Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Компетентностный подход в образовании: вопросы, ответы, надежды

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

По материалам: «Газета для родителей» №3 (март, 2009; стр.6)

о

Ольга ПЕТРОВА

кандидат педагогических наук

Компетентностный подход в образовании: вопросы, ответы, надежды

Есть надежда, что уменьшение прагматичности в образовании, окажется наиболее вероятным выходом из тех самых  досадных тупиков, в которых вот уже почти десятилетие как топчутся наши школы.

В спорах о горестной судьбе нашей образовательной системы высказываются различные мнения: и о недопустимости продолжать выращивать обладателей аттестатов зрелости, только и умеющих что неосознанно воспроизводить никому не нужные знания в готовом виде, и о вреде клонирования вышколенных клерков, владеющих двумя языками в совершенстве и ещё тремя на разговорном уровне, знанием ПК, водительскими правами и гипертрофированным чувством ответственности перед боссом, но не перед самими собой и окружающими их людьми. Говорят и о многовековых традициях — наших, отечественных, и об опыте соседних стран, и об изменившихся потребностях социума… о

В знании сила?

Традиционная «знаниевая» парадигма переживет свой кризис. Причиной тому — невероятно возросший поток информации, которая устаревает быстрее, чем ученик оканчивает школу. Весь этот «поток» уже невозможно «втиснуть» в учебные программы. Его невозможно запомнить, а главное — бесполезно, бесмысленно.

Обучение «вечным истинам», разумеется, необходимо, но не столько как знаниям, сколько как личному опыту, прожитому и осмысленному. Ибо без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта ученик не сможет считаться подготовленным к жизни. Всех знаний не запомнишь, важно уметь грамотно действовать в реальной жизни.

Вне всякого сомнения «вечные истины» должны остаться в содержании жизни в школе, ибо на их основе человек будет обновлять и пополнять то, что ему необходимо в данный момент времени в соответствии с ситуацией и в зависимости от решаемой задачи. Но в связи с этим возникает вопрос, который вскрывает сложнейшую и отнюдь не решённую проблему: кто определит эти «вечные истины»? Что есть этот «инвариант знаний», который станет основой для дальнейшего оперирования с информацией в столь быстро меняющемся мире? Разве эта задача под силу педагогике? и её ли это задача? Это сложнейшая проблема, над которой едва ли кто-то когда-то из педагогов думал всерьёз; это проблема науковедческая, и ошибиться в ней опасно. Смысловым, центральным, сущностным в таких «истинах» должен быть феномен структуры научных революций, изменения научных картин мира. Только в этой призме преломляется традиционный объект познания, а не в добавлении в содержание учебной программы нескольких и некоторых фактов. о

Кто умеет учить разрешать жизненные проблемы?

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;

5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Но возникает резонный вопрос о подготовленности и потенциальной способности всех субъектов образовательного процесса (учителей, родителей, управленцев…) к включению в предлагаемую модель, притом, что и те и другие должны быть на это мотивированы. И если в рамках ныне существующей системы образования сегодняшние цели (знания!) могли достигаться не вполне, но их всё же представляли (осознавали) и учителя, и ученики, и они были более или менее значимы, то компетентностная модель может не быть воспринята хотя бы потому, что она не понятна.

В итоге плохую репродукцию может заменить бесцельный хаос — не потому что модель плоха, а потому что её участники не мотивированы и не до конца подготовлены: они не будут знать, понимать — куда им идти. А как справедливо предполагал Марк Твен, человек, который не знает, куда он идёт, очень удивится, когда увидит, что пришёл не туда…

К тому же немного настораживает словосочетание «ключевая компетентность», которое уже почти официально свели к практическому навыку. Бесспорно, стереотип — штука удобная и функциональная, но заявленные цели этой модели всё-таки ведут, в первую очередь, к изменению не самой структуры знаний, а к коренной перестройке задач на применение этих знаний, систематизации их на основе методологии, науковедения, интеграции (любая проблема интегративна, а мы и хотим научить ребёнка решать проблемы).

о

Возможно ли мирное сосуществование двух систем?

Однако, обратим внимание на то, как же осуществить переход от предметно-знаниевой к более целостной модели образования, где приоритет будет отдан опыту, компетентности. Для этого, возможно, не следует заменять одну модель другой, реально сосуществование двух парадигм — знаниево-предметной и компетентностной.

Предлагается три варианта возможных моделей:

первый — знаниево-академическая система реализуется в начальной и основной школе, а в старшей профильной — компетентностная;

второй — предполагается одновременное функционирование двух элективных вариантов образования: академического и практико-ориентированного, компетентностного (нечто вроде гимназического и реального);

третий — разрабатываются переходные формы построения образования посредством включения в учебный  план интегрированных курсов, в которых предметные области соотносятся со сферами компетентности.

Вполне возможны и другие варианты, но пока ясно лишь одно: переход на новую ступень нельзя осуществить путём «скоропостижных» административных действий. В связи с этим вполне естественно предположить, что из трёх высказанных учёными вариантов реален третий путь (переходные формы, в виде интегративных курсов). Реально не только потому, что здраво, но главное — беспоследственно. Если «не пойдёт», не случится негативных процессов и никто не пострадает. Как заметил в своей книге «Учитель и модернизация» О.Г.Прикот, — чем прагматичнее век, тем менее прагматичным должно быть образование: надо объяснять не как просто решить задачу, а как красиво решить задачу! Тогда есть надежда на выход.

Не только знает, но и может

Попытка понять — в чём, собственно, суть «компетентностной модели» образования приводит к следующему основополагающему моменту: развитие образования необходимо ведёт к возрастанию его целостности, а не к механическому расширению набора элементов. Повышение уровня целостности порождает перестройку всех структур и процессов в образовании. Что определяет современную версию ответа на традиционный вопрос — кого же должно готовить образование?

Компетентностный подход предлагает поставить во главу содержания образования компетентную личность, т.е. человека, обладающего целостным, а не фрагментарным набором видов опыта. То есть человека не только знающего, но и действующего, и чувствующего…

Такой подход к смыслу образования позволяет снять противоречия между знаниевой и личностной парадигмами. То есть школа, в этой модели, должна выпускать человека, который не только знает, но и умеет, и желает, и может.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика