Разбор ПОЛЁТОВ → Образование ДОШКОЛЬНИКОВ → Как зима с весной встречаются (старш.гр.)
Письмо-отчёт М.И., воспитательницы детского сада «Огонёк» (экспериментальной площадки социо-игровых технологий обучения) с ответными репликами-комментариями научного руководителя доктора педагогических наук В.М.Букатова Как зима с весной встречаются, и — кто же кого победит?! В первой половине февраля в старшей группе (8 человек) провели досуг «Как зима с весной мерились». Перед досугом была проведена предварительная беседа, где я рассказала детям, что 15 февраля впервые зима с весной «встречаются». На улице в этот день принято было с утра заклички солнцу кричать, проводить игрища, зимоборы. Заучили заклички, пословицы. По вашему методу это делать нельзя, а в детском саду без предварительной работы ребенок как чистый лист. (См. Реплику-комментарий 1. — В.Б.) «Давайте и мы весну позовём!» В начале урока я напомнила детям, что мы сегодня будем играть, веселиться, солнышко зазывать потому, что мы отмечаем праздник Сретенья. Зима с весной встречаются и борются, кто кого победит. Даже пословицу народ сочинил: «Весна встретилась с зимой, словно кафтан с шубой». По деревням распевались веснянки — зазывные песенки о весне. — Давайте и мы весну позовем к нам, для нее веснянку споем. Дети встали в хоровод и спели: Весна, весна красная, — Ребята, как вы думаете, на чём приедет весна? Были разные варианты ответов, на лошади, машине и т. д. — А в старину говорили, на сошечке, на бороночке (показываю картинки). Ребята, а вам зима не надоела? (кто говорит, «нет», кто говорит — «да»). А весну ждете? Но, а зима еще не хочет уходить. Давайте про зиму хоровод исполним. Мелодия «А мы просо сеяли». Воспитатель в кругу. «Я зима студеная, вьюжная (дети идут по кругу)». Дети: «С ледяными ветрами дружная». Дети: «А мы вышли с санками погулять (дети по парам берутся за руки, едут на санках — один ребенок впереди, другой сзади)». И т. д. «Солнышко» против «Снежинки» — На Сретенье появлялись сосульки, поглядим, чья команда больше собьет сосулек. Игра «сорви сосульку». Взрослые держат скакалки на высоте, по сигналу игроки подпрыгивают и срывают сосульки. Побеждает та команда, у которой было название «Снежинка» (как дети выбирали названия своим командам в письме-отчёте ничего не было; может быть это неслучайно? — В.Б.) У них 6 сосулек, а у «Солнышка» 5. Награда — настоящая сосулька (конфета). — А теперь ребята, кто больше загадок отгадает. А загадки будете сами друг другу задавать. Команда «Солнышко» загадала загадку: «Что висит вниз головою, не летом, а зимою» (сосулька). Команда «Снежинка» загадала загадку «В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено» (прорубь). Я уже писала, что загадки заучили заранее. Каждая команда загадала по 3 загадки, победила дружба. (См. Реплику-комментарий 2.- В.Б.) А в награду получили воздушные шары. – А теперь отгадайте мою загадку «Не зверь, не птица, под снегом таится. Весна придет — победит, запоет» (ручей). Молодцы! Сугробы из простыней и нарисованный подснежник Потом играли в «ручейки». Участвовали две команды по 4 человека. Перед командами на полу разложили по три «сугроба» из простыней. Дети встали друг за другом и положили руки на плечи впереди стоящего. По сигналу команды- «ручейки» обегали «змейкой» «сугробы» и возвращались на прежнее место (см. Реплику-комментарий 3.- В.Б.). Победила команда «Солнышко» (у них на 1 шарик стало больше). — Ребята, как только начинаем таять снег, какие цветы появляются первыми? Как они называются (показываю)? Правильно, подснежники. (См. Реплику-комментарий 4.- В.Б.) Две команды играют в игру «Подснежники». У каждого участника команды какая-нибудь часть цветка (стебелек, листок, лепесток и так далее). На расстоянии 3-4 метров от команд лежали обручи. По сигналу дети по очереди подбегали к обручу и выкладывали из деталей подснежник. Победила команда «Снежинка». Очень старался Данила М. А теперь, ребята, давайте посчитаем, сколько у нас шаров и сосулек, чья команда лучше справилась. Победила дружба (см. Реплику-комментарий 5. — В.Б.). Дети все вместе спели песню о весне «Веснянка» с движением. — Хоть и весна уже близко, все равно еще холодно, но уже тает снег, появились ручейки, первые проталины. Уже солнце на лето, зима на мороз поворотилась. Хоть и злится зима, а весна уже входит в свои права. Ждем ее с радостью, мы готовы ее встретить. Давайте на прощание споем «Вот уж зимушка проходит». Все встают в хоровод и поют песню… Давайте-ка прислушаемся к подсказкам собственной интуиции Реплики-комментарии В.М.Букатова Уважаемая М.И., спасибо за письмо-отчет о вашем занятии-досуге. Читать интересно. И хорошо, что вы усердно приобщаете детишек к фольклору (пусть даже в столь адаптированных вариантах, какими являются новоделы распространённых сегодня методик). Но некоторые строчки вашего письма меня слегка озадачили. Например, формулировка, что, дескать, по вашему методу «заклички и пословицы заучивать нельзя»… Итак, всё по порядку. Реплика-комментарий 1. Как же детям запоминать слова? Реплика-комментарий 2. «В поддавки» или на самом деле? Реплика-комментарий 3. Язык до Киева доведёт! Реплика-комментарий 4. Как мы невольно приучаем детей не доверять собственному опыту Реплика-комментарий 5. О необходимости возвращения игровым проигрышам воспитательной значимости (и о трёх универсальных способах этого возвращения) |
ооо ооо ооо . . . . . . . . .
О необходимости возвращения игровым проигрышам воспитательной значимости |
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.