меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Читаем Плахотникова (I) / Мастер-класс: В.М. БУКАТОВ о событийном ряде по таблице-БАБОЧКЕ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Таблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА → Уроки чтения: «Дети строят круг из стульев…» (С. Плахотников)


 IMG_6072

В.М.Букатов
Уроки чтения: 
Изучаем статью С.Плахотникова «Дети строят круг из стульев…», опубликованную
в научно-методическом сборнике «Ручной уголок»

Учебный практикум
в двух частях 
для студентов педколледжей

Часть ПЕРВАЯ 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ – текст статьи: Плахотников С.В. «Дети строят круг из стульев…» // Ручной уголок: Книга первая: [педагогические комментарии к кн. Е.Е. Шулешко «Понимание грамотности»].– СПб, 2011.– Кн. 1. – С. 93-96. {открыть в новой вкладке}

– часть первая –

В.М. Букатов
МАСТЕР-КЛАСС: практика драмо/герменевтики
[событийный ряд + таблица-БАБОЧКА (август 2021, Москва)]

 Первая апробация данной образовательной процедуры состоялась  на семинаре по социо-игровой «режиссуре урока» в школе Wellbridge (Москва, 18-19 августа 2021) 

общ

В очередной раз повторим, что встреча с новым научным или учебно-методическим текстом – особенно если он занимает много страниц – часто вызывает даже у искушённого читателя некоторую апатию или даже равнодушие, возникающее как ситуационная разновидность непроизвольной защитной реакции нашего интеллекта. Реакция эта возникает не всегда. И когда её нет, то читатель с готовностью набрасывается на чтение и с завидной жадностью начинает «прорубать» просеки понимания в неизвестном тексте, соотнося извлекаемую информацию с личным опытом, представлениями, пониманиями, в его сознании уже существующими до чтения.

Для освобождения читателей от случающейся апатии и(или) досадного равнодушия в 90-е годы ушедшего века мною была разработана драмо/герменевтика (как теперь я понимаю под влиянием идей теоретика и практика театрального искусства Петра Михайловича Ершова и идей психолога-педагога Евгения Евгеньевича Шулешко). И вместо того, чтобы предложить читателям результат своего субъектного прочтения, толкования, смысловой реконструкции той или иной статьи, я начну с серии уроков, в каждом из которых «событийный ряд» понимания – его возникновения, формирования и возможного углубления – будет построен на групповой реализации тех или иных драмо/герменевтических процедур. Чтобы на деле продемонстрировать результативность «работы малыми группами» (минимум две [лучше четыре!] рабочих компании численностью не менее трёх [лучше пяти-шести!] человек в каждой).

Читателям, которые собираются только читать, а не выполнять процедурные звенья воочию и корпоративно (то есть в обособленных группках), я искренне сочувствую. Им будет гораздо скучнее, труднее и непонятнее пробираться сквозь «рабочие дебри» и моего мастер-класса и последующих версий личностных и ситуационно-смысловых реконструкций статьи С. Плахотникова. Но, как говорится, «на безрыбье и рак рыба».

 

Драмо/герменевтические процедуры начинаются с блока заданий, связанных с блужданием-обживанием. То есть во время бесцельной манипуляции [блужданием, кружением, скитанием, странствием, плутанием], осуществляемой корпоративно и как правило «на скорость», – неожиданно в незнакомом тексте каждому участнику начинают открываться хорошо знакомые стороны и отпугивающее впечатление «нового, неизвестного, трудного» незаметно проходит (см.: «Режиссура урока», 5 изд, стр. 221).

После нескольких «конов» у каждого участника складывается впечатление некой обжúтости незнакомого текста, который для читателя оказывается уже «понятно непонятным». В результате в сознании читателя начинается разблокировка понимания.       

 Этих «конов» у нас будет десять (их число, содержание и продолжительность ведущий каждый раз определяет по ситуации, на свой страх и риск). 

I КОН

[все сидят малыми группками в рабочих гнёздах; на доске посыльные в столбик пишут названия своих команд]

а) ведущий демонстрирует книгу (тексты ещё не рóзданы). И сообщает, что статья озаглавлена: «Дети строят круг из стульев…» (поясняя, что ниже этого заголовка идёт повторение одного из предложений текста, выбранное редактором-составителем для так называемого подзаголовка).

Статья небольшая (стр. 93-96). Состоит из небольшого введения [треть страницы без заголовка] и трёх озаглавленных частей. Первое предложение во введении состоит из 15 слов.

б) ЗАДАНИЕ (на скорость!): посовещайтесь, сколько слов в первых предложениях каждой из трёх озаглавленных частей. На доске напротив названия вашей «команды» посыльному нужно будет поставить число ваших ожиданий. (На скорость!)

в) пришлите другого посыльного, получить текст (книгу или распечатку статьи на принтере), чтобы проверить свою версию (стр. 93-96).

г) новому (третьему) посыльному написать после чисел ваших ожиданий в скобках реальные числа.

д) команды поставьте на доску своё общее мнение по самооценке своих ожиданий («пальцем в небо», везёт или «пока ещё не очень»).

– – – – – – – – – – – – – – – – –

На доске появляются числа в скобках и без. После появления на доске самооценок начинается ПЕРВЫЙ СРЕЗ – блиц рефлексия своего «основного пребывания» в одном из треугольных секторов таблицы-БАБОЧКИ 

 – – – – – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки (1-3)
 своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

– – – – – – – – – – – – – – – – –

II КОН

а) в статье четыре страницы. На каждой есть «последний абзац». Найдите в нём САМОЕ ДЛИННОЕ в абзаце слово. И посыльный на доске укажет (НА СКОРОСТЬ!) сколько букв в таком слове на 93-ой, 94-ой, 95-ей и 96-ой страницах.

– – – – – – – – – – – – – – – –

На первой же странице могут возникнуть разногласия.
Написание с дефисом – засчитывать за одно слово или за два?
Ведущий поддакивает, заостряет, напоминает, путает(ся).
То и дело звучит напоминание о скорости. Это – способ шутливо поддерживать игровую установку «кто быстрее!».

– – – – – – – – – – – – – – – –

б) команды листают, обсуждают, принимают решение. Смотрят на числа, выведенные другими командами на общей доске. Стараются «не тормозить».

Числа могут сильно разниться. Приходится в группах решать и проблему с путаницей страниц в записях разных команд.

– – – – – – – – – – – – – – – –

Разговоров внутри «малых групп» и между ними возникает всё больше. А следовательно начинают возникать и ситуационные установки на взаимопонимание (что является пропедевтикой внутригрупповых разговоров «по существу»).

в) каждая команда проверяет работу одной из команд (по парам или по часовой стрелке [посыльный с помощником переходят по часовой стрелке, проверяют и ставят отметку за ТОЧНОСТЬ])

г) на доске оценки за ТОЧНОСТЬ (в скобках назв. команды, откуда были судьи)

– – – – – – – – – – – – – – – – –

 Ведущий «держит руку на пульсе», то есть не даёт развалиться общему «темпо/ритму» (так как это всего лишь преамбула предстоящего прочтения статьи).

— – – – – – – – – – – – – – – – 

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

– – – – – – – – – – – – – – – – 
III КОН
а) рассказ про приём «Сколько букв в непонятном слове» (МГПИ, Ершова, Плахотников, МГУ).
– Сколько букв в загаданном «отглагольном существительном»?

б) все работают с текстом в таких границах: три последних абзаца на стр. 93

в) одна из команд (по считалочке) пишет на доске. Все вслух отгадывают (три захода).
Загадавшие отвечают – правильно или нет. Кто отгадал загадывает свой вариант

– – – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

– – – – – – – – – – – – – – – – – 

IV КОН (для удобства записи ответов ведущий разлиновывает доску – каждая команда напротив своего названия получает свою строку для записи результата)

а) в первом абзаце третьего раздела [на стр 95 – «Поэтому прежде чем…»] на скорость сосчитать все глаголы (только глаголы) и посыльному записать на доске их кол-во.

б) на скорость! – сколько в абзаце существительных?

в) на скорость! – сколько слов с буквой «эМ»?…

г) на скорость! – сколько слов с буквой «Вэ»?

е) сколько в этом абзаце слов с двумя одинаковыми буквами (например, ОКНО – две буквы О). Под запись на листочке – на доске появляются только суммарное число найденных слов.

– – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

– – – – – – – – – – – – – – – –

V КОН
[ведущий не теряет темпо/ритм]

а) закрыли все книжки (или сдали розданные распечатки статьи)…

б) посыльные получают задание! (им выдаётся «деформированный текст», который нужно восстановить «на свой страх и риск»).

в) ЗАДАНИЕ: восстановить смысл деформированного текста! И дописать оборванное (рука каждого в группе должна быть приложена к восстановлению!) – У вас 1,5-2 минутки. Время пошло!

– – – – – – – – – – – – – – – –

Об ограничениях «по времени» в конце даются пояснения: Если не успели – ничего страшного. Ведь у всех групп времени было одинаково (обязательно нужно соблюдать игровой принцип наличия проигравших)

– – – – – – – – – – – – – –  – –

г) ВЕДУЩИЙ: Время истекло. Все встали. Внесли последний штрих в работу. Вверху листа укажите название своей команды. И отправляйтесь проверять одну из команд…


– – – – – – – – – – – – – – – –

Время для выполнения может быть по ситуации несколько увеличено

– – – – – – – – – – – – – –  – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

VI КОН
[проверка командами]

а) в направлении «против часовой стрелки» малые группы переселяются в соседнее «рабочее гнездо» для проверки.

Что понравилось – отмечаете ПЛЮСОМ. С чем не согласны – ставите ВОПРОС. Можете сбоку дописывать свой вариант.

б) оцените работу и поставьте отметку (цифрой, смайликом, словами). Укажите, кто судил (название команды).
в) посыльный указывает (дублирует) результат судейства на соответствующую строчку классной доски

— – – – – – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 

VII КОН
[если рабочих команд было больше двух, то начинается «проверка проверяющих» в направлении «против часовой стрелки» (если меньше – «самопроверка»)]

а) посыльные приносят в команды «исходники» (книжки или принтер статьи). Идет проверка с исправлениями восстановленного текста.

б) на доску выносится «экспертная» оценка за судейство (или «самооценка» если рабочих команд меньше трёх).

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

VIII КОН
а) разминка «Встать по пальцам»

 

б) выполнение задания «Временнόй глазомер» (определить полминутки «на глазок»)

в) инсценировки 4 ситуаций, упомянутых в тексте: «до скольких посчитать, чтобы встали в круг, не держась за руки?»; «проверяем вес стульев, подержав стулья в руках над столами»; «способность каждого выйти со стулом из-за парты»; «до скольких посчитать, чтобы сесть в круг?»

г) отличаются эти ситуации от ваших представлений во время чтения текста? Если ДА, то чем? (на доске отметить результат аббревиатурой или числом)

— – – – – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

IХ КОН
[ приготовить  «командные листы» ]

а) поиск странностей

– – – – – – – – – – – – – – – –

Искать с конца. В каждой из трёх частей и во «введении» найти по 1-2 странностей (под запись на командном листе и с копией в своей тетрадке)


– – – – – – – – – – – – – – – – –

б) путешествие по рабочим гнёздам с командными записями; что понравилось в записях других команд – заносите себе в тетрадь

— – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
посовещавшись с соседями по команде, простыми карандашами
 отмечают в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своего «основного пребывания» во время прошедшего кона

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 

Х КОН

[все становятся в общий круг; работать будут парочками ]

а) «Волшебная палочка» – «Не верю!» по Станиславскому: по эстафете передаётся информация, что в тексте статьи удивило (и как вы это объясняете)?
Можно пользоваться своими записями (но называть следует только то, что действительно самому было чем-то удивительно, неожиданно или непонятно)

– – – – – – – – – – – – – – – –

Испытывать на «прочность» удивление (мнение) соседей может каждый из парочки, но, когда подойдёт очередь, называть по эстафете мнение все парочки будут по одному (кругов передачи «волшебной палочки» будет несколько!)  
– – – – – – – – – – – – – – – – –

Все возвращаются на место и составляют (индивидуально или командой) письменное резюме-комментарий к траектории своего путешествия по ячейкам таблицы-БАБОЧКИ 
на данном занятии 

 — – – – – – – – – – – – – – – – –

«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

По описанию игрового упражнения «Стулья» во фрагменте* из «Социо-игровых подходов к педагогике» (Шулешко, Ершова, Букатов) составить перечень ситуаций, способствующих становлению ровестнических отношений

*всем предлагается скачать электронную версию фрагмента (текст см.: часть вторая, [3] рабочий пазл – «первоисточник: социо-игровая режиссура в упражнении со стульями»)

 

На «следующей встрече» для проверки домашнего задания все объединяются в «случайные тройки» (или «пары»), договариваются о названии и сверяют перечни ситуаций, способствующих становлению ровестнических отношений.
Потом тройка объединяется со свободной тройкой, чтобы опять сверить перечни.

Очень может быть, что ведущему больше ничего не придётся добавлять. Это в том случае, если обсуждение перечня ситуаций, способствующих «становлению ровестнических отношений», будет достаточно обширным, детализированным и практико ориентированным.

Один из вариантов, чем можно завершить работу над статьями: Какие параллели можно увидеть в статье про упражнение из театральной педагогики «Стулья» и в прошедшем «уроке чтения»? Имеют ли они (и какие?) отношения к становлению ровестнических отношений?

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Результаты первой апробации
(два присеста с педсоставом начального звена школы Wellbridge [15-12 чел.], 18-19.08.2021)

Работа с таблицей-Бабочкой обеспечила на «Уроке чтения» двигательную активность групповой работы, акцент на субъектную рефлексию участников и на объёмность их восприятия.

У участников появились личностно ориентированные критические ракурсы восприятия, что сказалось на естественном протекании коммуникативной активности в малых группах.

Инсценировки методических микро-советов, упомянутых в статье, оказались «кургузыми» по выразительности, но эффективными для гармонизации перспектив в профессионально-критических позициях читателей.

На «домашнюю работу» лучше не рассчитывать; всё делать здесь-и-сейчас, т.к. данный объём статьи это вполне позволяет.

Все обратили внимание на авторское рассуждение о «взаимообмене» между матерью и младенцем. Одни категорически отрицают корректность сравнения кормящей матери с младенцем в доме и воспитателя с группой в д/с. Другие в сильном недоумении, причём тут «доверие и риск» воспитателя и детей.

­– Почти все отметили, что главная цель «узнать про реки», чтобы попросить «построить мосты», оказалась нераскрытой. Одним только предложением сказано, что «каждый ребёнок смог высказаться» (но одна из присутствующих настаивала, что тема как раз раскрыта и именно этим предложением).

­– 2/3 участников до завершающего обобщения результатов «урока чтения» считали, что рассказ в тексте ведётся про начальные классы, поэтому они не понимали, зачем автор упоминает Г.В.Козлову, воспитательницу д/с №735.
А 1/3 участников поняли, что речь идет о дошкольниках в д/с, поэтому они не понимают почему автор то и дело упоминает «парты», которых в д/с нет (но только в одном месте почему-то называя их столами).

Содержание параграфа-главки «Организованность зависит от искренности» у ¾ участников вызвало несогласие (или профессиональное недоумение) с суждением автора о том, когда у детей появляется интерес к делу. Считают, что автор частный случай выдаёт за общую закономерность.

Обобщающего вывода по научно-методическому содержанию статьи делать не стали (не возникло необходимости, как не возникло надобности и в материалах моей версии). Участники в целом уже были довольны, что смогли столь пристально познакомиться с содержанием статьи.

PS: походу «урока чтения» была освоена таблица-БАБОЧКА на весьма приличном уровне и «на ура» прошёл раздел «Работа по картинке» (И.Фирсов «Юный живописец» и китайский лубок «Юань-сяо»)

— – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Анонс второй части

Шесть рабочих пазлов 
для расширения контекста совместных рассуждений 
и поддержания деловой интерактивности при толковании прочитанного

 

[1] рабочий пазл – к проблеме языка изложения в изучаемой научно-методической статье

[2] рабочий пазл – как упражнение со стульями появилось в арсенале социо-игровых заданий

[3] рабочий пазл – первоисточник: социо-игровая режиссура в упражнении со стульями

[4] рабочий пазл – задание как повод для «наведения мостов»

[5] рабочий пазл – когда у дошкольников появляется интерес?

[6] рабочий пазл – к процедурной вариативности процесса понимания

// открыть «часть вторую» в новой вкладке //мостик3

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика