__________________________________________________
ТРИ В ОДНОМ или Всё познается в сравнении
Отчет об уроке физики, проведенном в 11 классе (16 человек, все девочки)
Учитель физики Рузаева Елена Григорьевна (Оболенская СОШ, Серпуховской район, Московская область)
Тема: «Активное, индуктивное, ёмкостное сопротивления»
При изучении «Сопротивлений в цепи переменного тока» рассматривается три вида сопротивлений: активное, индуктивное, ёмкостное. Ребята часто их путают. Как путают и функции косинуса и синуса, описывающие изменения силы тока и напряжения. Поэтому я решила попробовать провести урок, используя приемы социо-игровой технологии, объединив на одном уроке сразу три темы: «ТРИ В ОДНОМ или Всё познается в сравнении».
Так как материал по этой теме достаточно объёмный, мне пришлось поработать над параграфами и для трех «конспектов» выбрать самое основное для этого урока. Чтобы быть уверенной в том, что учащиеся верно разбираются в формулах, пришлось на компьютере приготовить два вида проверочных карточек: с тремя контрольными вопросами и с тестированием (в трех вариантах).
И вот урок начинается. Как воспримут новую тему дети — не знаю, поймут ли всё так, как я задумала — большой вопрос. Я начинаю урок…
1. Загадочная галочка
Обращаюсь к детям и напоминаю им, что было на прошлом уроке — мы говорили о законах изменения силы тока и напряжения в цепи переменного тока. А какая связь между силой тока и напряжением? Тут же находятся несколько человек, которые моментально сообразили, о чём идёт речь. Остальные ещё в процессе обдумывания.
Помогаю — каким законом они связаны? И тут же лес рук. Приглашаю ученицу выйти к доске и записать закон. (Попутно задаю вопрос: о какой величине я не сказала? Класс чуть ли не хором ответил: о сопротивлении.)
Открываю запись на доске. На ней выведено КОНДЕНСАТОР, КАТУШКА, РЕЗИСТОР. Говорю, что все эти приборы имеют отношение к сопротивлению.
Весь класс вызываю к моему столу, чтобы рассмотреть приборы (они стоят передо мной). И рядом на столе лежат карточки. Предлагаю каждому взять себе карточку, прочитать слово, написанное на ней и сесть за тот стол, на котором будет стоять прибор, указанный в карточке. (Пока дети разбирают карточки, расставляю приборы на столы).
Таким образом, получилось три группы, каждая из которых называлась по имени прибор на их рабочем столе. Предлагаю детям открыть рабочие тетради и записать на полях число, отступить 4 клеточки вниз и… поставить галочку (!).
2. «Проводники» знаний
Теперь пришло время для посыльных. В соответствии с темой они на сегодняшнем уроке будут называться «проводниками» знаний.
Первые «проводники» подходят ко мне и получают конспект и задание. Конспект — один из трех, какой достанется.
Вот эти конспекты.
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Задание: каждому в группке переписать полученный конспект в свою тетрадь (на той странице, где стоит галочка, но после нее), желательно хорошенько разобравшись в изложенном. На это задание отводится 6 минут.
Время пошло. «Проводники» бегут к своим командам. И начинается работа: кто-то сразу берется переписывать конспект. А кто-то сначала внимательно его читает… Одно неудобно — конспект-то один, а в команде 5 — 6 человек. Вот им и приходится как-то договариваться. Причем очень быстро — времени-то мало.
Однако девочки быстро нашли разные варианты выхода. Кто-то переписывал у соседа по эстафете. Кто-то вставал, чтобы прочесть, а потом садился и все быстро записывал.
За несколько секунд до окончания отведенного времени две команды были готовы — прозвучал их дружный хлопок в ладоши (они получили по плюсу за скорость). После этого каждая команда все рабочие тетради сложила стопочкой в центре своего стола.
3. Проверка стоя
Теперь наступил ответственный момент. Мне надо было дать возможность ученицам самим увидеть, насколько они все правильно запомнили. Приглашаю к себе новых «проводников» знаний. Они возвращают мне розданные конспекты. И вытягивают одну из карточек с проверочными вопросами. Объясняю задание: за 2 минуты общими усилиями команды надо письменно ответить на три вопроса, указанных на карточке. Все три ответа нужно писать на одном листочке (в тетради, которые лежат стопочкой в центре стола не заглядывать!). Время пошло!
«Проводники» возвращаются в свои команды с карточкой, на которой три проверочных вопроса.
Карточка с контрольными вопросами
|
Работа в командах закипела. Эмоции захлестнули всех. В каждой команде ученицы старались вспомнить нужные слова, термины, формулы.
Через отведенные две минуты уже все команды стояли (в знак своей готовности).
По моему сигналу все разбирают свои тетради из стопки в центре стола. По тем записям, которые были в них сделаны до этого на уроке, ученицы проверяют правильность ответов на контрольные вопросы. И каждой команде нужно поднять столько рук, сколько получилось совпадений в ответах и переписанных конспектах.
У одной команды оказалось только два совпадения — перепутали формулу для силы тока с формулой для напряжения. Причем, ошибку нашли сами. И от души посмеялись над собой.
Первый этап урока прошел достаточно удачно. А впереди новый этап с более мудреными заданиями.
4. Получение знаний… от соседей
Опять предлагаю всем командам встать. И выбрать «хранителя очага», который останется за своим столом (самую высокую или самую темноволосую). Кого выбрали, та садится на своё место.
А из тех, что остались стоять – двое, кто находится справа от «хранительницы», отправляются в соседнюю команду по часовой стрелке. Остальные — в соседнюю команду против часовой стрелки.
Ставлю задачу «хранителям очага»:
— В вашу команду прибудет «временное пополнение». За 6 минут вам нужно как следует познакомить их с «вашим» видом сопротивлений: разъяснить конспект, записанный в ваших тетрадях, проконтролировать правильность его переписывания ими в свои рабочие тетради, ответить на все их вопросы.
То есть каждый из «новичков» в результате должен будет не только получить переписанный в тетрадь конспект, но и «унести» в своей голове соседское знание о том виде сопротивления, который «хозяева» прорабатывали коллективно.
Команды приступают к работе. Кто-то диктует конспект, по ходу поясняя его. Кто-то просто дает списывать конспект с тетради, а потом отвечает на вопросы. А кто-то даже начинает опрашивать «новичков» на понимание.
По окончании отведенного времени все команды были готовы. Объясняю следующий этап задания.
Вернувшиеся домой «умники и умницы» будут делиться знаниями с «хранительницей очага» и теми, кто в это время «гостил» в другой команде. Всем им надо рассказать и объяснить, что вы узнали нового. Очередность объяснений команда устанавливает сама. На это задание отводится всего 8 минут.
Работа закипела. Во всех командах девочки сами (и очень быстро) определили, кто начнет рассказывать первой и какие конспекты переписывать в первую очередь.
По ходу переписывания задавались вопросы, уточнялись формулы. Через 8 минут у каждой в тетради было уже по 3 конспекта.
В знак завершения учебного задания все команды почти одновременно встали и дружно хлопнули в ладоши.
5. Поиск спрятанных ответов
Теперь подошло время проверить, не свелось ли всё к простому переписыванию? Предлагаю командам рабочие тетради закрыть и сложить стопочкой в центре стола.
Приглашаю к себе очередных «проводников» знаний. Они разбирают карточки с проверочным тестированием. Объясняю им новое задание: ровно за 2 минуты надо пройти коллективное тестирование команды. Индексы правильных вариантов ответов заносить на общий командный листок (то есть – номер вопроса и буквенный индекс правильного ответа).
Приступили работать горячо: шумели, спорили (и даже ругались), но к назначенному сроку все успели. Варианты карточек тестирования были такие.
Результаты тестирования я, вопреки ожиданию учениц, собирать не стала. Вместо этого предложила им найти в их классе до урока спрятанные мною «ключи тестирования».
Уж как быстро они подхватились, пустившись на поиски «ключей». Кто-то нашел какой-то «ключ» первым. Подозвал команду. И оказалось, что это «ключ» от соседского варианта. Пришлось его подарить соседям. И опять отправляться в поиски по классу.
.
Ключ к ответам на тестовые задания
|
Ключ к ответам на тестовые задания | Ключ к ответам на тестовые задания | ||
.
Вариант 1
|
Вариант 2 | Вариант 3 | ||
.1 А
|
1 А | 1 А | ||
2 А
|
2 А | 2 А | ||
3 А
|
3 А | 3 А |
о
6. Возврат к тетрадным «галочкам»
К концу проверки прошу встать в командах столько человек, сколько ответов совпало. В двух командах встают по три человека, а в одной только два. Всем тут же интересно, на какой же вопрос команда неправильно ответила? Они со смехом рассказывают, что косинус с синусом перепутали. А я про себя отмечаю: «Прекрасно, что свою ошибку нашли сами. Пусть и после сравнения с «ключом» правильных ответов».
Всем командам задаю традиционный вопрос, о том, что нового они узнали сегодня на уроке? Тут же идут ответы — новые формулы, новые определения, понятия, виды сопротивлений.
Прошу посоветоваться всей командой и через минуту написать на доске свой вариант формулировки учебной темы сегодняшнего урока. Через минуту на доске появляются записи:
— Сопротивления
— Различные виды сопротивлений
— Сопротивление и виды сопротивлений
А когда я попросила уточнить, про какие именно сегодня они узнали сопротивления, в ответ чуть ли не хором: АКТИВНОЕ, ИНДУКТИВНОЕ, ЁМКОСТНОЕ.
— Молодцы! Правильно! А теперь откройте свои тетради на той страничке, где вы сегодня поставили галочку. Запишите под ней учебную тему урока. А домашнее задание будет таким: найти в учебнике параграфы, соответствующие нашей тема урока, и отыскать в них то, о чём на сегодняшнем уроке не говорилось.
А теперь расшифруйте мне эти буквы. Пишу на доске СВЗХУ. Перешептывания — обсуждения. Одна девочка неуверенно почти шепотом говорит: спасибо вам за хороший урок. Все моментально подхватывают и хором говорят «Спасибо вам за хороший урок» (см. Ворчалку — В.Б.). И тут звенит звонок…
Мне осталось только сказать, что все сегодня за отличную работу на уроке получают оценку «отлично».
Урок закончен. Я чувствую полное удовлетворение: сорок минут пролетели так, как я их и планировала.
Одна девочка подходит ко мне и спрашивает: «А определения разве не надо учить, а то я их уже выучила. Даже могу рассказать!» Я оцениваю ее старательность и обещаю следующий урок начать с того, что определения по всем видам сопротивлений назовет именно она.
Спасибо всем. Особую благодарность в помощи по подготовке этой «режиссуры урока» хочу выразить Евсеевой Ирине Адольфовне и Киселёвой Елене Викторовне.
.
.
.
«Ворчалки на полях » [ от Вяч. Мих. ]
Замечательный у Вас, Елена Григорьевна, прошел урок! И замечательный рассказ об этом у Вас получился. Но повод для одной «ворчалки» всё ж-таки есть. Связан он с «барской» позицией учителя в одном (всего лишь крошечном) эпизоде урока — «ну-ка правильно отгадайте, что я вам тут вздумала какими-то буквами мелом изобразить». Поясню, что вообще-то «Аббревиатуры (сокращенные названия)» в социо-игровой стилистике обучения используются в качестве способа заострить внимание класса на «тайне», на возможной вариативности мнений других. А у вас этот прием оказался направленным на отгадывание «единственно правильного» мнения. Да еще к тому же – мнения учителя!
Вот если бы все команды свою «краткую рецензию» на работу соседей изобразили бы за полминутки на доске мелом в виде аббревиатур, то это было бы в социо-игровом стиле. У учениц эти аббревиатуры будоражили бы и фантазию, и желание обсудить с друзьями возможные варианты расшифровок, и желание подойти к авторам аббревиатуры, чтобы узнать «тайну» их мнения… — С уважением. В.Б.
о
о
Очень занимательно, спасибо! Считаю, что именно такой подход интересен детям и приносит положительные результаты обучения.
Елена Григорьевна – большое спасибо. Когда начался новый учебный год, провела урок в 11 классе, объединив три урока в одном по вашей схеме «режиссуры урока». Получилось кажется неплохо.По крайней мере ученики были довольны. Ещё раз СПАСИБО!
[См.в разделе Физика блока “Разбор ПОЛЁТОВ” пакет материалов “Три вида СОПРОТИВЛЕНИЙ (11кл)” – прим. ред.]
Интересный вариант, спасибо. Я тоже эти темы объеденяю в одну, но иначе.