Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Практическая герменевтика IV (В.Б.: Очерк 8 )

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАТаблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКАПрактическая герменевтика и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература (очерки)

___________________________________________________________________________

.

.Из книги: В.М. Букатов. Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина. М., 1999. //Очерк восьмой: С живой картины список   бледный (с.38-46)

.

Вячеслав БУКАТОВ

Выражение замысла и субъективность понимания

.

Первая публикация: Педагогическое образование. Вып.5 (1992);с.82-88 ]

.

___Начались чтецкие пробы. Сначала они носили очень эскизный характер. Нет-нет да и появлялась у учеников привычка читать, скандируя. То есть читать стихотворение не по предложениям (от точки к точке), а по строчкам, бессмысленно обрывая длинные, еще незакончившиеся фразы ударениями и паузами в конце строк. Отметим, что когда в одной фразе оказываются два (а то и больше) ударных слова, то ее звучание становится неестественным и для слушателей очень утомительным.

___Первые попытки — еще не законченное художественное исполнение, а только пробы, в которых более или менее видна оригинальность замысла.

___— А мне кажется, что, если узник будет не рассказывать, а размышлять про себя, то тогда все получится.

___Глухим голосом, медленно, с большой последующей паузой (вот он, результат разговоров о точке!) школьник произносит первую фразу. Возникает (точнее, когда исполнение будет доведено до мастерства — обязательно возникнет) картина одиночества, неуютности и озлобленности. Поражает саркастическое «махая крылом». По-особому произносится «как будто со мною задумал одно» — здесь мы услышали кульминацию сарказма — где уж вскормленному в неволе орлу, молодому, который еще и воли не видел, думать о том же, что и я! И дальше мелким планом узник передразнивает орла: давай улетим, мы вольные птицы, … белеет гора, … гуляем лишь ветер — опять пауза и тяжелое глухое добавление — …да я. Это узник уже о себе, о своих желаниях, об их неосуществимости.

___Исполнитель доволен. Зная, как трудно зафиксировать причину удачи в наброске, я тут же пересказываю ему историю, которую мы от него услышали. Это поможет ученику при отделке исполнения дома.

___Вслед за ним многим хочется испытать или определить свое понимание. Одним легче сначала рассказать, что они хотят, и по ходу исполнения получить мою техническую помощь. Другие предпочитают сначала исполнить, а потом от меня услышать формулировку того, что получилось, то есть формулировку своего понимания. Одним действительно удается прийти к своему, личному пониманию, над другими довлеют уже услышанные варианты. Но даже повторение чужих вариантов не носит автоматический характер. Новые нюансы в чтении свидетельствуют о действительно личном освоении смысла (см: Драмогерменевтическая БАБОЧКА // Прокрустово ложе творческого самовыражения).

___Особо поразил меня вариант восьмиклассницы, в котором вместо сарказма неожиданно для всех зазвучала отрешенность. Ученица увидела разрешение всех нелепостей в том, что узник от безвыходности решил покончить с жизнью. Его дух уже витает где-то там, где за тучей белеет гора, где синеют морские края, где гуляет… ветер… и… По-особому читались слова «как будто со мною задумал одно» — всего лишь слабая снисходительная улыбка.

___Желающих читать становилось все больше. Ученики выходили по второму и третьему разу. Возникла очередь, и им еле хватало терпения ее соблюдать. «Но Пушкина ли они хотели читать?» — возможно, подумает про себя специалист. Они читали своего «Узника», который стал им дорог и близок. Произошло это потому, что стихотворение А.С.Пушкина помогло им шире взглянуть на мир, на себя и тем духовно обогатило их. Когда они в стихотворении почувствовали руку поэта, протянутую к их сердцу, стихотворении стало произведением искусства, а удивительное мастерство поэта — доступным собственному восхищению.

___Художественное произведение есть чувственное  произведение текста на опыт читателя. И стихотворение, прежде безликое для учеников, таким произведением стало. Поэтому в каждом из ученических толкований, сколь бы необычными они не были, пушкинской гениальности больше, чем в ортодоксальном, объективно правильном, но чужом и потому нехудожественном понимании.

___В конце занятия меня приятно удивила та ученица, которая была поражена упоминанием о кровавой пище. Она в заключительной части занятий отвергала и критиковала все варианты, тщетно пытаясь сформулировать свое понимание. Проба у нее была неудачной и единственной. И когда я был готов объяснить ее поведение подростковым упрямством и вредностью характера, она вдруг удивила всех новым вариантом. В камере узник размышляет, наблюдая за охотничьим орлом. Тот неохотно клюет и тут же бросает. Ему хочется живой пищи, теплой крови. Узник придает этому особое значение. Он тоже задумал кровавую охоту. «Пора, брат, пора» — пора отомстить. Его мысли витают там, где белеет гора (не горы, а именно конкретная гора), у подножия которой начинаются морские края. И ему неважно, что он, как орел, будет возвращен в темницу. Он рвется исполнить задуманную месть. Стихотворение оказалось гимном решимости, гимном мести.

___Отметим, что в народных песенных вариантах стихотворения «Узник» встречается сходное толкование, первоначально возникшее, по мнению специалистов, в среде заключенных: «Где гуляют ветры, / Погуляю я. / Пускай меня вяжут, / В железа куют, / В железо сковавши, / В Сибирь отошлют». (См.: Новикова А.М. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX в. и народная песня.– М., 1982.– С.153.)

________________________________


___Занятие подошло к концу. Теперь ученикам можно сообщить и о домашнем задании — отработать художественное исполнение «Узника», хотя собственно профессиональная чтецкая работа над стихотворением еще впереди — она будет вестись при следующей встрече.

___При расставании меня порадовало, что у учеников не было вопросов о том, какой из вариантов я, как преподаватель, считаю лучше всех. Вспомним: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня они своими глазами увидели то, о чем им столько раз приходилось слышать — глубину чувства в поэтическом произведении. Конечно, это была не та глубина, к которой предполагали привести читателей авторы учебников по литературе. Да и в предложенных учениками версиях глубина оказывалась разная и взаимоисключающая. Но так и должно быть. Нельзя, по примеру гоголевской невесты, губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да прибавить развязности Балтазара Балтазарыча и дородности Ивана Павловича.

___Представление о глубине всегда целостно и субъективно. Каждый постигает в искусстве свою глубину, предел которой кладет личный опыт, запас знаний, сложившиеся интересы. Мы можем помогать ученику наслаждаться искусством, если в каждый момент нашей помощи не будем нарушать этих пределов.

___Занятие закончено. Пройдет время — ученики подрастут, некоторые поступят в институты или даже закончат их. Жизненный опыт и запас знаний за это время у них значительно расширятся. И вот, случайно или нет, открыв сборник Пушкина и прочтя «Узника», они, возможно, с удивлением увидят новые нелепости, не замеченные тогда на занятии, нелепости, которые, опрокидывая прежнее понимание, приведут к пониманию новому.

___Истинное произведение искусства обладает удивительной способностью сопровождать нас на протяжении всей жизни, по-новому раскрываясь на каждом этапе нашего пути. Возможно, в общепризнанной синекдохе кому-то  нелепо увидится безжизненно повисшее птичье крыло (орел клюет, бросает и кричит, махая одним крылом) или покажется, что краткий и пронзительный крик орла переводится узником в нелепо долгую речь. Может, кто-то увидит нечто нелепое в словах «мы вольные птицы» или же заметит, что первое четверостишие заканчивается запятой. Наконец, и прежние нелепости могут раскрыться по-новому.

___И если все это произойдет, и бывшие ученики не спасуют под натиском увиденных нелепостей и придут к всесвязующему пониманию, откроют новое художественное произведение в тексте «Узника» — тогда можно будет с уверенностью сказать, что занятие достигло поставленной цели.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАТаблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКАПрактическая герменевтика и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература (очерки)

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика