Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(3) Об «адресных вопросах» и нормах новой педагогики

Виктор Громовой, председатель Координационного совета Ассоциации лидеров образования Украины, заслуженный учитель Украины (Кировоград)

Имидж школы кроется в мелочах


(3) Об «адресных вопросах» и нормах новой педагогики

Кстати, американские педагоги давно уже перешли к использованию на уроках исключительно «адресных вопросов». Ключевым положением педагогической этики там является такое: никогда не задавай вопрос, если не уверен на сто процентов, что именно этот ребёнок знает на него ответ. Ведь если ты «подловишь» (школьный фольклор утверждает: слово «подловить» происходит от слова «подлость») ребёнка на незнании, ты публично растопчешь его достоинство. Поэтому американский учитель сначала называет имя ученика и только после этого задаёт адресованный именно ему вопрос.

К сожалению, во многих школах так есть и так будет, пока мы не обеспечим последовательный переход к психологически щадящим технологиям преподавания и этим, наконец, реально будем гарантировать право ребёнка на защиту от физического и психологического насилия в школе и дома.

Вы никогда не задумывались над тем, почему в школе так кричат и взрослые, и дети? В течение всей своей педагогической жизни я вёл отчаянную борьбу с криком учителей. Помню, по окончании пединститута начал работать в Созоновской средней школе Кировоградского района на должности организатора внеклассной работы. Моим кабинетом стала «пионерская комната».

Рядом был кабинет украинской литературы, в котором вела уроки молоденькая учительница. Конечно, дети принялись её «испытывать», и в ответ чуть ли не на каждом уроке она начинала «наводить порядок в классе». Я вынужден был слушать, как постоянно звучали возгласы педагогического отчаяния: «Встать!», «Петренко, за дверь!», «Дневники на стол!» После таких «уроков» я проводил с учительницей свои сеансы «психотерапии». Я шутил: «Света, прекрати! Когда ты дико кричишь «Встать!», я тоже вскакиваю с места и оказываюсь перед угрозой получить энурез или начать заикаться…» Я и выслушивал монологи на тему: «Это не дети, это…», и советовал, как можно легко изменить стиль отношений с учениками. Она и плакала, и смеялась… В конце концов отучил.

Проблема и в том, что наш учитель до сих пор стремится добиться от учеников «глубоких и прочных знаний», причём любой ценой. Проблема и в общем уровне педагогической культуры. Спросите у своих коллег, когда они последний раз «для души» читали книгу из педагогики или психологии кого-то из современных авторов… Результаты такого опроса, как правило, оказываются шокирующими. Дай, Боже, чтобы ваших коллег не касалось это высказывание классика: «Сужденья черпают из забытых газет времён Очаковских и покоренья Крыма».

* * *

В образовании часто тяжело однозначно определить, «что такое хорошо, что такое плохо». Поэтому, кроме «чёрного» и «белого» стоит видеть весь спектр школьной палитры.

Для начала, по крайней мере, хорошо бы научиться не называть белое чёрным. Тяжело определить, что является нормой в школе XXI века, ведь сегодня определённые отклонения от нормы становятся нормой новой педагогики.

Кто-то из великих сказал, что истину невозможно понять, если смотришь прямо на неё. Она открывается бегло, иногда неожиданно, когда ты смотришь на неё краем глаза, казалось бы, в банальных ситуациях.

Я вспомнил несколько ситуаций из наших педагогических будней. Возможно, это поможет и вам понять о своей школе какую-то истину…

Громовой В. Имидж школы кроется в мелочах // по материалам «Детский сад. Управление» №11, 2008

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика