Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческий КРУЖОК
______________
МОУ Оболенская СОШ Серпуховского района Московской
Аншукова Людмила Петровна — педагог дополнительного образования (краеведение)
Март
В начале месяца учительница начальных классов попросила меня провести экскурсию в нашем школьном музее. Показать малышам лапти, рассказать о них. Я решила, что когда расскажу им об этом уникальном экспонате (у нас в экспозиции есть самые настоящие лапти), то заодно можно закрепить и название всех дней Масленичной недели (она у нас в школе только-только закончилась). Для этого мне даже удалось запастись двумя репродукциями картины «Масленица» Б.М. Кустодиева.
Приходит класс в наш музей. Рассаживаются. Я объединяю учеников в 2 группы (по рядам). Каждая группа получает репродукцию картины. Даю задание: «Назвать, что изображено и на ней и есть в нашем музее! Или можно увидеть в окно (из нашего музея)!» Команды поочередно стали перечислять: снег, людей, следы на снегу. Потом появились дуга, хомут, подковы, флаг, одежда. Но не забыты были и собака, и воздух, и небо, и облака…
Прозвенел звонок и дети, получив задание — узнать у своих родных, кто такая золовка, — уходят из музея, возвращаясь в свой класс. Казалось бы, раз запланированное я не выполнила полностью, то и занятие можно считать неудачным. Но это не так, ведь дети ушли довольными. И с явным желанием прийти в школьный музей еще и еще раз. Показательно, что в этот же день, встретив меня в коридоре, ученики этого класса сообщили, что они уже про золовку узнали (видимо с помощью своей учительницы — Елены Васильевны).
На уроке в 7 классе (была замена) я решила опять использовать репродукции «Масленицы» Б.М. Кустодиева и закрепить с учащимися название дней праздничной недели. Попросила их объединиться в 4 группы (кто в какое время года родился). Оказалось, что летом родились только два человека. Пришлось «Лето» и «Весну» соединить вместе. Так что получилось три команды.
Каждая из команд отправила ко мне по разведчику. Те вернулись с текстами, про один из дней Масленичной недели. И командам нужно было приготовить свои сценки-пантомимы.
Понравилось как в одной из команд «зять» пек блины для «тещи» на спине товарища, изображавшего печь, и «угощал» ее. А в другой команде все перепутали. И «зять», развалившись на стуле, принимал гостинцы у «тещи». После нашего общего замечания, что это зять должен угощать тещу, содержание сценки было исправлено и «теща» заняла «в доме» самое почетное место. Особо поразило меня, что по ходу сценки многие дети имитировали разговор по сотовому телефону о выходе на улицу.
После сценок все объединились в две группы (так как у меня было всего 2 репродукции). По очереди начали перечислять (I этап), что общего на картине и в музее (1). Потом, что изображено на картине зеленого (2), красного (3) цвета, с буквой «с» в начале (4), середине (5), в конце слова (6). Следующий этап заданий: каждой команде найти по три странности. Все начали с удовольствием и искать, и перечислять: много птиц, на кустах много снега, красный флаг, афиша, зеленое небо, желтое небо…
Подошли к третьему этапу: получили задание коллективно сочинить небольшой описательный рассказ по этой картине.
В основном дети сочиняли увлеченно (25 учащихся), но были и такие, кто не стал участвовать (человек пять). Они улизнули в сторонку и сами потихоньку рассматривали экспонаты (я их поэтому и не трогала). Но в конце занятия, отпустив на перемену тех, кто участвовал в групповой работе, я устроила небольшой зачет тем пяти семиклассникам, кто со всеми не захотел участвовать в инсценировках. Может быть, я была и не права? Но я решила спросить у них 1) название всех дней Масленичной недели, и 2) какие слова было принято произносить в Прощеное воскресенье. Ответ мне на ухо у каждого из них занял не более 30 секунд. Потом ответивший шел на перемену. Честно признаюсь, я рассчитывала, что в следующий раз такого уже не повторится, ведь вспоминать одному не интересно, а историю наших традиций всем же знать надо. Ведь этот праздник ежегодно отмечают и в столице, и в области. И во всех уголках нашей страны, включая наш небольшой поселок.
.
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом (без каких-то особых прикрас), что получилось, а что нет…
.
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.