Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 2: Игровые РАЗМИНКИ
__________________________________________________________________________
Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос(но не напрягая его), учитель продолжает урок.
___Режиссерский комментарий. Приведенный прием был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада, но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками.
О психологических тонкостях этого задания см. материалы III части кн. Букатова В.М. Педагогические таинства дидактических игр (2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.): V.Громкая тишина =открыть в новом окне= и комментарии к эссе-отчёту вузовского преподавателя иностранных языков [открыть в новом окне]
Учительский рассказ о том, как это задание прошло у них на уроке см., например: <3кл>; <6кл>; <10кл>
Рассказ о неудачном использовании данного приёма можно найти в одном из студенческих письм-отчетов <открыть в новом окне>. А с комментированием той ситуации можно познакомиться в параграфе «Навязывать ли ученикам свои планы или открывать им глаза?» в «Комм.2: Зря или нет?» — В.Б..
Дополнительно см.: О результативности двигательных упражнений-разминок (в статье Опасения оказались абсолютно напрасными или «Режиссура урока» на ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ в 7 кл)
.
.
.
Спасибо! Использую в первом классе. И не только на уроках. Приём работает всегда!