Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(1) Признаки гуманизации

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Имидж школы кроется в МЕЛОЧАХ

Виктор Громовой, председатель Координационного совета Ассоциации лидеров образования Украины, заслуженный учитель Украины (Кировоград)

Имидж школы кроется в мелочах // по материалам «Детский сад. Управление» №11, 2008


(1) Признаки гуманизации

В школьном образовании «мелочей» нет и быть не может, ведь любой — как бы это деликатнее сказать? — нюанс может стать той ложкой дёгтя, которая испортит бочку мёда. Проблема в том, что директор школы часто сосредоточивается исключительно на решении общих проблем, а до «мелочей», с которыми чуть ли не каждый день сталкиваются дети и их родители и которые часто граничат с педагогическим абсурдом, у него не доходят руки. Потом он искренне не понимает, почему ученики не любят школу, в которой якобы все «сердце отдают детям».

Не только характер человека, но и настоящий характер педагогической системы можно проследить по, казалось бы, мелким деталям.

Во время своих командировок за границу я прежде всего обращал внимание на несерьёзные «мелочи». Их анализ давал определённые основания для серьёзных выводов о реальном (а не только декларированном) характере системы школьного образования в целом и отдельной школы в частности.

Обнаружив, например, что в Швеции традиционная оценка «два» означает «ещё не удовлетворительно», а «двоечников» здесь называют «детьми со скрытым потенциалом», можно было не сомневаться: гуманистическая философия образования присуща подавляющему большинству шведских педагогов.

Если в американской начальной школе директор говорит нам, гостям: «Простите, идут дети!», и мы (а не они) останавливаемся, чтобы пропустить учеников на урок физкультуры, — это, бесспорно, свидетельствует о «ребёнкоцентричном» характере этого учебного заведения.

Если японское министерство образования ставит перед просвещенцами задачи «усиливать у детей вкус к жизни» — можно надеяться, что в этой стране происходит реальная гуманизация школы. И израильские педагоги осознают, что следует, прежде всего, «строить школу для мира и любви».

Фраза «помочь ученикам со скрытым потенциалом», которую используют наши западные коллеги, звучит значительно гуманистичнее, чем типичные для нашей постсоветской педагогики фразы о «помощи отстающим» или «работе с неуспевающими учениками», звучавшие ещё на заре нашей пионерской юности.

Вспоминается, как в разгар перестройки моя дочь Яна однажды прибежала из школы в очень радостном настроении. Оказалось, что в школе решили «закрепить» за каждым успевающим первоклассником по одному неуспевающему старшекласснику. Устроили шоу в актовом зале, во время которого не только публично «отчитали» почти «дядей, до сих пор не выучивших таблицу умножения», но и заставили их выйти на сцену, где уже стояла в роли «шефов» малышня…

Одним словом, повеселились на славу. Только так никто и не осознал степень публичного унижения, которому подвергли этих детей. Так никто и не понял, какое «воспитательное» влияние это оказало на «хороших» учеников, ставших соучастниками акта публичной расправы над «неудачниками». В нормальной стране это привело бы к скандалу в прессе, отставкам и судебным искам. У нас же тогда (был 1990 год) всё сошло с рук. Культурного шока не почувствовали ни педагоги, ни родители… Отголосок такой педагогики всё ещё даёт себя знать во многих украинских школах.

* * *

Чтобы избавиться от большинства  «нюансов» школьного образования, полученного нами в наследство от советских времён, нужны в первую очередь не деньги, а понимание того, что, например, вместо надписи «Режим работы библиотеки…» уместнее был бы другой вариант вывески, скажем: «Добро пожаловать в библиотеку с … до…».

Кстати, нигде в мире образовательный дизайн не рассматривают как несущественную «мелочь». Может, поэтому у них не увидишь коридоров, выкрашенных в ядовито-зелёный цвет. Некоторые наши директора школ до сих пор где-то выискивают именно такую краску. Вероятно, для того, чтобы сразу отсеять у детей излишние иллюзии относительно будущего обучения.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Имидж школы кроется в МЕЛОЧАХ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика