них не получился. Только после повтора упражнения и увеличения времени с десяти до пятнадцати детям удалось выполнить задание, хотя выполняли они его не в полной тишине, мешая друг другу проявить догадливость.

 

 Четыре подхода к стульям и друг к другу

 Нам приходилось просить детей сесть в круг в разных садах и в разных группах (включая группы компенсирующего типа и группы с ОНР), мы наблюдали четыре варианта реакций:

  • дети в полной тишине встают, аккуратно берут стулья, выходят из-за парт, тихо ставят стулья в круг, тихо садятся и ждут, когда ведущий досчитает;
  • дети быстро выходят из-за парт, поправляют друг друга, указывая место друг другу, и садятся в форме, напоминающей круг, после окончания счёта видят неточность построения и пытаются «залатать дыры»;
  • дети берут стулья, выходят из-за парт, пытаются друг друга поправить, усадив на «правильное место», и в результате садятся, кто как успел, преимущественно в линию;
  • дети в смятении гремят стульями, не понимая, что от них хотят, при этом некоторые остаются на своих местах.

Даже неискушённый в становлении ровеснических отношений педагог за-

[стр.95]↓

метит, что эти варианты расположены по степени возрастающей разобщённости детей и обеднения опыта согласованного действия.

Действительно, в тех садах, где практикуется жёсткая дисциплина и дрессура (где, к примеру, детям приходится высиживать на стульчиках в полной тишине в ожидании, пока кто-то уберёт, или оденется, или доест), степень разобщённости детей очень высока.

Неспособность детей к разговору, отсутствие возможности в пятилетнем возрасте свободно задавать вопросы, тем самым регулируя степень «экспансии» взрослого в его жизнь, приводят к тому, что в школе эти дети так и не научаются учиться, а в шестилетнем возрасте не смогут своевременно продемонстрировать свои умения.

 

Нам могут возразить, что при большом желании детей можно выдрессировать садиться в круг, и они будут всё делать тихо и точно. Действительно, это можно сделать, но показательным будет малейшее изменение условий, при котором возрастает страх ошибки, а по мере возрастания страха будет нарастать враждебность детей друг к другу, их разобщённость.

 

Учитывая опыт своих ошибок, мы всякий раз пытались «подстелить детям соломки», прежде чем просить их сесть в круг. Во многих садах дети засиживаются за партами, и воспитатели не следят за тем, чтобы чаще менять рабочую мизансцену в группе. А этот принцип социо-игровой педагогики, принцип смены мизансцен, является базовым для развития речи дошкольников. Ведь именно через осмысленное движение дети приобретают необходимый опыт рассуждения и делового настроя.

Как-то мы спросили пятилеток, знают ли они считалку и могут ли посчитаться? Вызвалась лишь одна девочка, хотя воспитательница утверждала, что все дети знают эту считалку.

Увы, знание не сродни владению информацией, знание находится на кончике пальцев, оно сопряжено с деятельностью и образно закреплено в сознании ребёнка. Для того, чтобы считаться по считалке, нужно не учить считалку, а считаться.

 

Организованность зависит от искренности

 Поэтому прежде чем садиться в круг, мы теперь выясняем не только, знают ли дети, что это такое, но и просим их сначала встать в круг, взявшись за руки, потом без рук, потом вместе с детьми проверяем вес стульев и способность каждого выйти со стулом из-за парты. Может показаться, что это пустое рутинное занятие. Это так, если воспитатель скучает и не пытается выяснить у детей их возможности, тем самым предоставив им право действовать на посильном для них уровне.

Интерес к делу появляется там и тогда, когда ребёнок, заявляя о своих возможностях, видит возможности других и при этом готов координировать (встраивать) свои действия с действиями других детей.

Выяснив возможности детей, мы совместно с ними прикидываем время, которое  им  необходимо,  чтобы  справиться  с  заданием.  Это может  быть

[стр. 96]

счёт и до пяти, и до десяти, и до двадцати. В детском саду №1934, в группе детей с общим недоразвитием речи, мы спросили у пятилеток, до скольких им надо посчитать, чтобы они встали в круг, не держась за руки? Дети единодушно ответили: «до десяти».

Когда же речь пошла о стульях, о том, чтобы сесть в круг, дети запросили счёт до двенадцати и до двадцати, но никто не сказал «десять». Это произошло после того, как они подержали стулья в руках над столами.

Дать возможность детям оценить свои силы в процессе общего дела — интересная задача для педагога.

 

Важно также отметить, что не всякий воспитатель решится отвернуться от детей, когда они садятся в круг. Отвернуться — значит доверять детям и одновременно рисковать. Но только доверие и риск со стороны воспитателя взращивают доверие и риск со стороны детей. В этом заключён взаимообмен. Такого рода отношения свойственны для матери и младенца. Ребёнок возвращает матери то, что от неё получил, будь то улыбка или прикосновение, тем самым адаптируясь к окружающему миру и обретая индивидуальные способы саморегуляции.

Подобное происходит и в ровеснической группе. Поведенческая гибкость, способность реагировать на меняющиеся условия в среде ровесников, реализуются в процессе проявления личной инициативы в общении, когда инициативный взрослый делится своей способностью управлять с детьми.

Если же смелости воспитателю не хватает, то он может делегировать роль ведущего одному или лучше двум детям, которые, к примеру, не только бы хором считали до двадцати, но и слушали, не стукнул ли кто стулом об пол или парту. (Если прислушаться к советам А. Ершовой и В. Букатова, то смену любых ролей очень полезно сочетать со сменой мизансцены. Например, «судьи» и «исполнители» меняются местами. Находясь на новом месте, участники упражнения (игры) лучше видят типичные недостатки сверстников-«исполнителей»).

 

Наблюдая за тем, как дети в разных детских садах садятся в круг, мы отметили, что способность детей действовать организованно прямо зависит от их искренности, от того, что некоторые воспитатели называют непосредственностью или естественностью реакций.

 

Именно поэтому стремление отдельных детей «вставлять палки в колёса» общей работе кажется противоестественной реакцией и неспособностью этих детей открыто переживать причины своего неучастия в общем деле.

Мы наблюдали, как в процессе работы в кругу, когда каждый ребёнок смог высказаться и назвать то, что «бывает в реке», меняется его отношение к тому, что он слышит от других. Это связано с тем, что всякое высказывание или реплика получают живой отклик группы, иными словами, то, что сказано, становится достоянием всех.

 

Секрет дружественных отношений ровесников кроется в доверительном и открытом поведении воспитателя, открывающем детям возможность обсуждать и предлагать не только меру своего участия в общих делах, но и интересоваться достижениями других детей, тем, что у других получается.

  

  ===========================

 

перейти  к статье В.М. БУКАТОВА: Изучаем статью С. Плахотникова «Дети строят круг из стульев», опубликованной в научно-методическом сборнике «Ручной уголок» 

 

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика