Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Интерактивность на уроках по изобразительному искусству (КНР)

Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯ

СУНЬ Исюэ (КНР)

/аспитантура МГУ/

Педагогические идеи интерактивности
и развитие
ученических талантов
на уроках по изобразительному искусству

.

.

§1. Новый импульс интереса

В 2006 году в Пекине, Шанхае, Гуандуне и других районах Китая с большим успехом проводился «Год России в Китае». Обе страны провели мероприятия по широкому обмену и взаимодействию в области экономики, культуры и в других сферах.  Это было самое крупномасштабное мероприятие по экономическому и культурному обмену между двумя странами за несколько последних десятилетий, ставшее ещё одним шагом к укреплению исторически сложившейся дружбы между двумя народами.

В мероприятиях, связанных с искусством, особое место занимала живопись. На выставках китайские зрители ощутили потрясение от глубины содержания российской живописи и силы его влияния на традиционный мир искусства китайской живописи. В то же время у педагогов Китая появилась прекрасная возможность увидеть не только состояние российского искусства живописи на текущий момент, но и познакомиться с процессом развития российской науки и научных исследований в области преподавания мировой художественной культуры (МХК).

Подчеркнём, что искусство живописи в Китае — как его внешние технические приемы, так и диапазон его идейного содержания — в ХХ веке периодически подвергалось влиянию российской живописи. Даже школьная система изучения основ изобразительного искусства сложилась под влиянием опыта советской школы. Эта система воспитала несколько поколений не только мастеров современной живописи, но и педагогов и теоретиков живописного искусства, создавших прочную базу для дальнейшей популяризации изучения МХК в Китае.

Подчеркнём, что в 60-х годах прошлого века, в силу политических причин, следование концепции «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» было прервано. Развитие современной живописи оказалось заторможенным. Из-за разделения на лагеря идеологов и милитаристов, в середине XX века почти все направления в живописи и методы преподавания оказались заимствованы только из опыта Советского Союза. В то время как в Америке и Европе искусство живописи стремительно развивалось, у китайской живописи не было возможности для гармоничного развития.

Но сегодня Китай — открытое государство. После проведения политики реформ различные направления живописи западных стран стали известны в Китае. В этом контексте проведение выставок российской живописи вызвало новый импульс интереса китайского общества, оказывая новое влияние на развитие культуры и искусства современного Китая.

§2. Позитивное объединение

В ХХ веке преподавание основ изобразительного искусства в школах Китая стало частью социальной системы, соединяющий опыт традиционной эстетики (см., например: Особенности традиций «китайской национальной живописи») с идеями эстетики новой, иноземной, не всегда привычной и понятной. Непрерывные метаморфозы педагогической мысли, происходившие в области преподавания изобразительного искусства, являлись результатом непрерывного материального развития общества, развития общих методов преподавания и других многочисленных факторов. Но непрерывные трансформации в китайской политике и экономике, глубинные изменения в общественной системе, столкновение культурных взглядов Востока и Запада — все это стимулировало поиски в теории и практике обучения преподаванию изобразительного искусства, что привело к богатству и разнообразию педагогической практики преподавания в школах.

Ниже приведены шесть этапов поисков и развития.

1. Конец династии Цин и начало Китайской республики — это начальный этап китайской современной педагогики. Педагоги начали заимствовать некоторые аспекты педагогического опыта Америки и Японии. Но фундаментом для обучения преподаванию изобразительного искусства в Китае были  конфуцианские идеи. В результате на школьных уроках стали применяться некоторые западные и японские формы и методы преподавания. В силу исторических причин обучение преподаванию изобразительного искусства исходило из тезиса «воспитывать человека — улучшать общество». В этот период в полной мере проявилась польза обучения основам изобразительного искусства, а также определилась тенденция к воспитанию профессиональных качеств учителя и формированию у него педагогического мастерства.

2. После Синьхайской революции (10.10.1911- 3.1.1912) в педагогике стали развиваться направления, связанные со всесторонним развитием личности. Педагогическая мысль в области обучения изобразительному искусству также провозгласила задачу всестороннего развития личности и воспитания у обучаемых чувства прекрасного. Ведущей идеей становится формирование здоровой личности. В это время развитие обучения преподаванию основ изобразительного искусства ориентируется на тезис «красота спасет мир».

3. После 1927 года предыдущие тенденции развития стали носить буржуазный характер. Изобразительная деятельность в то время считалась главным проводником политических идей и являлась символом политической выгоды.

4. После образования нового Китая (1949)  для начальной стадии строительства социализма были типичны следующие директивы: «При обучении школьников  в Новом Китае во главе угла должно быть самосознание, что является составной частью педагогической работы партии: ставить обучение изобразительным искусствам на службу пролетариату». Подобные директивы стали направлять работу по подготовке преподавателей изобразительного искусства, деятельность которых в то время имела очевидную социально-политическую выгоду (которая после 1957 года пошла на спад).

5. «Десятилетие смут» (1966-1976) — период, когда преподавание искусства (в том числе изобразительного) переживало упадок и унижения, будучи поставлена на службу политической идеологии. В это время главенствующей задачей в педагогике изобразительных искусств считалась подготовка пропагандистов идеологии Мао Цзэдуна.

6. В результате проведения «политики реформ и открытости» (1978) педагогика «повернулась лицом и к миру, и к будущему», став открытой для модернизации. В этот период педагоги Китая активно обращаются к мировым тенденциям модернизации образования. Благодаря этому принципы обучения основам изобразительного искусства и подготовка преподавателей получили стремительное развитие, результатом которого стал огромный прогресс в разнообразии методик. Под влиянием различных западных идей обучения школьников мировой художественной культуре педагогическая мысль после тридцати лет застоя заново возродилась, стала уделять внимание воспитанию моральных качеств. Центральной идеей стало эстетическое просвещение и воспитание у обучаемых культуры восприятия. Педагогика повернулось в сторону развития у обучаемых творческих задатков, гуманных и гуманитарных качеств.

К началу XXI века в условиях экономической глобализации и взаимовлияния различных культур воспитание выдающихся талантливых мастеров стало новой целью обучения преподаванию МХК в современной школе.

В целом можно сказать, что за свою столетнюю историю развития и реформирования педагогика МХК стала всеобъемлющей наукой, непрерывно взаимодействующей с научно-методическими идеями стран запада. В современном преподавании МХК наблюдается соединения задачи формирования практических навыков и политических знаний обучаемых с задачей обеспечения всестороннего развития их личности.

Эти две задачи в течение ста лет конкурировали друг с другом в Китайской педагогике, Но, в конце концов, это привело к позитивному объединению ценностей, так как «взаимодействие культур» в новом столетии стало основной идеей педагогики МХК. Китайские ученые-педагоги, заимствуя идеи Японии, Советского Союза, США и других стран, накопили базу для развития национальной педагогики. Сегодня обучение МХК в Китае выходит на новый этап развития, который характеризуется контекстом глобализации и взаимодействия культур, непрерывным культурным обменом между странами Востока и Запада, инновационным развитием национальных культур. Все это непременно отражается на идеях преподавания МХК, на построении учебных планов, на методах подготовки преподавателей и на обучении школьников другим предметам.

§3. Взаимодействие творческих инициатив

С началом XXI века, в обучении школьников изобразительному искусству стали появляться различные новые педагогические тенденции, которые становились объектом дискуссий и в педагогическом мире, и в современном обществе. К ним относится идея интерактивности. Так называемое интерактивное обучение заключается в создании учебной среды, дающей возможность для многостороннего взаимодействия учеников в процессе обучения. Во время их совместных поисков происходит столкновение различных точек зрения. Более того, инициативу при поиске на уроке начинает активно проявлять не только преподаватель, но и все ученики. Поэтому можно утверждать, что этот метод позволяет повысить продуктивность учебного процесса, делая преподавание и учение равноправными процессами.

Коротко о педагогических результатах применения интерактивных идей на моих уроках МХК в современной китайской школе.

1. Пробуждение интереса к учебной деятельности. Подчеркну, что на начальных этапах занятий по искусству интерес школьников к учебной деятельности очень важен. Перед началом каждого урока я тщательно обдумывала, какие побуждающие мотивы мобилизуют активность учащихся для того, чтобы выбрать материал, который знаком учащимся или к которому они уже проявляют свой интерес. Это помогало мне соотносить изучаемый материал с опытом учащихся, с уже имеющимися у них знаниями.

Например, во время изучения теории живописи, на уроке, посвященном композиции, я решила построить обучение основываясь на рисовании карикатур. И самим обучаемым эта тема была интересна. И теоретические знания о композиции, которые ученики узнали на занятии, были подкреплены их собственными практическими навыками при создании карикатур и шаржей.

В результате такого урока учащиеся узнали, что даже на первый взгляд простые изображения имеют свои секреты. Что кроме горизонтальной  композиции, существует вертикальная и диагональная. Узнали о композиции симметричной и равновесной. Усвоили основные закономерности построения всех этих типов композиций.

К тому же, они узнали, что разные типы композиций могут выражать различные идеи художника. Таким образом, на собственном опыте рисования карикатур, в доступной учащимся технике изображения и с интересующим их смысловым содержанием, они познакомились с теорией композиционных построений в изобразительном искусстве.

На интерес к учебному процессу большое влияние оказывает рабочая атмосфера занятия. Позитивно-эмоциональные взаимоотношения между   преподавателем и учащимися усиливают у них стремление учиться.

Например, на занятии, посвященном скульптуре, я сначала дала учащимся фотографии скульптур, сделанные мной в городском парке. Хотя учащимся и парк, и скульптуры были хорошо известны, однако на занятии, когда они рассматривали фотографии и слышали специально подобранное музыкальное сопровождение, у них возникали новые эстетические впечатления. В результате все почувствовали себя воодушевленными, и рабочая атмосфера на уроке стала комфортной, теплой, приятной.

2. Эффективность планирования учебного процесса. Как современные пособия, так и традиционные методики преподавания обязательно нацелены на повышение эффективности обучения. Однако об эффективности  обучения конкретного учащегося следует судить не только по усвоению им определённой суммы знаний и практических навыков, но и по тому, носила ли его ученическая деятельность творческий характер. Без  личных творческих усилий не может быть подлинной эффективности в усвоении учащимися любой учебной темы по изобразительному искусству.

Поэтому, например, на уроке, посвященном скульптуре, сообщив, что скульптурное изображение является особым способом выражения чувств и мыслей, я не ограничилась изучением темы по учебнику. Для того чтобы учащиеся почувствовали, что значит выражать чувства и мысли через пластику скульптуры, чтобы они смогли почувствовать красоту творческого замысла, я предложила им объединиться в команды и сообща «создать скульптуру». Обсудив стоящую перед ними задачу, учащиеся с помощью собственного тела создавали скульптуры, выражая свою креативность в поиске разных поз и выражений лица.

Во всех командах идеи «били фонтанами». В результате эффект получился замечательным: все учащиеся проявили живой и неподдельный интерес и к задачам, которые ставили перед собой другие команды, и к способам решения этих задач.

3. Конструирование учебно-игровых заданий. Занятия по изобразительному искусству не должны сводиться только к изучению произведений искусства. Повторим, что на основе полученных знаний необходимо развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся, которые хорошо активизируются игровой деятельностью.

На одном из занятий я должна была объяснить учащимся несколько основных положений техники портретных шаржей: преувеличение, утрирование, выделение основных черт лица. До этого учащимся никогда не приходилось иметь дело с созданием карикатурных изображений реальных лиц. Поэтому я организовала небольшую обучающую игру.

Сначала попросила всех разделиться на группы по 3 человека. Затем попросила выбрать модель — кого-нибудь из известных деятелей культуры (или из писателей, например, Льва Толстого или Гомера; или из ученых, например, Исаака Ньютона или Авиценны;  или из художников, например, Ци Байши или Ильи Репина). Правила такие: из каждой тройки к доске выходит по одному человеку. За установленное время (25 секунд!) он мелом на доске рисует часть лица-шаржа на выбранную модель. Когда время истекает, его сменяет второй член команды. Потом третий, который всё за то же за время заканчивает коллективный шарж.

Это игровое задание хорошо тренируют способность учеников к изобразительному обобщению и синтезу. Что является основой для изображения-шаржей. Интерес класса к игровому заданию, определил его дальнейший деловой настрой на занятии и позволил добиться значительных результатов обучения.

Затем тройки работали уже на своих местах. И я предоставила им свободу действий. Напоминала только о том, чтобы они придерживались тех принципов, о которых они узнали от меня. Все тройки работали эмоционально, в приподнятом настроении. И для рисования на листах бумаги использовались различные инструменты.

В итоге многие работы получились очень неожиданными. Хотя техника в основном была слабовата, многим учащимся все же удалось уловить и передать основные портретные черты модели, смело используя элементы преувеличения. Глядя на изображение, нетрудно было угадать, кто же это нарисован. Подчеркну, что создавали свои шаржи учащиеся самостоятельно, работая в своих тройках активно и дружно.

4. Осознание и оценивание результатов обучения. В традиционной педагогике при оценивании решающее слово всегда за учителем. Такой  подход подавляет способность каждого учащегося (и всего коллектива) на самооценку. Социо-игровая «режиссура урока» предполагает, что оценивание не является только лишь делом учителя. Более того, задача учителя — предоставить учащимся возможность самим оценивать и результат своих действий, и активность своего участия в учебном процессе. Ставя перед  учащимися задачу оценивания своей работы, преподаватель тем самым развивает в них чувство сотрудничества.

Например, на занятии, посвященном карикатуре, каждая тройка прикрепила к доске свой коллективный шарж. И я предложила желающим принять участие в обсуждении и оценке работ. Когда у всех перед глазами возникла выставка оригинальных и по-своему интересных работ, то ученики искренне стали высказываться о своем личном восхищении. Прозвучало немало различных точек зрения. Некоторые ученики подходили к доске, чтобы по-деловому на что-то указать или дать конкретный совет, как исправить или улучшить работу.

В ходе такого обсуждения присутствующие закрепили полученные знания и усовершенствовали свое умение оценивать.

В ходе поисков способов реализации идеи интерактивности в преподавании МХК я пришла к выводу, что для эффективного развития у учащихся эстетических чувств, необходимо обновлять традиционные стереотипы «обучения» и «научения», отказываясь от дидактического догматизма. Современный учитель должен так организовывать процесс обучения, чтобы учащиеся становились главными действующими лицами. Только таким образом можно эффективно готовить школьников к стремлению расширять ход привычных мыслей, к активности в получении знаний, к самостоятельности в генерировании новых идей.

XXI век — это эпоха бурного развития как материальной, так и духовной культуры. И в современной школе уроки МХК должны быть направлены на формирование личностей с отличными знаниями и высокими моральными качествами. То есть — выращивать настоящие таланты — вот конечный идеал развития педагогики МХК.

Литература

  • 1. Букатов. В.М. Педагогические таинства дидактических игр. — М., 2003.
  • 2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2002.
  • 3. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
  • 4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе.- М., 2005.
  • 5. Цянь Чуси. Теория и методика преподавания искусств. — Пекин: Высшее образование, 2005. [На китайском языке]
  • 6. Цянь Чуси. Новые тенденции в методике преподавания искусств // Чжунго мэйшу цзяою: 4-й выпуск.- Пекин, 2004. [На китайском языке]
  • 7. Цзян Фань. Размышления о том, как надо преподавать искусство как учебную дисциплину в высших учебных заведениях // Чжунго мэйшу цзяою: 2-й выпуск.- Пекин, 1992. [На китайском языке]
  • 8. Сюэ Фуци, Пань Дэли. Российская педагогика.- Пекин: Социальное научное литературное издательство, 2005. [На китайском языке]
  • 9. Пань Яолюй. История китайского современного изобразительного искусства.- Пекин: Изд-во китайского института изобразительных искусств, 2002. [На китайском языке]
  • 10. Чэнь Жуйлинь. Исследование истории преподавания МХК в Китае в 20 веке. — Пекин: Изд-во университета Цинхуа, 2006. [На китайском языке]

Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика