Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

В семь раз быстрее, чем обычно!

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике В семь раз быстрее, чем обычно!

____________________________________________________

Рассказ Марии Цепцуры, студентки факультета иностранных языков МГУ, о своей первой педагогической пробе в социо-игровой стилистике «режиссуры урока» и реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова

В семь раз быстрее, чем обычно!

К сожалению, в этом году у меня не было возможности провести урок с детьми в какой-то обычной школе. А так как попробовать свои педагогические силы очень хотелось, то я собрала для урока группу из 8 студентов моего курса (факультет иностранных языков МГУ).

В качестве учебной темы я выбрала общественно-политическую тематику практических занятий по иностранному языку (английскому). Обычно эта тематика для студентов наиболее скучна. Таким образом, главной задачей моей пробы стало желание заинтересовать сокурсников этой тематикой и облегчить их работу с трудным разделом учебника.

Обдумывая урок, я решила не делать акцентов на социальную составляющую «режиссуры урока», так как все восемь человек уже давно и хорошо общаются и друг с другом, и с группой в целом (см. реплику-комм.1В.Б.). Однако помимо пробуждения интереса к «скучной» тематике, мне хотелось познакомить ребят с социо-игровым стилем обучения, чтобы и они могли применять его в своей работе.

Для урока мною был выбран фрагмент статьи из учебника (около 2500 знаков по общественно-политической тематике). В качестве примера приведу одно из типичных предложений: «More recent developments such as the introduction of qualified majority voting in 1986 and later progress towards common social policies and monetary union have further curtailed the rights of national governments to veto European decisions.»

Ребята разделились на две команды по 4 человека (с помощью нескольких конов задания «Колечки»; см. реплику-комм.2В.Б.). Посыльные взяли листочки с текстом для работы.

Сначала я предложила несколько заданий, связанных с «блужданием по тексту».  Первым было: найти все слова с буквой G. Последним:  найти все вспомогательные глаголы.

Затем я попросила каждой команде зашифровать одно из предложений, заменив в нём каждое слово синонимом.  Надо отметить, это задание оказалось наиболее сложным. И дольше всех его выполняла команда, в которой оказалось двое «отличников».

А после того, как команды отыскали предложение, зашифрованное соседями, они получили копию листочка с текстом, где концы строк отсутствовали (не «пропечатались», так как при копировании были прикрыты краем белого листа). Командам нужно было восстановить недостающие фрагменты.

Потом команды поменялись своими местами и проверили, как соседи реконструировали деформированный текст. А вернувшись на свои места и получив исходный (полный) текст, выяснили качество проверки.

В завершение я предложила командам составить аннотации к данной статье (обычный вид работы с текстом на занятиях по иностранному языку). На написание аннотаций у команд ушло около двух минут, что в шесть-семь раз быстрее, чем обычно!

С большинством заданий быстрее и эффективнее справилась та команда, где не было студентов, обычно получавших наилучшие оценки (то есть «отличников»). Именно та команда, где их не было, проявляла большую активность, энтузиазм и решительность.

Все задания однокурсники выполняли охотно. Главная учебная цель — облегчить работу с учебником и показать, что даже такие тексты могут стать интересными и доступными — была достигнута.

Однако при этом не получилось полностью избежать учительской диктатуры. Например, трудно было удержаться от повторных объяснений (см. реплику-комм.3В.Б.).

Кроме этого, трудности возникали при организации движения групп (перемещение из своего «гнезда» в «гнездо» соперников и обратно). И иногда трудно было удержаться от учительских ответов на вопросы, связанные с текстом (хотя сейчас я думаю, что сокурсники справились бы и без моих учительских разъяснений).

Так что вынуждена признать, что желаемых цель моей педагогической пробы в полной мере достичь не удалось, так как мое учительское поведение было далеко не идеальным. Однако я надеюсь со временем  улучшить свои навыки в преподавании по социо-игровой методике. А в том, что эта методика чрезвычайно плодотворно влияет и на «учеников», и на «учителей», меня убедили и мой собственный опыт присутствия на занятиях В.М.Букатова, и реакция моих сокурсников, которые — я уверена — будут применять этот метод, приведись им когда-нибудь работать со школьниками

000

0000

0000

0000

000

Помешивать, чтобы не пригорало

Реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова по поводу рассказа Марии Цепцуры, студентки факультета иностранных языков МГУ

Реплика-комм.1. О «социальной составляющей»

Реплика-комм.2. О задании-разминке «Колечки»

Реплика-комм.3. О повторных объяснениях и учительской диктатуре

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике В семь раз быстрее, чем обычно!

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика