Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дисципл/Бук.: V-VI

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

_________________________________________________________________________

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике

Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)

V. Громкая тишина /О режиссерских секретиках социо-игрового задания «Кто-о меня-я слы-ышит…» /

Любой из рассмотренных трех способов возрождения рабочей атмосферы и деловой жизни содержит признаки двух других, и типология их при ближайшем рассмотрении оказывается условной.

В способах разминочно-игровых довольно легко различить оттенки  способов авторитарно-игровых. Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. Поэтому «приказные» способы, грамотно осуществленные, практически становятся игровыми.

Поясним на примере практикума по педагогике в городе Анапа со студентами 3-го курса. Идет групповая работа по инсценировке параграфов из учебника. В аудитории — деловой гул. Подходит время показа. Преподавателю нужно брать инициативу в свои руки. А голоса нет. Перелет из Москвы, смена климата, зимняя сырость, морской пронзительный ветер — взяли свое. Перекричать заработавшихся студентов — нет ни желания, ни сил. Тихо, себе под нос преподаватель бубнит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые студенты насторожились.

Преподаватель продолжает: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». В воздух поднимается несколько пар рук. «Кто меня слышит, — все также тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза». Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и со здоровым голосом не сразу дозовешься. «Кто меня слышит — встаньте». Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.

«Кто меня слышит (а слышат уже все!), сядьте; внимание ко мне». Все садятся. Чуть повысив голос (но не напрягая его), преподаватель начинает объяснять условия демонстрации группами своих работ.

Приведенный дисциплинарно-игровой прием был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей в старших группах детского сада, но наиболее эффективен он на уроках у старшеклассников.

Одна из московских учительниц МХК (мировой художественной культуры), побывавшая на одном из наших мастер-классов, потом со смехом рассказывала, как стала на уроках использовать этот прием не в игровой, а — в буквальном смысле — в авторитарной форме. Выходила в центр класса и что есть мочи кричала: кто меня слышит… и так далее. Оказывается, что помогало даже в таком виде. Правда на своих уроках такой атмосферы, как на мастер-классе, ей добиться никак не удавалось. Пока к ней на урок не заглянула коллега, так же увлекающаяся прилаживанием различных социо-игровых форм к своим урокам.

И вот, идет урок. Работа у старшеклассников кипит. Вокруг — вполне деловой шум. Хозяйка выходит на середину, открывает пошире рот…

Тут коллега хвать ее за локоток и шепчет на ухо:

— Ты что, разве нам так на мастер-классе показывали?

— Так ведь, если я буду шептать, то они меня не услышат!

— Ну так и хорошо! В этом же игровая изюминка и есть! Давай-ка я это упражнение проведу! — и тихонечко начала выводить тоненьким голоском — Кто меня слышит сели на корточки…

Услышали всего двое старшеклассниц. Удивленно уставились на нее и команду выполнять не спешат. А та, как ни в чем не бывало дальше и дальше.

Третью команду (дотронулись до правого плеча соседа) услышали почти все, а некоторые даже выполнили. Поэтому следующую весь класс не только услышал, но и (ко всеобщему удовольствию) одновременно (!) выполнил.

То-то было радости у хозяйки, когда она наконец-то разобралась в причине предыдущего отсутствия игровой атмосферы в этом задании.

VI. Каверзы резонанса

Если в «деловых» приемах сравнительно легко можно разглядеть оттенки приемов и разминочных и командных, то вот увидеть, наоборот, в разминочных и командных приемах присутствие делового аспекта — некоторым учителям трудно. Мешает невольная и часто неосознаваемая педагогическая технократичность, которая кроется в представлении, что осваивать учебный материал — дело серьезное и ответственное. Если личные цели, желания, интересы и представления ребенка, — это что-то несерьезное, мелкое, то вот учебный материал, сконцентрировавший в себе культурный опыт предшествующих поколений — это уже серьезно и ответственно.

Учебный материал с позиций подобных воззрений можно и проинвентаризировать, и законсервировать, и обновить, и перекомпоновать, и подчистить, и заменить, и дополнить, и модифицировать. То есть обходиться (манипулировать) с ним как с неким ценным механизмом, требующим более или менее бережного обращения. А вот с живыми детьми (особенно когда их целый класс!) бережно обходиться как с личностями, по мнению одних, очень хлопотно, по мнению других — просто невозможно.

Кто из учителей не считает, что учебный материал по его предмету — именно по его — сложен! А сложный механизм требует обслуживания. Вот учителя и обслуживают учебный материал. И ждут, что дети будут им в этом помогать не покладая рук. А уж в перерыве между обслуживанием они, по примеру нас — учителей, могут и немножко пожить в свое удовольствие. Ведь мы сначала работаем, а после работы начинаем личную жизнь — и к этому надо-де привыкать с детства!

Педагогический технократизм возник и воспроизводится в человеческой культуре не случайно. Поколениями проверена его эффективность. Но беда в том, что современное окружение стало напряженно технократическим, что, по справедливому мнению чутких философов, свидетельствует об очередном переломном (или кризисном) этапе развития (точнее старения) культуры.

Прежняя испытанная форма технократического обучения, входя в резонанс с насыщенно технократической средой, окружающей нас, вместо того, чтобы (как в прежние времена) способствовать развитию конкретного ребенка, начинает этого ребенка укатывать, как тяжелый каток укатывает гравий в асфальт при прокладке дороги!

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика