Разбор ПОЛЁТОВ → Образование ДОШКОЛЬНИКОВ→ «Внешнее строение человека»(подг.гр.)
______________________________________________________________________
.
.
.
Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова
к рассказу (конспекту) Раисы Николаевны и Ольги Анатольевны о занятии с детьми в подготовительной группе детского сада (г.Сыктывкар)
.. .
§3. О самоназвании детских команд
.
Однажды я обратил внимание, что если перелистать конспекты занятий или уроков, публикуемых в специальной литературе, то невольно начинаешь поражаться той монотонной сусальности в названиях команд, которые дети выбирали якобы по своему усмотрению. (Правда, у вас на занятии подобной сусальности не было — что лишний раз указывает на вашу методическую продвинутость, — но тем не менее совет по сочинению детьми командных названий может пригодиться).
3 (1). Хозяйское отношение
Как-то пришёл я к одному из учителей-экспериментаторов — Плахотникову Сергею Владимировичу (он тогда четвёртый класс вёл), — и когда на уроке математике командам нужно было придумать себе название, я вмешался в ход урока с таким предложением:
— Сегодня все имена ваших команд будут связаны с чем-то съедобным. Сначала в каждой группке все вспомнят, какое кушанье они любят. А потом группка решит, какое из этих блюд придётся по душе всей команде. По названию этого кушанья и будет называться ваша команда.
Тут мне Сергей Владимирович говорит, что сейчас все команды окажутся либо «жвачками», либо «мороженым». Но не тут-то было (жвачка оказалась одна, а о мороженом никто даже не вспомнил).
Помнится, что в рабочей шестёрке (в ней оказались одни мальчики), которая была ближе всего к учительскому столу, завязался довольно занятный спор, что вкуснее: «шашлык» или «цыпленок табака». И так как кулинарные пристрастия в команде разделились поровну (3:3), то по совету учителя ребята вышли из своего затруднения жеребьёвкой, то есть по считалочке. В результате они всем гордо объявили, что имя их команды «Шашлык».
Другие команды были «Оладушками», «Пепси-колой», «Жевательной резинкой» и «Макаронами». Разнообразие и неожиданность говорят сами за себя.
Можно представить, как по-хозяйски ощущали себя дети, в таких «по-ихнему» вкусных окружающих обстоятельствах…
3 (2). Как выйти на непредсказуемость
Но вернёмся к разбираемому рассказу. Допустим, у воспитателя уже заготовлены карточки, от которых он не собирается отказываться. Можно ли, используя их (какие есть!) на занятии, избежать появления досадной «предписывающее-запретительной функции» (см. §2). Конечно. Для этого воспитателю нужно отважиться на некоторую непредсказуемость.
Например, посыльный приносит в команду карточку, на которой нарисованы белизной сияющие зубы. Задание: вспомнить, с чем «дружит» то, что нарисовано. И для команды выбрать название из НЕ нарисованных друзей, с которыми нарисованное дружит, но которые на этой картинке не нарисованы. Для зубов это могут быть, допустим, и язык, и щеки, и зубная щётка, и жевательная резинка, и т.д.
При такой режиссуре возникает возможность появления незапланированных творческих импровизаций у детей и неожиданных педагогических открытий (и/или удивлений) у воспитателя. А стало быть и появится возможность порассказывать друзьям о всяких забавных, милых, поучительных ситуациях, случившихся на очередном занятии, в одном из рядовых заданий. Таких, как, например, выбор детьми названия для своей команды…
.
= перейти к следующему параграфу с репликой-комментарием =
.
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.