Сам себе РЕЖИССЁР → РОДИТЕЛЬСКОЕ собрание → Как можно провести СОВМЕСТНОЕ с детьми родительское собрани
_______________________________________
Рассказ очевидца о совместном родительском собрании Диктофонная запись В.Букатова рассказа московской учительницы математики, присутствовавшей на открытом родительском собрании в Оболенской поселковой школе в качестве гостя
Вообще впечатление от собрания настолько сильное было, что я вот, когда возвращалась в Москву, все думала, что такое собрание мне обязательно надо провести. Почему? Во-первых, эффект для всех: для детей, потому что они вместе с родителями; для родителей, потому что это не обычная форма для них и им интересно. Ну уж а для учителя оно само собой — польза огромная.
Идут и идут
Сказали, что можно выбрать. Кто в библиотеку, кто в спортивный зал, кто на родительское собрание. Часть народа выбрали именно его.
Мы пришли. Было немного родителей. Дети уже сидели за столами. Подтягивались родители. А я еще думаю: ну надо же, середина дня, и родители, оставив работу, спешат на это собрание. Обычно даже к 6 часам или к 6.30 вечера родителей собрать трудно. А здесь родители идут и идут, улыбаются, присаживаются. Им рады.
— Иван Иванович, сюда-сюда идите, идите сюда.
Иван Иванович, мужчина, значит, улыбается и занимает место. Ну, конечно, участников не хватало. Родителей было маловато.
Пришлось и поспорить
Сначала мы уселись на боковые лавочки (стулья вдоль стены). А классный руководитель нам: «Учителя, представители, гости, давайте, подсаживайтесь». И вот, значит, учителя-гости, сначала подыспугались.
Я тоже так немножко испугалась. Но тут же подумала, что я же тоже родитель. И как родитель могу принять участие. Ну вот, значит, стали подсаживаться к столам.
Сели, собрание началось. Ольга Павловна выступила. Назвала тему собрания. Значит, самый главный вопрос — вопрос воспитания. На доске, по-моему, фраза из Сухомлинского была. Или из Соловейчика какое-то высказывание было. И нужно было разобраться, как к вопросам воспитания относились великие. Каждый стол получил цитаты, и группе нужно было внимательно прочитать, посоветоваться и определить, какая мысль, какая позиция им ближе.
Помнится, первая цитата была очень категоричная, что, дескать, все зависит от воспитания: «Воспитание может всё».
За столом, к которому я подсела оказались только учителя этой школы и только гости (из Москвы и Серпухова). Для всех это была совершенно необычная форма собрания. Начали высказываться — кто, что думает. Причем мнения были совершенно разные. Нам даже пришлось и поспорить. В конце концов пришли к выводу, что третья позиция самая правильная…
Начали выступать. Каждая команда со своим мнением. Причем решения были разные. Естественно, учителя что говорили? Воспитание — самое главное. Родители как-то так засомневались, но они уже начали искать золотую середину.
Итак, определились.
Мы растерялись
Тут Ольга Павловна и говорит: «Так, встали самые активные и самые пассивные». Мы растерялись. Ну, кто самый активный и самый пассивный? А я догадалась, что сейчас будет смена состава групп (мы-то уже основные приемы социо-игровой режиссуры урока знаем). Ну я пошла за самого пассивного. А моя соседка вызвалась быть самой активной. Вот мы от всей нашей группы и встали.
Что было дальше? Пошли по кругу, по часовой стрелке. Вдвоем с учительницей переходим к другому столу. А там сидят дети (одиннадцатиклассники).
И следующий вопрос для обсуждения в группах был такой: если ваш ребенок собрался на дискотеку и одевается как-то вот стильно, вычурно, а вы не согласны с такой формой одежды, что вы будете делать? Ну тут уже вот просто разгорелся спор. Дети говорят: «А какое они, родители, имеют право запрещать? — вот она, молодость! — Что хочу, то и одеваю».
За соседним столом слышу, там родители тоже вовсю: «В конце концов мы родители!». Я тут немножко решила слукавить и говорю своей группе: «Ребята, ну вот я тоже родитель. Вот я бы, наверное, будь я на месте этого ребенка, ну немножечко наврала бы, сказала: ой, мама, ты знаешь, вот это платье было модным в прошлом году, а вот в этом году оно уже немодно». А дети мне сказали: «Да вы что, нет. Мы так говорить не будем. Сейчас так не отвечают».
Тут я и прикусила язычок. А они: «Нет. Это мое право. Вот у меня есть такое платье, я его выбирала с любовью, я его покупала, я его и одену. Нет, вы не правы», — это они мне, московской учительнице, говорят…
«Мамки, слышите!»
Когда наша группа выступила, и они высказали именно свое мнение. Но что-то вот чуть-чуть добавили и от того, что сказала я. Дескать, мы, конечно бы, прислушались, модно оно или немодно. Но все-таки основной смысл выступления был о праве ребенка надевать на дискотеку ту одежду, которую он хочет.
Во время выступлений оказалось, что родители гнут свою линию, ученики — свою. Тогда Ольга Павловна спросила: «Ну а если вы все-таки не пришли к компромиссу, то как поступать-то, как?» Ученики в один голос: «Пустить! Все равно, мамки, слышите, все равно пустить!».
Дальше опять по кругу. На этот раз перемешивание было таким. Ольга Павловна: «Так, встали». Все встали, и оказалось, что нужно выяснить, кто какого роста. Все стали смотреть друг на друга, меряться ростом. И я оказалась самой высокой (это я-то и самой высокой!). Ну вот так получилось. И к следующему столу отправиться пришлось опять мне, но уже с девочкой (по росту самой невысокой).
Смотрю, родители взяли в руки ручки, тут же записывают
Когда мы очутились в следующей команде, то для обсуждения был задан вопрос такой: «Если ваш ребенок закурил, что вы будете делать?» Это был вопрос относительно курения. Дети, они же демократичны: «Ну ребенок должен сам понять, что это вредно». Но им, конечно, интересно услышать позицию взрослого человека, тем более, что учительница тут сидит. Услышать, что же она скажет.
— Ну вот вы что скажете? — они ко мне обращаются.
Я говорю:
— Вот вы мне скажите, зачем делать то, чего можно не делать?
Они задумались. И когда они всем рассказывали мнение группы, то они сказали именно эту фразу (то есть они ее приняли). А так все равно свое, свое, свое.
Перед следующим перемешиванием Ольга Павловна показала книгу Соловейчика и сказала, что всем родителям советует почитать эту замечательную книгу. И показала красивую книжку хорошего формата. Называется «Педагогика для всех». Я смотрю, родители тут же взяли в руки ручки, тут же записывают, как ее можно по Интернету заказать.
Нам обязательно надо это сделать
На собрании мне очень было интересно и хотелось побыть на нем до конца. Но тут пришел посыльный и сказал, что всех, кто приехал на конференцию, созывают на общий сбор для подведения итогов. Так что мне с коллегами из других школ пришлось уйти.
А когда в Москву возвращалась, думала в основном про собрание. Тем более, что, когда мы в автобус садились, директор той школы сказала: «Собрание-то все еще идет» (я слышала, что оно шло чуть ли не два часа).
Впечатление сильное. Но, по-моему, оно больше понравилось детям. Вернее, нет, не больше, я неправильно сказала. К тому же дети — будущие родители. Тем более, что они старшеклассники, у порога школы на выходе.
По ходу собрания я хотела записать и вопросы, и что ведущая говорила, чтобы для себя что-то взять. Но не успела. Хотела стянуть листочек… А тут нас вызвали на подведение итогов.
На следующий день прихожу в свою школу, замдиректора по воспитательной работе говорит:
— Ну ты записала, что там было?
— Танюш, такое хорошее родительское собрание. Нам обязательно надо сделать. Но записать не успела. Только вот конфликты между детьми и родителями надергала.
.
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас – о том, что получилось, а что нет…
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.