Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Строим БАШНИ (шестилетки)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯЭксп.пл. по пространственному МОДЕЛИРОВАНИЮ

____________________________________________

занятие по творческому конструированию

Строим БАШНИ (шестилетки)

Д/с  «Школа самоопределения»  № 734

Воспитатели: Валентина Васильевна Трубникова, Ольга Николаевна Владимирова

Занятие 23.11.2009г.

Предложили детям поделиться на 4 команды по 4 – 5 человек в каждой. В команде ребята сами выбрали своего командира, затем командиры тянули жребий. В качестве жребия выступали сложенные бумажки с нарисованной внутри геометрической фигурой, которая должна была лечь в основание башни. Дальше командиры возвращались в команду и начинали строить.

/Комм. Сергея Плахотникова/ Как-то, еще работая учителем начальных классов, я привел второклассников в живой уголок при Дворце пионеров. Детей было восемнадцать человек, поровну мальчиков и девочек. Хозяйка живого уголка сказала, что все сразу пойти не смогут, что детей надо поделить на две группы. Для нас деление на команды было делом обычным. Мы уже много раз делились самыми разными способами. Я и попросил ребят разделиться на две команды, но так, чтобы мальчиков и девочек было поровну. Дети без ссоры, без спору поделились на удивление хозяйки. Важно, чтобы деловые отношения в детском коллективе были для всех значимыми и понятными, тогда ради общего дела дети сами станут избегать пустых выяснений отношений, и тогда простая просьба взрослого или ровесника сможет заменить множество игровых приемов и восприниматься детьми игровой по привычке .

Строили  на деревянных кроватях в спальне, к тому же свою постройку надо было уместить на квадратной подставке, что прилагается в наборе. В центре комнаты на ковре в контейнере лежали кирпичики. Дети могли ходить по очереди и брать по 5 кирпичиков разной конфигурации, предварительно договариваясь внутри команды. Мы не предупреждали, что впоследствии постройки будут переноситься в зал. В процессе транспортировки треугольная и круглая башня существенно разрушились. Дети крайне расстроились, но, на удивление, принялись достраивать. При этом мы сделали упор на то, что нужно что-то поменять в способе строительства, чтобы сделать башню крепкой и устойчивой.

Перед прогулкой дали задание: осмотреться вокруг, найти кирпичные постройки и присмотреться, как уложены кирпичи. Увы, вокруг оказались лишь блочные дома, облицовка у которых в виде плиточной мозаики. Эти плитки дети вначале восприняли, как кирпичи, впоследствии поняли, что ошиблись. А затем Полина обратила внимание, что у нас на крыше сада кирпичные трубы, так что перед сном мы все смогли подробно рассмотреть кладку и описать, что в ней особенного.

/Комм. Сергея Плахотникова/ Разговоры про устойчивость и надежность конструкций – одни из важнейших на этапе строительства по представлениям. Как хорошо, что воспитатели дождались того момента, когда ценность устойчивости сложится сама собой. Детей не предупредили, что постройки надо будет переносить, хотя если бы предупредили, думаю, мало что изменилось бы. Для того чтобы препятствие было понято и осмыслено, с ним необходимо столкнуться. Терпению воспитателей можно только позавидовать.

Строительство на кроватях тоже интересно. Казалось бы – это нарушение санитарных норм. Но кто помнит, как в детстве болели, и как одеяло превращалось в холмы, а простыня в море, тот правильно истолкует этот педагогический ход.

1-я команда: Тимоша (командир), Йосик, Маша Л., Глеб

Задание: построить башню, в основе которой фигура – прямоугольник.

.

Воспитатель: Как называется ваша башня?

Йосик: Чебуреки на ракете!

Маша Л.: Как будто вот это три огня, а вот это ракеты.

Йосик: Это как будто ракета, а в ней бегают человечки и это чебуреки.

Воспитатель: А что, они из теста сделаны?

Глеб: Нет.

Воспитатель: Ну, а почему они называются чебуреки?

Глеб: А потому что они, у них страна: Чехия.

Воспитатель: И что, в Чехии живут чебуреки?

Все: Да!

Глеб: мне кажется, что нет.

Воспитатель: Как вы считаете, ваша башня устойчивая?

Все: Да! (Но командир вдруг заволновался и подошел поближе к постройке, чтобы удостовериться)

Воспитатель: А вы сами посмотрите.

Все начинают дуть.

Маша Л.: Устойчивая, подули!

Воспитатель: Подули! Но во время войны дуть-то не будут. Там будут стрелять.

Глеб продолжает дуть на башню.

Глеб: Нет. Чуть-чуть здесь покачивается.

Маша Л.: А так и не падает. Ой, просто здесь немного криво!

Воспитатель: А как туда войти, в башню?

Маша Л.: Вот это открываешь и туда заходишь.

Тимоша: Я так дома делаю!

Воспитатель: А внутри что там?

Маша Л.: Внутри там …люди-чебуреки.

Воспитатель: А как они забираются внутри, поднимаются наверх как?

Маша Л.: Там лифты!

Глеб: Два человека стоят и их поднимают.

Воспитатель: Вам понравился ваш командир?

Все: Да!

Воспитатель: Вы бы снова ещё хотели работать вместе?

Все: Да!

Прямоугольная башня «Чебуреки на ракете». Спереди открывается дверь и можно войти внутрь

.

2-я команда: Рената (командир), Маша П., Аля, Полина, Алиса

Задание: построить башню, в основании которой геометрическая фигура квадрат.

.

Воспитатель: Ренаточка, скажи, как вы решили назвать свою башню?

Рената: Крепость счастья.

Воспитатель: Почему?

Рената: Мы все разошлись, и каждый придумал.

Аля: Придумывали своё название.

Рената: И вот придумали…

Полина: И какое нам больше подойдёт.

Рената: И Аля выбрала «Крепость счастья», вот она придумала.

Полина: Очень хорошее название.

Воспитатель: То есть она придумала, и вы выбрали её вариант, вам всем понравилось.

Полина: Да, оно очень красивое.

Воспитатель: Расскажите про свою башню.

Рената: Она у нас устойчивая.

Воспитатель: А как вы проверили?

Рената: Она у нас не ломалась вообще.

Воспитатель: Вообще никогда?

Рената: Ну, только, когда у нас там кто-то башню качал, и она не разваливалась.

Воспитатель: А вы все заметили, ребят, посмотрите внимательно: 1-й ряд, 2-й ряд, третий и четвертый ряд – какая уже кладка идёт другая.

Лиза: Не то, что у нас!!! (Лиза из другой команды, где строили круглую башню. Она очень расстраивалась, что в процессе работы их постройка всё время рушилась и выглядела, как развалюха).

Воспитатель: Вам задание, найти на улице в поле зрения кирпичное здание и посмотреть, как уложены кирпичи. Вот это очень похоже на то, что в жизни. (указали на 4-тый ряд в башне). А кто придумал именно вот так класть верхний ряд?

Аля: Так пошло у нас.

Воспитатель: То есть руки подсказали. А чтобы вы еще могли рассказать про свою башню?

Маша П.: Когда-то давно наша башня была с крышей.

Полина: Но потом она развалилась.

Воспитатель: Развалилась? А почему?

Полина: Был очень сильный ураган.

Воспитатель: И вы решили оставить её без крыши?

Рената: Да. И мы к ней сделали треугольнички.

Воспитатель: А что это за треугольнички наверху?

Маша П: Это зубцы.

Воспитатель: А, зубчатая башня получилась.

Глеб (из другой команды): А, чтобы враг наверх не мог залезть.

Воспитатель: А как попасть в эту башню?

Маша П.: В эту башню?

Рената: Можно через кирпичи проходить. Это так, чтобы воры не забрались, так двери нет.

Маша П.: Просто, когда подходишь к этой башне, волшебно можно пройти сквозь кирпичи.

Воспитатель: То есть, ваш народ обладает этими способностями.

Рената: А можно прямо входить в треугольнички.

Воспитатель: В какие треугольнички?

Рената: В зубчики.

Воспитатель: А как это? Ещё же подняться до них надо.

Тимоша (из другой команды): по лестнице можно.

Воспитатель: По лестнице? А вы все заметили, что лестницы нет?

Полина: Там у них дырка есть.

Воспитатель: Вот как внутрь башни попасть?

Рената: Нет, там есть дырка. Мы же сказали, что через кирпичи можно пройти. Вот, вот самая большая дырка.

Воспитатель: А вы специально её оставили?

Все: Да.

Воспитатель: Да? Или это так получилось?

Полина: Специально.

Воспитатель: То есть вы задумывались, как попасть внутрь?

Все: Да.

Воспитатель: Она у вас, я смотрю, совсем без окошек. Откуда стрелять будете?

Аля: Вот отсюда. (Показывает на зубцы.)

Маша П.: Мы сверху.

Полина: Они вот так по кирпичам взбираются и стреляют из-за зубцов. А когда в них стреляют, они за зубчики прячутся. А зубчики очень устойчивые, и их невозможно сломать.

Рената: Они в зубчики заходят…

Маша П: Оттуда стреляют…

Рената: … нажимают, и окошко появляется, оттуда  и стреляют.

Воспитатель: Вам понравился ваш командир?

Все: Да!

Воспитатель: Вы всегда были с ним согласны? Во всём?

Все: Да!

Воспитатель: А как вы решали, если спор какой-то возникал?

Аля (не командир): Еще со мной были согласны!

Полина: И со мной.

Маша П.: И со мной.

Аля: Я согласилась с Алисой только один раз. (Алиса всё время держалась в стороне и если предлагала идею, то очень резко).

Воспитатель: То есть у вас получается было несколько как бы командиров?

Полина: Нет, один!

Аля: Ну, просто говорили другие люди чего-то правильное…

Маша П.: Чего-то нет…

Воспитатель: И, если это правильное, то вы соглашались?

Все: Да!

Воспитатель: Ребят, как вам? Понравилась эта башня?

Все: Да!

Воспитатель: Какие-нибудь вопросы хотели бы задать по строительству?

Маша Л.: Я вот думала, что вот здесь надо было сделать лестницу.

Полина: А как?

Йосик: А я вот думаю, что лучше вот здесь не будет пусто (показывает на внутреннее пространство башни), а там человечка можно было построить. А то совсем пусто.

Маша Л.: А людям наверно уже будет трудно забираться по этим кирпичам, они же не такие уж…

Полина: Вот тут дырка! Видишь, они туда влазают.

Маша Л.: Но я думаю, что сюда может стрела попасть.

Маша П.: А у нас волшебный дом.

Воспитатель: Ах, вот оно что! Уже интересно, не зря, значит,  называется «Крепость счастья».

Полина: Там, там вот плохих, немцев, фашистов, они никогда не пропускают.

Глеб: А, только своих!

Рената: Они никогда не пропускают людей, не убедившись, что они плохие.

Полина: Они не пропускают зло, а добро пропускают. Поэтому мы и назвали её «Крепость счастья». Там живут только счастливые люди!

Квадратная башня «Крепость счастья», слева в третьем ряду то самое окошко: проход

/Комм. Сергея Плахотникова/ На первых парах хождение в гости сопровождается обильной речью воспитателя, заводящей разговоры, позже дети перенимают инициативу и сами начинают вести разговор. Хождение в гости просто необходимо, т.к. оно снимает позиционные реплики типа «у нас круче», или «у них отстой». Доброжелательность и способность видеть преимущества и находки соседей позволяют ребятам возвращаться к своим постройкам и достраивать их до целостного образа.

3-я команда: Марк (командир), Паша, Коля, Слава

Задание: построить башню, в основании которой геометрическая фигура треугольник.

.

Марк: Наша башня называется «Башня короля». Эта башня сделана из кирпичей. Рядом стоит заборчик, из-за которого стреляют луками, арбалетами. Это стреляют, когда враги нападают. Наверху солдат, который смотрит в подзорную трубу за врагами. Внутри башни сидит король, пьёт чай и ест конфеты, а рядышком слуги. Замок построен на острове. Называется Мадагаскар.

Паша: Эта башня ещё для защиты короля.

Воспитатель: Удобна ли такая башня?

Марк: Треугольная форма где-то получается, а где-то нет.

Коля: Нам сказали сделать треугольной формы, мы и сделали.

Воспитатель: Расскажите про Вашу команду.

Паша: У нас Марк был командиром, он придумывал всё, а мы ему подсказывали и все вместе делали. Мы смотрели на улице на трубе, как кирпичики лежат, и у себя так сделали. Название придумал Марк.

Треугольная башня «Башня Короля»

4-я команда: Ира (командир), Лиза, Ваня, Артём, Аня

Задание: построить башню, в основании которой геометрическая фигура круг.

.

Воспитатель: Ваше название башни?

Все: «Летающий орёл»!

Воспитатель: Иришка, рассказывай про вашу башню.

Ира: Вот у нас лесенка… Вот там ещё дырочка… (В этот момент один кирпич упал.)

Артём: Один криво, видите, стоит!

Начинают вместе поправлять… И башня полностью разваливается у всех на глазах! Решено исправить, но только когда найдут на улице кирпичную кладку.

Круглая башня «Летающий орёл»

На следующий день, а именно утром 24.11.2009,  Ванюшка из этой команды решил перестроить круглую башню. После прошлого дня он запомнил, как уложены кирпичи в трубе, и, исходя из этого опыта, стал строить. Артёмка слегка помогал и крайне радовался, что у них получается наконец-то круглая форма!

Башня «Летающий орёл» доделана

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа ваша постройка?

Артём: На колодец!

Ваня: Только дырявый. А сюда, в эти дырочки, заходят наши люди. А враги не смогут пройти.

Глеб: Точно, у них враги толстые, поэтому им не пройти.

Следом пошло строительство, доделывание, переделывание и новые постройки с уже правильной кладкой. Детей захватило, что теперь их постройки не ломаются при малейшем прикосновении.

.

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯЭксп.пл. по пространственному МОДЕЛИРОВАНИЮ

.


.

.

.


Яндекс.Метрика