Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → Как из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов
__________________________________________________________________________
В.БУКАТОВ. Как из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов
/По материалам кн.: Вячеслав Букатов, Александра Ершова. НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ физики, математики, географии, химии и биологии: Пособие по социо-игровой педагогике.- Киев: Изд.дом «Шкiл. свiт»: Изд. Л.Галицина, 2006.- 128с./
III. НА ПРИМЕРЕ: «Сочинение заданий для выкупа фантов» (ГЕОМЕТРИЯ в 8 классе)
___ Напомню, что на первом нашем заседании-обсуждении наугад было определено, что рабочими темами станут §57 по физике и §7 по геометрии. Вот в конце-концов дело дошло и до геометрии.
___Все достали учебники по геометрии (Погорелов А.В., для 7 -11 классов). Открыли §7, выяснили, что посвящен он теореме Пифагора. Параграф большущий, занимает 11 страниц!
___Весь учебный материал разбит на нумерованные кусочки (с 62-го номера по 70-й). Как их называть мы даже не сразу и сообразили. (Так вот почему у школьников и студентов иногда путаница в голове: они главы с подглавками и абзацы с параграфами и подпараграфами вечно путают. Оказывается, это разностильем предметных школьных учебников заложено! Нет бы издателям разбивку учебного материала главами назвать, а они значок параграфа поставили. А школьникам и учителям путайся потом: номер к чему относится к параграфу или к пункту?)
___Потом все же договорились (как ни как, все с высшим образованием) называть их пунктами параграфа (сокращенно п.п.).
___Ну а потом, опять же таки, наугад (для социо-игрового стиля это частенько почти что «очень даже принципиально») выбрали из всех п.п.63. Оказалось, что именно в нем и идет речь о самой теореме Пифагора. И тогда, начали присутствующие предлагать разные варианты социо-игровых фантов-заданий. Например:
- — нарисовать по памяти (или, наоборот, подглядывая!) рисунок, помещенный в п.п.63, но в зеркальном отображении (в учебнике приведен чертеж прямоугольного треугольника);
- — подобрать (пользуясь таблицами Брадиса) такие числовые значения, которые можно подставить в уравнение, приведенное в п.п.63 (а там АВ2+ВС2=АВ2, в котором «целые» значения сторон треугольника АВ, ВС и АВ нужно подобрать);
- — выписать буквенные обозначения всех углов в чертеже треугольника;
- — посчитать количество больших латинских букв на странице;
- — посчитать количество тире и минусов в п.п.63 §7.
___Так мы и убедились, что опыт по игровому конструированию, до этого наработанный при обсуждении возможных вариантов социо-игровой режиссуры уроков физики, срабатывает и здесь. Ученики свои БИЛЕТИКИ для выкупа фантов с заданиями по учебному материалу (подробности см. в середине предыдущей части нашего рассказа) и здесь могут прекрасно сочинять. Кто во что горазд. И это очень даже здорово!
Опять двадцать пять
___Но тут аспирантам захотелось вернуть еще раз к обсуждению легких, формальных заданий. Видимо для наших педагогов (а у нас все аспиранты с педагогическим стажем, хоть и разное время, но в школе поработал каждый) — хлебом не корми, но дай посомневаться в ученических способностях…
___Уважили мы «просьбу публики» и стали еще раз обсуждать, что делать, если ученики в своих заданиях для выкупа фантов вдруг пойдут по пути сочинительства чего-то легенького, «нестрашного»? Да на этом самом легоньком и застрянут, погружаясь в застой фантазии, мысли, интереса? Начнут стряпать элементарные, простенькие заданьица? По принципу наименьшего сопротивления… А вот на предполагаемое выдумывание нечто каверзно-игривого по изучаемой теме не выйдут?
___Что ж, согласились мы, и такие варианты гипотетически случаться могут. Маловероятно, но возможно. Особенно, если учитель какие-нибудь авторитарно-канцелярские просчеты в своем поведении допустит…
___И вот в ходе обсуждения предложен был такой ход (экстренный): выставлять за самые интересные задания-фанты оценки! Но выставлять только пятерки. Ведь ощущение учеников, что у этого учителя на уроке можно запросто пятерку получить, порой помогает вовлечься даже самому нерадивому ученику. Ну что делать, если ученики давно привыкли к мысли, что плохую оценку схлопотать — раз плюнуть. А вот пятерку… И даже сама мысль о такой возможности некоторых наших бедолаг даже греет, если не сказать большего -окрыляет и вызывает азартный интерес…
___Честно говоря, ход этот не вполне социо-игровой. Во-первых, уж больно корыстен (учиться стоит не за отметки, а по интересу — не баклуши же на уроках бить, так и с тоски помереть на уроке недолго; правда, учителю нужно «своим потом» заслужить, чтобы ученики после его уроков так считать начинали). А во-вторых, в этом варианте судейскую роль учитель явно себе заграбастает (а о том, что роль судьи очень важно под разными предлогами и как можно чаще передавать детям, мы не устаем постоянно напоминать, и данный рассказ исключением не является).
___Но на безрыбье и рак рыба. Для кого-то и такой полусоцио-игровой вариант, вдруг, да и сгодится. И то хорошо, сообща решили мы.
Напоминание о временных рамках
___Да, и вот еще что. Во время обсуждений-примерок «начинающие наши методисты» весьма к месту припомнили, что «соображалка» у учеников активнее заработает, если на сочинение заданий давать ученикам (пусть даже и восмиклассникам) всего-то лишь одну минутку. Ну, полторы от силы. Никак не более.
___Ведь, – повторим – грамотно срежиссированное (выстроенное) ограничение всегда подстегивает.
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → Как из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.