Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Номенклатура спиртов и «СЛЕПОЙ КАПИТАН» в 10 кл.

Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

________________________________________________

Из рабочих материалов научно-методического архива В.М.Букатова: письмо  учительницы химии Е.Ф. Кадужиной (ст. Домна Читинской обл.) в отдел «Режиссура урока» (В.Букатову, М.Ганькиной) редакции газеты «Первое сентября»

Номенклатура спиртов

и «Слепой капитан» в 10 кл.

Уважаемый Вячеслав Михайлович этот прием был почерпнут из вашей «режиссуры урока». И подтолкнуло меня к его использованию рассказ Марины ЛИВАНСКОЙ, когда-то опубликованный в вашей «Режиссуре урока» (ПС №9/1999): с завязанными глазами стирать формулы с доски — это здорово!

При изучении темы «Спирты» отрабатывали базовые знания и умения учащихся: номенклатура спиртов, понятия изомерии и гомологии. Для этого доску разделили на три части, от каждого ряда выбрали капитана. Учитель зачитывал задания всему классу, а капитаны вызывали по человеку со своего ряда, определяя, кому достанется вопрос полегче, кому — посложнее.

Задания такие:

1. Записать общую формулу предельных одноатомных спиртов.

2. Какова формула этилового спирта?

3. Составить структурную формулу пропанола-1.

4. Записать структурную формулу 2-метилпропанола-1.

5. Записать структурную формулу бутанола-2.

6. Какова структурная формула этиленгликоля?

В итоге на доске на трех полях появилось по шесть формул:

1. R — OH

2. C2H5OH (или СН3 — СН2 — ОН)

3. СН3 — СН2 — СН3 — ОН

4. СН3 — СН — СН2 — ОН

___СН3

5. СН3 — СН2 — СН — СН3

___ОН

6. СН2 — ОН

СН2 — ОН

Теперь к доске выходят три добровольца, глаза завязаны косынкой, в руках у них страшное оружие — мокрая тряпка. Задача: стирать с доски формулы веществ, но не все сразу.

1. Стереть формулы двух гомологов (это № 2 и № 3, этанол и пропанол)

2. Найти и вытереть формулы двух изомеров (№ 4 и № 5)

3. Стереть функциональную группу спиртов (ОН, гидроксильная группа)

4. Есть ли на доске формула 1, 2 — этандиола? (это этиленгликоль по международной номенклатуре; № 6).

Ряд может подсказывать своему «исполнителю приговора», комментируя «выше, левее…» При четкой организации с работой у доски справлялись три ученика одновременно. Правда, капитаны часто не выдерживали и направляли руку ищущего в нужном направлении.

Главное из того, что я поняла: важно, чтобы заданий (формул на доске) было минимум, но несли они максимум информации.

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

.

.

«Ворчалки на полях » [ от Вяч. Мих. ]

хорошо, что на уроке у десятиклассников появился столь экзотический приём. Только жаль, что Е.Ф. вслед за М.Л. отступила от игрового правила, изложенного в Хрестоматии– завязывать глаза именно капитанам, а не им вызванным ученикам. Надеюсь, что со временем у учителей дойдут руки и до этого варианта (он более эмоционален, но зато и более шумный, что обычно пугает некоторых учителей). – С уважением. В.Б.

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас – о том, что получилось, а что нет…

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика