Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дисципл/Бук.: XI-XII

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

_________________________________________________________________________

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике

Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)

XI. Палочка-выручалочка

…Звонок на урок. Учителя нет (он болен). Ученики, выждав несколько минут, начинают заниматься своими делами. В результате шум постепенно усиливается и, наконец, перерастает предельно допустимый уровень (в каждой школе свой). В класс «влетает» учительница из соседнего кабинета. И начинается… Подростки коротко обозначают такие ситуации словом «разоралась» и точно знают, какие учителя в их школе могут и любят пользоваться подобным умением.

Умение «наорать» чаще всего применяется учителями в ситуациях, по их мнению, безвыходных ( «а по другому ученики просто не понимают»), и обычно педагог при использовании этого умения приобретает весьма неприглядный вид. Но, повторим, сейчас нас занимает техническая сторона этого умения, которая достаточно сложна, и это чувствуют все начинающие педагоги, этой техникой еще не овладевшие. Встречается и такое (правда, совсем уж редко), когда учителя даже после достаточно продолжительной работы в школе умудряются не владеть подобным мастерством. А о мастерстве мы говорим потому, что долго и результативно распекать класс или ученика — действительно трудно.

Умение «делать назидание», распекать складывается из владения прежде всего двумя рычагами настойчивости. Первый из них — МОБИЛИЗОВАННОСТЬ.

Поясним этот специфический театральный термин. Когда человек готовится к чему-то, то он может еще не знать, как именно начнет действовать. Эта обобщенная, «генерализованная» подготовка и называется в теории действий мобилизованностью. Ни наблюдатель,  ни исполнитель еще не знают, какие действия последуют, но к чему именно готовится человек — к преодолению препятствий или отказу «от борьбы» — всегда можно определить.

В мобилизованности можно различить физическую и психическую стороны, которые взаимосвязаны друг с другом. А так как в театральном искусстве особо ценится выразительность (то есть проявленность внутреннего во внешнем), то мобилизованность рассматривается режиссерами прежде всего как физически проявленная (в поведении) собранность внимания.

Собранность видна и во взгляде, и в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности — спины, позвоночника. Чем больше подтянутость, тем выше степень мобилизованности, которая особенно явственна у человека перед совершением прямолинейного «наступления» на собеседника.

Успешность многих дел, в том числе и такого, часто неприглядного, как «распекание», во многом зависит от предварительной телесной мобилизованности учителя. Недаром многие педагоги буквально «врываются» в расшумевшийся класс, что само по себе уже оказывает на учеников усмиряющее действие. Не будь такого или иного, но не менее мобилизованного появления — и осуществлять свои цели учителю станет гораздо труднее.

Чем сильнее шум в классе, тем большая мобилизованность должна быть у педагога (вне зависимости от стиля его работы — «авторитарного» или, например, «дружеского»). Тогда в мобилизованности учителя ученики начинают чувствовать непреодолимое (или труднопреодолимое) препятствие, и это их отвлекает от посторонних забот, приведших к шуму. Такое отвлечение — уже серьезная победа в осуществлении учителем своих возвышенно профессиональных или корыстно-индивидуальных целей.

XII. Задать тон

Мобилизованность не обязательно должна быть прямолинейной или выражаться в быстрых движениях. Так, замедленность действий часто гораздо больше концентрирует мобилизованность и ярче выявляет ее, нежели суетливая скорость.

Поясним на примере выполнения актером физического действия «подметать комнату». Мобилизованность к тому, чтобы подметать быстро, не равна мобилизованности — подметать тщательно. Хотя обе они могут достигать больших степеней (в первом случае — очень быстро; во втором — очень тщательно), но первая мобилизация ярче, проще, легче для исполнителя и понятнее для зрителя. Вторая — менее заметна и понятна; она сложнее. Для исполнителя она всегда гораздо труднее, а зрителям интереснее.

Подобным образом различаться мобилизованность может не только при выполнении физических действий, но и при общении. И здесь тоже накал прямолинейной мобилизованности проявляется явно и ярко. Но этот накал имеет тенденцию вызывать межличностный конфликт¹. А в сложной мобилизованности большая напряженность проявляется в неброском деловом терпении, которое если и может восхитить своей мудрой предусмотрительностью, то только лишь заинтересованно-внимательный взгляд.

Яркость одного и невзрачность другого вида мобилизованности неслучайна. В педагогической деятельности она связана с тем, что мобилизованность учителя к «распеканию» есть готовность трудиться самому, добывая информацию ожидаемую или желанную. И только ее. Например, информацию о согласии учеников с тем, что учитель имеет право быть беспрекословным (!). Попытки же учеников выдавать какую-то иную информацию будут подавляться, что неизбежно потребует от учителя все возрастающей мобилизованности, которая в своей примитивной прямолинейности становится особенно яркой. Яркой настолько, что обращает на себя завистливое внимание начинающих учителей, мечтающих поскорее научиться крепко «закручивать гайки».

Сложная же мобилизованность учителя перед уроком — назовем ее профессионально-деловой — связана с его готовностью к тому, что добывать, выдавать информацию и даже навязывать или подавлять (всяко бывает!), одним словом — трудиться, будут прежде всего сами  ученики. И эта готовность учителя не лопнет как мыльный пузырь, если она подкреплена уверенностью, что в случае надобности он сможет помочь каждому из присутствующих. Помочь найти свое удовольствие в труде, добровольно возложенном учениками на себя после его, учительской, подачи.²

Для быстрого, четкого, дружного выполнения учениками тех или иных организационных моментов, часто являющихся необходимой разминкой перед большим основным делом, учителю необходимо самому «задавать тон» упругим, энергичным голосом, собранностью движений, то есть своей мобилизованностью, гамма оттенков которой может быть весьма широкой — от сухо деловой (которая, кстати, всегда более уместна и полезна на уроке, нежели мобилизация враждебно деловая) до доброжелательно деловой (являющейся мечтой многих детей, родителей и самих учителей). И задавать этот «тон» лучше всего сразу при входе в класс.


¹ Такие конфликты в режиссерской «теории действий» именуются позиционными, о их типологии и причудливой связи с целями и потребностями человека см., например, в главе «От поведения к личности» в кн.: Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. — М.,1984. — С.106-117.

² Подробнее о мобилизованности учителя, как прямолинейной, часто ведущей к конфликтам, так и сложной, то есть профессионально-деловой, см. параграф Настойчивость кнута и пряника в монографии: Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. — М.,1997. — С.148-159.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика