Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Внешнее строение человека» (подготовит. гр. детского сада)

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ«Внешнее строение человека»(подг.гр.)

«Внешнее строение человека» (подгот. гр. детского сада)

Письмо Раисы Николаевны Сюрвасевой и Ольги Анатольевны Самариной (г.Сыктывкар, д/с №93) с рассказом (конспектом) о занятии в подготовительной группе по теме «Внешнее строение человека» с ответными репликами-комментариями доктора педагогических наук В.М.Букатова Здравствуйте Вячеслав Михайлович. Предлагаем вашему вниманию один из конспектов проведённого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Очень бы хотелось узнать не только ваше мнение, а реплики-комментарии. Тема: Внешнее строение человека. Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов; их значении для человека. Задачи: — обучать дифференцировать понятия «часть тела» и «орган»; — расширять представления детей о значении тех или иных органов; — развивать умение сравнивать; анализировать; строить логические суждения;

— развивать эмпатию, желание и готовность помогать самому себе другим людям;

— воспитывать бережное отношение к своему организму;

— воспитывать партнёрские отношения; чувство ровестничества;

— развивать диалогическое общение. [См. Комм.: §10В.Б.]

Ход занятия

Вначале занятия воспитатель обращает внимание на картинку инопланетянина, который утверждает, что люди такие же, как и они, те же туловище и голова. Педагог делает вид, что растерялся и спрашивает у ребят: «Как нам доказать, что люди отличаются  от инопланетных жителей?» Дети предлагают: сравнить, найти отличия. Ольга Анатольевна предлагает с помощью игры «Знатоки» вспомнить из чего же состоит человек. Дети, передавая друг другу куклу-пупса, глядя друг другу в глаза, перечисляли из чего же состоит человек. (Из 15 ответов был всего 1 повтор). [См. Комм.:§1В.Б.]

Затем педагог предложила с помощью подходящих карточек к картинкам: здоровые зубы; здоровые уши; здоровые глаза поделится на компании и выбрать капитана. [См. Комм.:§2В.Б.]

Детям предложили назвать команды (можно самим, а можно использовать рисунки на карточках). Команды получили названия ( «Чистые уши», «Белые зубы», «Здоровые глаза»). [См. Комм.:§3В.Б.]

Первое задание одна на все компании: Найти отличия человека от инопланетянина [см. Комм.:§4В.Б.]. Первыми справилась компания «Белые зубы». Вышли 2 ребенка и перечислили все отличия [см. Комм.:§5В.Б.]. Добавления от других компаний были только о цвете кожи и отсутствии волос.

Но опять проблема Инопланетянин спрашивает, можно ли назвать одним словом всё, что перечислили дети.

Ребята такого слова вспомнить не смогли. Тогда Ольга Анатольевна сказала о том, что люди договорились назвать все перечисленное — органами.

2 задание (всем компаниям): Где можно узнать об органах?

«Белые зубы» — спросить у взрослых

«Чистые уши» — узнать в школе или можно прочитать в книгах

«Здоровые глаза» — можно спросить у воспитателя или у родителей. [См. Комм.:§6В.Б.]

3 задание: Необходимо объяснить Инопланетянину для чего нужны органы людям и какие необходимо выполнять правила, чтобы сохранить их здоровыми.

Чтобы рассказы компаний получились последовательными, детям была предложена модель.

«Чистые уши» — рассказывали про глаза (Рассказы детей: Глаза нужны для того, чтобы смотреть, видеть, читать, любоваться красотой, чтобы смотреть куда идти, чтобы можно было работать и помогать друг другу. Чтобы они оставались здоровыми, нужно их беречь: нельзя трогать грязными руками, смотреть близко и долго телевизор, лёжа читать — и ещё нужно проверять зрение у врача)

Рассказы других компаний тоже получились довольно подробными. [См. Комм.:§7В.Б.]

4 задание (творческое). Ольга Анатольевна сказала:  бывает так, что человек здоров, но почему-то у него нет настроения (и показала картинку мальчика с грустным лицом). Что нам показывает, что человеку плохо или грустно?

Дети ответили, что могут подсказать глаза, лицо, рот и т.д. т.е. мимика и жесты. Педагог предложила компаниям показать:

«Чистые уши» — удивление и огорчение

«Белые зубы» — радость и стеснение

«Здоровые глаза» — злость и испуг

Все компании отлично справились с показом и обсуждением того, что показали другие.

5 задание.Еще раз посмотрев на картинку с мальчиком, ответить на  поставленный вопрос: Что может быть причиной плохого настроения и как можно помочь?

(Ответы детей были самые разные: если он ушибся, то можно пойти рассказать маме; если поссорился с другом, то самому можно; если что-то натворил, то нужно извиниться; если грустно одному то можно посмотреть телевизор, послушать музыку, позвонить другу; и т.д.) Проблема решена и воспитатель картинку с грустным мальчиком меняет на веселого). [См. Комм.:§8 В.Б.]

В конце занятия Ольга Анатольевна предположила, что Инопланетянину будет легче рассказать своим соплеменникам про все, что он узнал с помощью рисунков. Дети взяли листочки, на которых были нарисованы части тела (голова и туловище). Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают и дорисовывают свой рисунок.

а) Любят мультики и сказки
посмотреть у деток +… (глазки)

б) Хобот – это у слоненка,
ну а что же у ребенка? (НОС)

в) Дружит очень с ним живот,
он смеется – это +… (рот)

г) Две подружки на макушке
любят слушать – это +… (ушки)

д) Карандаши и авторучки
крепко держат наши +… (ручки)

е) То, что скушает наш рот,
попадает все в +… (живот)

ж) Они шагают по дорожке
босиком или в сапожках? (НОГИ)

— Кто же у вас получился? (ЧЕЛОВЕК)
[См.Комм.:§9В.Б.]

Как вы думаете, сможет ли Инопланетянин рассказать о нас людях на своей планете и почему? (дети вспоминают ход занятия) О чем вы сегодня услышали впервые (части тела: голова и туловище, а остальное — органы) Какие задания вам показались труднее (не смогли назвать одним словом из чего состоит человек), а остальные были легкими, потому что мы думали вместе.

Будем ждать ваших комментариев.

С уважением

Раиса Николаевна Сюврасева

и Ольга Анатольевна Самарина

 


Ответные КОММЕНТАРИИ 
доктора педагогических наук В.М.Букатова

.

Здравствуйте, уважаемые Раиса Николаевна и  Ольга Анатольевна!

Спасибо за письмо, за рассказ-конспект, за интерес к социо-игровому стилю обучения детишек. Конспект очень интересный. Я искренне порадовался. Видно, что коллектив продвинутый, что шулешкинский интерес к детям Вам знаком. Надеюсь, что мои реплики-комментарии помогут вам и вашим коллегам осваивать новые рубежи профессионализма и делать жизнь ваших воспитанников более насыщенной, творческой и весёлой.

С  пожеланием творческих успехов, находок, открытий и ожиданием новых посланий-рассказов

Вячеслав Букатов

Перечень реплик-параграфов с ответными комментариями В.М.Букатова

§1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки»

§2. О том, какие карточки будут «подходить», а какие нет

§3. О самоназвании детских команд

§4. О сюжетном обрамлении заданий

§5. О социо-игровой пользе ограничений

§6. Об иллюзорной точности учебных формулировок и необходимости  развивающих парадоксов

§7. Угодить взрослому или прыгнуть выше своей головы?

§8. О командных показах и смене ролей на занятии

§9. О загадках и разнообразии мизансцен по их отгадыванию

§10. Об учебных задачах и учительской зашоренности воспитателей

.

.

 

.

.

.

.

.

..

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

§1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки»
1 (1). Куда стоит смотреть? // 1 (2). Сколько делать заходов (конов или кругов)? // 1 (3). О подсказках «из воздуха»

.

..

§2. О том, какие карточки будут «подходить», а какие нет

2 (1). Интересное разнообразие // 2 (2). Не формировать «комплексы неполноценности»

.

.

 

§3. О самоназвании детских команд

3 (1). Хозяйское отношение // 3 (2). Как выйти на непредсказуемость

..

 

§7. Угодить взрослому или прыгнуть выше своей головы?

7 (1). Роль смены мизансцен // 7 (2).Куда же мог убежать инопланетянин?// 7 (3). Опять об учебном языке взрослых

 

.

.

§10. Об учебных задачах и учительской зашоренности воспитателей

10 (1). О шорах на глазах воспитателей // 10 (2). О возможной пользе ограничений // 10 (3).О детских открытиях на занятии, как показателе профессионализма воспитателя

 

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика