________________________________________________________________________
Центр Образования № 1450 (Москва)
Архинчеева Мария Ильинична
.
Рыцарский замок (6кл)
О том, как дополнительная литература по истории Средних веков на последнем уроке (в пятницу!) пошла… нарасхват!
___Хочу поделиться той «нечаянной радостью», которая возникла от урока-импровизации, урока-игры.
___Была пятница, последний урок. Шестой класс должен был изучать тему «Рыцарский замок» (параграф 11 по учебнику «Средние века» Агибаловой Е.В.и Донского Г.М.)
___И вот дети, войдя на перемене в класс, начали рисовать мелом на доске — цветочки, сердечки, потом средневековое оружие…
___Этим они мне и подали идею неожиданной «режиссуры урока»…
___Звенит звонок. Дети привычно разбрелись по партам.
___ «Ну что, рисовать будем?» спросила я их. Они тут же повеселели. И не сговариваясь дали положительный ответ, прозвучавший на удивление дружно.
___Тогда я попросила их сначала найти в новом параграфе из всех выделенных курсивом слов такое, в котором есть первая буква их собственной фамилии (в особо сложных случаях — вторая). У кого слова оказались одинаковыми, объединились в команды.
___Потом все договаривались друг с другом о названии. Так появились команды «Рыцарь», «Донжон», «Девиз», «Знамя», «Замок». В каждой — по три-четыре человека.
___Разделив доску на пять колонок, я каждой из команд предоставила цветные мелки и полностью одну из колонок. Условие следующее: во-первых, нужно было нарисовать рыцарский замок (или его часть), на котором, во-вторых, был бы непременно изображён соответствующий герб.
___Звучат вопросы:
___— А как рисовать? Как на обложке учебника?
___Я, молча, пожимаю плечами. И глазами показываю на полку в шкафу с книжками по средним векам.
___Дети бросаются искать «подсказки». Листаются, перелистываются альбомы, пособия, учебники. Возникают споры, какие иллюстрации лучше. Не проходит и двух минут, как одни команды, вооружась мелками, уже кидаются к доске, решив повторить удачно найденный рисунок. Тогда как другие — продолжали методично выдумывать нечто коллективное «своё», опираясь на обобщённые впечатления от материалов учебника и дополнительной литературы.
___Понемногу в колонках стали появляться средневековые очертания…
___Когда настала очередь рисовать герб, мнения опять же разделились. Одна из команд решила изобразить гордый профиль короля. Другая — выбрала хищного зверя. А кто-то решил разместить на гербе только первые буквы имен участников команды.
___Чья же работа получилась лучше и красивее? Это я предоставила выяснять самим детям. Для чего я раздала бумажки. И объяснила:
___— У всех команд есть по 10 баллов. Напишите сколько отдаете каждой команде соседей за работу (свой рисунок не оценивается). (Правда в двух листочках это условие оказалось нарушенным).
___Считали тоже сами дети. В каждой команде были выдвинуты двое самых быстрых и беспристрастных. Они стали «считальщиками».
___Победило сразу две команды. Их счёт при самой придирчивой проверке оказался одинаковым…
___Вот такой получилась импровизация на последнем уроке в пятницу. Оставившая после себя глубокое чувство удовлетворения. С которым, надеюсь, мне удалось поделиться с учителями-практиками, как и я интересующимися социо-игровой педагогикой.
.
.
.
.
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.