Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Карелия–2006: II этап – репетиционный

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕ Из ПРАКТИКИ современного театрального образования Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере

_______________________________________________________________________

Е.А. Аккуратова: Опыт постановки с детьми мегаСПЕКТАКЛЯ на тему архивных писем «из культурного наследия»

.

II. Этап второй – репетиционный

День четвёртый / День пятый / День шестой / День с седьмого по одиннадцатый [Некоторые названия эскизов и их краткое описание]

[театрально-педагогические мастерские А.П.Ершовой]

Этап второй – репетиционный

День четвёртый

Сегодня берём в работу письма, которые будут в спектакле.

Встали в круг тройками, в которых работали накануне, объединили некоторые тройки в шестёрки с помощью вожатых Жени, Ани, Кости. Оставшиеся, те, кто не попал в эти группы, рассчитались на 9 и по двое присоединились к разным группам. Итак, у нас 9 групп по 8 человек. Начали как обычно на баскетбольной площадке, но дождь и холод загнали нас в клуб.

С этого момента погода нас совсем перестала баловать даже редкими теплыми часами. + 9 и местами дождь совсем не помогали улучшению самочувствия, но мы старались не снижать темпа работы. Вспоминали онегинско-онежскую пору, когда было так тепло, что мы купались по ночам и ходили на занятия в шортиках и маечках, а днём даже приходилось скрываться от жары в клубе. Эх…!! Но и сейчас каждая теплая солнечная пауза использовалась нами и мы бежали репетировать на футбольное поле, где вокруг паслись коровы оставляя за собой «вкусные» следы, нисколько нас не огорчавшие.  Но в день премьеры, как это и бывало и во всех трёх лагерях, погода была изумительная, мы даже смогли снять куртки и надеть заготовленные наряды.

В группах все участники рассчитались по порядку номеров, и теперь для получения заданий вызывался работник с определённым номером. Это означало, что за заданиями будут бегать не всегда одни и те же, а каждый раз разные и каждый в группе побывает в роли посыльного и объясняющего всей группе, полученное им от режиссёра, задание. Например, посыльный № 5 вытягивает письмо, с которым будет работать команда. Приглашается работник № 3, он получает задание: приготовить прямо здесь и показать три причины написания письма. Т.е. события, которые пережил этот человек, но задаётся одно условие – играть этого человека нельзя. Нельзя играть Чехова, Толстого, Достоевского и т.д.

Накануне мы с Александрой Петровной договорились, что если дети  быстро работу сделают, то дадим им еще одно задание. Так и получилось. Следующее задание – этюд «Полученное письмо»,  или «Как письмо читают». Но сначала все группы поменялись письмами. Сами нашли группу и забрали у неё то письмо, которое они еще не делали. Всего в течении этого утра  работали над тремя письмами. Три одинаковых письма одного автора у одной группы, три у другой, три – у третьей. Авторы – Екатерина II, Н.А.Некрасов, А.П. Чехов. Когда все показали всем, что они придумали, группы опять поменялись письмами и получили задание на вечер: этюд «как это письмо писалось». Условие прежнее – автора играть нельзя. Таким образом, каждая группа ознакомилась за день со всеми тремя письмами.

Вечером все режиссёры одновременно смотрели в разных углах зала придумки групп, делали замечания, затем – время на самостоятельную репетицию и доработку и общий показ. Порядок показа – от группы вызывается первый работник, группа вызванных выстраиваются между собой по алфавиту фамилий получателя письма. Екатерина II писала князю Голицину, Антон Павлович – Ольге Леонардовне Книппер, Некрасов – Тургеневу и т.д.

День пятый

На следующий день мы сделали письма ещё шести авторов, три утром (Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, К.С.Станиславский) и три вечером по той же схеме. Группа вытянула письмо, сразу начала работать и через некоторое время – показ режиссерам эскиза «причины написания письма», замечания, доработка, общий показ. Группы поменялись письмами – сделали сцену «как письмо писалось», опять обмен письмами и – работа над формой – «получение письма».

На вечер –  новые три письма – М.П. Лилиной, О.Л. Книппер, А.С.Пушкина. Причем, чтобы у детей было больше времени для подготовки, заранее даётся задание придумать этюд «как письмо писалось», потому что именно этот сюжет оказался самым сложным для сценического воплощения. А на тот момент фантазия уже истощилась, показано было много вариантов, и нужно было придумать нечто новое, ещё лучше, ещё интереснее.

Получив задание, некоторые  кампании не стали расходиться. Члены групп не объединены общей комнатой проживания, поэтому многие участники, сразу после получения задания договаривались, где и во сколько они встретятся, (это конечно самые ответственные и организованные) чтобы собраться после обеда где-нибудь в беседке или другом укромном уголке лагеря для самостоятельной репетиции. Но, вообщем, все как-то находили время для самостоятельного творчества. Никто из взрослых в лагере ни разу не занимался организацией подростков для их  репетиций. Когда и где они вынашивали и репетировали свои замыслы загадка, но ни одна из кампаний ни разу не пришла на вечерний показ неподготовленной, даже костюмы успевали соорудить из штор и покрывал.

Вечером мы не только доделали оставшиеся три письма, но и просмотрели ещё раз все этюды по всем письмам. Лучшие были отобраны для спектакля, о чем авторам и исполнителям было сразу сообщено, победители бурно радовались. Не было ни одной группы, у которой не взяли в спектакль ни одного эскиза, а были и такие у которых взяли почти все их придумки.

Дальше перед режиссерами и вожатыми встала проблема как не забыть всё лучшее, для этого эскизам давались рабочие названия по самой яркой запомнившейся детали, которые записывались одновременно несколькими вожатыми сразу в ходе показов. И когда она называлась, сразу было понятно, о чем или о ком шла речь.

День шестой

Утром 29 июля митинг у памятного знака высадки десанта, посвященный Дню военно-морского флота. Шли вдоль дороги дружным маршем несколько километров, слушали выступления моряков-ветеранов войны, шумно им аплодировали, особенно когда один из них читал свои стихи, некоторые плакали, а одна девочка выбежала в конце митинга на середину площадки и, захлебываясь от слез, сказала: – «Спасибо всем вам за то, что вы для нас сделали!» – в ответ на это моряки- ветераны расцеловали её в обе щёки. Когда митинг закончился, никому не хотелось расходиться, подростки и вожатые обступили моряков и засыпали их вопросами. И те и другие были рады такому общению.

Сбор для репетиций был назначен, вопреки привычному графику, (10.30. и 19.00) в 16.00. Сначала общий круг, как обычно, затем объявили список новых рабочих групп, тех которые будут трудиться вместе до спектакля. Участники каждой группы сразу нашли друг друга, собрались вместе. Каждая группа была названа определённой буквой и если все эти буквы сложить вместе, можно получить название спектакля – «Я Вам пишу!»

За каждой группой была закреплена определённая сцена, отобранная накануне, вечером, во время просмотра всех эскизов. Не всегда складывалось так, что группа играла свой этюд, иногда из авторов в группе оставалось по 2-3 человека. Поэтому в афишах к спектаклю было две колонки – авторы идеи и её исполнители.

В этот день впервые мы, режиссеры и вожатые, опоздали на репетицию – составление списков оказалось делом сложным и как мы не торопились, справились с этой работой только в 16.05, а сбор был назначен в 16.00. Ох, детишки наши радовались, стуча по нашим спинам. Именно такая встреча придумана у нас для опаздывающих. Все кто пришёл во время  выстраиваются от двери в ручеёк и пропускают опоздавших внутри его, опуская на их спины сцепленные руки и приговаривая: « ай-ай-ай, не опаздывай!»

Часть групп осталась репетировать, остальные пошли смотреть, записанные на видео эскизы, чтобы вспомнить все подробности их воплощения. В этот вечер все пробовали улучшать свои сцены, а мы им помогали. Каждая группа прошла 2 раза через репетицию, потом показ и снова самостоятельные репетиции. Александра Петровна советовала ребятам во время самостоятельной работы не брать себе в помощь знакомых педагогов, попользоваться возможностью порепетировать с другими режиссерами. Требования к этюдам – должно быть событие, у каждого – какое-то дело и, каждый должен как то несколько раз поменяться, и мизансцена в этюде должна измениться несколько раз. Вечером устроили просмотр наработанного.

День с седьмого по одиннадцатый

Репетиции разных видов. Когда завершили работу над эскизами, начались монтировочные репетиции на тему как связать всё наработанное в одно целое. Куда поместить армию не занятых в сцене артистов, пока одни выступают, где другие? Кто дает общую команду для начала сцен? На все эти вопросы нужно было ответить и четко прорепетировать все переходы. Опять режиссёры и вожатые (причём, без Жени мы бы совсем запутались) долго составляли план этих переходов. Но, в конце концов, всё утряслось и был установлен надлежащий порядок сцен.

Начинался спектакль с письма Екатерины II князю Голицину, а заканчивался письмом А.П. Чехова К.С.Станиславскому. Исполнители стояли за спинами зрителей, а некоторые группы, (каждый раз разные) не занятые в сцене, хором объявляли зрителям начала сцен каждого письма. Все причины написания письма вошли в сцену, которая называлась «Так было», этюды как письмо писалось – «Я Вам пишу», и заканчивалась история про каждое письмо сценой получения, под названием «Вам письмо». Между эпизодами каждого письма и во время переходов одной группы «за кулисы» – за зрителей и выхода другой группы на площадку звучали кусочки различных песен, романсов.

Музыкальное оформление это особая история. За её воплощение отвечали вожатые и лично Анна. Ведь к окончанию каждого эпизода и к началу истории про следующее  письмо нужно было подобрать соответствующую строчку, а потом спеть и ничего не перепутать. Хор состоял из трёх человек Ани, Лены и Влада. Иногда они пели вместе, иногда сольно, но всегда на помощь им приходил главный капельмейстер Оля, которая одна точно знала, где и что необходимо спеть. Вожатый Алексей звоном колокольчика обозначал окончание сцены, когда исполнители замирали в финальной точке.

Итак, на тему каждого письма игралось три эпизода, затем поклон группы (состоящей из трёх кампаний), уход и выход следующей, которая хором объявляла «Письмо Александра Сергеевича Пушкина Наталье Николаевне Пушкиной» и т.д. Зрители сидели в два ряда вдоль всего зала в две линии одна напротив другой. Группа выстраивалась в одну линию, в центре зала, вдоль зрителей, половина группы обращалась к одной стороне зрителей, половина – к другой, объявление письма, переворот к другой линии зрителей, снова объявление и команды (каждый раз на сцене находилось три команды) разбегаются на исходные точки – в центр зала, на сцену, и в противоположный конец зала и там замирают в ожидании сигнала для начала своего эпизода. (Сигнал для начала эпизода – слова помощников, хором: «Так было», затем – «Я Вам пишу», и – «Вам письмо»). Эти точки соответствовали названиям сцен, которые там происходили. В центре игрались причины – «Так было», на сцене (сбоку сидел хор)– процесс написания – «Я вам пишу», в противоположном конце зала – получение – «Вам письмо»

В финале спектакля все исполнители выбегали и занимали всё пространство зала с песней «Мир не прост, совсем не прост, нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз».

Накануне премьеры провели две генеральные репетиции. Причем с утра всё получилось очень хорошо, поэтому вечером во время последней генеральной репетиции я получила задание «побушевать», посокрушаться, что играем плохо, вобщем, немножечко наехать на исполнителей, чтоб не было лишней эйфории и затем на премьере лучше старались.

Дискотека в этот вечер была отменена, т.е. заменена вечером песен и тихих развлечений. И наши дети устроили настоящий рэп-турнир. Зрелище было захватывающее, ведь, оказывается, настоящие реперы свои песни сочиняют буквально на ходу. Даже Влад не мог удержаться и поучаствовал в этом состязании.

Некоторые названия эскизов и их краткое описание

(В том порядке, как это было на спектакле)

Письмо Императрицы Екатерины II Князю А.М.Голицыну

Причины – «Приготовления в доме  к встрече Императрицы» (Агент выведывает у служанок, что замышляют дворяне против Императрицы и пишет донесение Екатерине II). Написание – «Светский раут». Получение «Голицын спит» (гонец с письмом встречает двух служанок, любезничая с ними, теряет письмо, потом  письмом играют дети, у них его отбирает нянька и приносит Голицыну измятое письмо. Князь спит, увидев письмо от Императрицы, продолжает дальше спать)

Письмо А.С. Пушкина Н.Н Пушкиной

Причины: «Голова кругом» (мысли в голове  высказываются – ребята делают из себя двигающийся круг, внутри его мысли, пытаются вырваться наружу). Написание – «Цыгане» (цыгане поют, трое играют в карты, шум и гам – из соседней комнаты вбегает человек и молит: – Господа, тише, Александр Сергеевич письмо пишет!)

Письмо Ф.М. Достоевского А.Г. Достоевской

Причины – «Дети Достоевского заболели» (Дождь изображала одна девочка – она бегала и шуршала пакетом над людьми. В аптеку бежали люди за дегтярными каплями от кашля, когда пришли от Достоевского, так как его дети заболели, лекарство кончилось – пришлось давать телеграмму, чтоб прислали ещё)

Письмо Н.А. Некрасова И.С.Тургеневу

Причины – «Звери прячутся от охотника», «В поезде – разговор попутчиков», «Охота на уток при помощи брюха», «Дикая сторона и бабы», «Ау, Некрасов». Написание – «Театр теней» (за простынкой мальчик пишет письмо на него направлен прожектор, видна тень, а голос в микрофон озвучивает). Получение – «Тургенев делает выговор уткам, которые сами бросались Некрасову под ноги», «Тургенев: –Ну, всё, я пошёл писать записки охотника».

Письмо Л.Н Толстого императору Александру II

Причины: «Арест учителей», «Обыск», написание – «Учителя в тюрьме», (начальнику тюрьмы в глазок, сделанный из четырёх пальцев рук, служители показывают кто сидит в камерах – в одной учителя обсуждают ошибки в русском своих воспитанников, в другой в камине жгут произведения Графа Толстого, в третьей Толстой государю письмо пишет» Получение – «В научную лабораторию XXII века из прошлого доставляют письмо Толстого, гонца, заплутавшего во времени, отправляют обратно».

Письмо О.Л. Книппер А.П.Чехову

Причины: «На вокзале» (Девушка стоит на вокзале, смотрит на уходящий поезд все её толкают, а она застыла и плачет. Звуки вокзала.). Написание – «Хит» (Команда музыкантов ждёт солиста и автора, но тот не приносит песню. И вдруг из соседней комнаты он слышит голос, который читает письмо, каждая строчка услышанного письма становится строчкой песни. Хит готов.). Получение – «Дни недели» (каждый день недели в стиле реп поет и передает письмо для А.П.Чехова).

Письмо А.П. Чехова К.С Станиславскому

Причины – «Доктор и О.Л. Книппер» (едут друг навстречу другу в каретах, доктор останавливает карету О.Л. и велит пройтись пешком, потому что ездить по тряским мостовым ей нельзя). «А.П. на рыбалке» (Гости каждый час приходят к Антону Павловичу, а он всё на рыбалке). «Уха из рыбы, которую поймал А.П.» (Котелок из людей и в нём рыбка булькает), «Вишневский растолстел» (Вишневского кормят вишневым вареньем, а на предложение доктора покататься на лошадях тот вынужден отказать – поправился). Написание – «Ловля сигналов» (команда папарацци, каждый своим способом, ловит сигналы мыслей человека пишущего письмо, в данном случае – А.П. Чехова). Получение – «Экзамен в театральном ВУЗе». (девушке читающей басню, предлагают прочитать с листка текст письма А.П. Чехова)

Письмо М.П. Лилиной К.С. Станиславскому

Причины – «Тоска нависла». Написание – «Не верю» (Лилина спиной к залу пишет письмо, кошка и собака подходят к ней заглядывают в текст и читают письмо а попугай периодически кричит – «Не верю». Получение – «Браво» (письмо приносят в театр во время спектакля, охрана сначала не пускает курьера, но узнав, что письмо для К.С. провожает гонца за кулисы, а на сцене идёт спектакль).

Письмо К.С Станиславского М.П.Лилиной («жениховское»)

Причины: «Прислуга рассматривает фотографии» (фотографии изображают застывшие в разных позах фигуры, старуха, рассматривает их комментирует, меняет местами, услышав, что кто-то идёт пытается разложить правильно, но запутывает ещё больше), «Фабрика-машинерия» (машины на фабрике Станиславского приводит в движение рабочий, потом он засыпает – машины останавливаются, мастер обнаружив непорядок, вызывает рабочего в контору на разборки к  хозяину-Станиславскому). «Родители К.С. рассматривают фотографии» (один мальчик очень смешно показывал фотографию Лилиной в три месяца, затем «Маруся на лошади») «Телефонный разговор папы К.С. с Костей». Получение – «Голубь приносит письмо для Лилиной» (родственники получают и обсуждают, что может быть написано в письме).

.

.

перейти к перечню материалов блока: Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере

.

Открыть продолжение в новом окне: II(бис): ФОТОматериалы

.

Открыть в новом окне: III. Этап третий – премьера общелагерного спектакля

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика