Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → «ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры
_______________________________________________________
Из научного архива В.М.Букатова
Предисловие. В рубрике «Режиссура урока» (ведущие В.Букатов и М.Ганькина) газеты «Первое сентября» были опубликованы два рассказы В.Букатова о «диктанте на дружбу» (ПС № 26, 2002). Пришли отклики. Вот один из них (опубликовано в ПС №64, 2002).
Светлана ПЫРЬЕВА, учитель математики
г. Курган, пос. Черемухово
Спасибо за подсказку
В сентябре по семейным обстоятельствам мне пришлось перейти работать в другую школу. Естественно, «на новенького» мне достались классы, от которых другие учителя были рады отказаться.
Один из них, 7 «Д», — класс коррекции. Впечатление было такое, что до 7 класса эти дети не учили математику вообще (не в укор учителям). Не хотели они ее изучать и в 7 классе. Было их 13 человек — все вспыльчивые, неуправляемые, матерщинники. Иногда мне казалось, что работаю не в обычной школе, а в колонии.
На успех не рассчитывала, просто хотелось попробовать
Казалось, что их никогда и ничему не научить. Никакие методы и приемы, в том числе и игровые, не работали с этими детьми. Если что-то и удавалось объяснить им на одном уроке, то на следующем все напрочь забывалось. Единственное, что могло их иногда заинтересовать, — так это задания на сообразительность, далекие от математики.
И тогда — да простят меня директор и завуч — я махнула рукой на благие намерения научить 7 «Д» алгебре и геометрии и была вынуждена ограничиться простой задачей: организовать урок так, чтобы мы могли вытерпеть друг друга 40 минут. А помогали мне в этом «Режиссура урока» и «Хрестоматия игровых приемов обучения» В.М. Букатова и А.П. Ершовой.
К сожалению, получалось не все. Не захотели они играть в «руки-ноги», но зато всем хотелось попробовать себя «слухачом».
И вот в апреле читаю про «диктант на дружбу». Захотелось испытать в 7 «Д». Проходили мы с ними в это время решение систем линейных уравнений. Решения систем нам давались с трудом. Ну я и надумала очередной урок посвятить решению «системы уравнений на дружбу». На успех не рассчитывала, просто хотелось попробовать. Мысленно проигрывая ход урока, представляла, сколько выкриков и возмущений мне придется выслушать. Но все прошло так, как я и не ожидала.
И все-таки смельчаки нашлись
При подготовке к уроку выбрала систему уравнений, записала ее решение, разбила ход решения на отдельные шаги, каждый шаг (от начала и до ответа) записала на отдельную карточку.
Начало урока. Сообщаю: будем решать «систему уравнений на дружбу». Удивительно, но в ответ не последовало ни недовольных выкриков, ни вопросов.
Деление на группы прошло довольно спокойно, чего я тоже не ожидала. Правда, было предложение, чтобы мальчики работали отдельно от девочек, но потом согласились тянуть полоски бумаги. Получилось три команды.
Только Люба не захотела присоединиться к своей команде, ссылаясь на то, что у нее нет тетради и ей нечем писать. Но на нее тут же напустились уже заинтригованные одноклассники, и ей пришлось сдаться. Тем более что ей тут же протянули и листочек, и запасную ручку.
Три команды разместились в конце класса — каждая за своим столом. Я около учительского стола. Предлагаю записать в тетрадях тему урока и девиз: «Один — за всех, и все — за одного!» Старательно пишут, никаких выкриков и вопросов, как будто так и надо.
Кладу на стол первую карточку. Приглашаю посыльных от каждой команды, чтобы они за 10 секунд запомнили первую порцию и продиктовали своим командам.
В командах начинаются препирательства: «Я не запомню», «Я не смогу», «Я не пойму». Но все-таки смельчаки находятся.
В руках держу часы (но времени решила дать побольше: вдруг ничего не запомнят). Посыльные же раньше времени бросились к своим командам. Бегом! Удивительно: ведь установку бежать бегом я им не давала.
Продиктовать то, что увидели, посыльные не смогли. Сначала они писали все в своих тетрадях, а потом остальные у них переписывали. (Надо будет попробовать вызывать посыльных все-таки не одних, а, как вы советовали, с помощниками.)
Журчание, жужжание, как в улье, — класс работал!!!
Следующими посыльными уже хотели быть все! Пришлось регулировать очередь. Выходили по два раза (ведь в командах-то всего по четыре человека). Очередные посыльные бежали к командам, в командах переспрашивали, спорили, объясняли, доказывали друг другу…
По классу разносилось журчание, жужжание, как в улье. Класс работал!!! Через 20 минут (с учетом деления на команды) тетради аккуратно, не закрывая, сложили в стопочки и обменялись между командами для проверки.
Объясняю, что каждому в тетради нужно будет поставить две оценки: первую — в треугольнике (за правильность решения), вторую — в кружочке (за дружбу). И снова я удивилась, потому что никто даже не спросил, как я ожидала: «А как это за дружбу?».
Проверяли с интересом, удивляясь ошибкам одноклассников. Обсуждали, спорили. Никто не отлынивал. Класс опять работал!!!
Подходить ни к кому не стала. Тетради снова складываем стопкой и передаем следующей команде, которая должна оценить правильность проверки.
Весь ход решения записываю на доске. Дети переписывают в чужие тетради аккуратно-аккуратно. В классе — тишина!
И вот третья оценка ставится в квадратике — за качество проверки. Проверяющие расписываются.
О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…
Работа закончена. Прошу все тетради, не закрывая, сложить на учительский стол.
До звонка оставалось еще пять минут, и я тут же при детях просмотрела все тетради. Дети облепили мой стол, и мы вместе «пожинали» результаты труда. Они — своего, я — своего.
Что я увидела в тетрадях? О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…
Я, честно говоря, не думала, что они без ошибок запомнить коротенькое линейное уравнение не смогут! Тем более что время-то я не ограничивала — они сами бежали, торопились. Большинство оценок было: за решение — 3, за дружбу — 5, за судейство — 4.
Ругать никого не стала, поблагодарила за работу. Перенесла в журнал те оценки, какие поставили ученики.
А может, и еще чему-то…
Я была довольна уроком: пролетел незаметно (думаю, и для детей), все работали, были заняты делом, никто не ругался и не возмущался.
Конечно, учителям, работающим в сильных классах, покажется бессмысленным записывать уже готовое решение. Но чем лучше, когда один ученик пишет решение на доске, а остальные перерисовывают его каракули себе в тетрадки?
Конечно, завучи спросят: а что у вас за цель была, чего вы достигли и чему научили детей?
Разумеется, решать системы уравнений я детей не научила. Но этому я бы не научила их и на традиционном уроке. Зато они учились запоминать, воспроизводить увиденное, находить ошибки, работать сообща, помогать друг другу. А может, и еще чему-то…
Постскриптум. Уже после звонка один из самых слабых и непослушных учеников — Юрка Фролов — обратился ко мне: «Давайте такую фигню делать каждый урок!»
Жду новых подсказок «Режиссуры урока».
.
/Режиссерское резюме данной социо-игровой цепочки процедур см.: О «133 зайцах» в «Диктанте на дружбу»/
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → «ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры
.
.
Я работаю в 1 классе, тоже КРО. Диктант на дружбу решила попробовать со словарными словами. Написала на карточках все словарные слова, которые мы должны изучить за год. Делимся на группы, посыльный выбегает, вытягивает карточку, читает и запоминает слово. Бежит, диктует своей команде. Пишут все. Даже те, кто не умеет. После того, как все написали, команда встаёт и вытягивать карточку бежит следующий. И так 5 раз (т.к. в командах по 5 человек).
Затем команды меняются местами, проверяют, ставят оценку. Команд всего две. Они возвращаются на свои места и начинают возмущаться неправильным оценкам, т.к. двое вообще не читают и, естественно, проверить не могут.
Вот тут непонятно, как завершить эту часть урока, что делать с неправильными оценками?
Такой диктант проводила несколько раз, детям нравится. С каждым разом получается всё лучше. Дети пишут слова, которые мы ещё не изучали, без ошибок.
Реплика-комментарий В.Букатова: Спасибо, уважаемая Марина, за чудесный рассказ о своём варианте «Диктанта на дружбу». Особенности вашего варианта весьма интересны: карточки не выкладываются учителем, а вытягиваются учениками (что вполне логично для словарной работы).
На свой вопрос же вы практически сами и ответили – главное не лениться и приём проводить несколько раз, тогда учениками выполняться он будет всё лучше и лучше. К этому – ОСНОВНОМУ – решению мне остаётся добавить лишь три штришка:
1) напомнить, что судьям нужно поставить в каждой тетради по две отметки: за «правильность» и за «дружбу» (например, в квадратике и в кружочке). И тогда возникают разные игро-терапевтические сочетания. Например, у всех в команде какое-то слово написано неправильно (за это 2), но абсолютно одинаково (за это 5!). И наоборот, кто-то сам написал правильно, а соседа не поправил, в результате все в команде «за дружбу» получают низкую оценку;
2) переходить к заключительному этапу – проверке проверяющих. И за качество их проверки ставить отметки (если стоит заслуженная двойка, то судьям – пятёрка, если незаслуженная пятёрка, то двойка или даже кол; но главное дать команде возможность отыграться!);
3) не забывать о случайном характере объединения в команды. Когда на следующем уроке кто-то из сильных учеников, случайно попав в команду с кем-то из слабых, начнут с ними работать «в одной упряжке», то это пойдёт и тем и другим на пользу. Одни перестанут то и дело громко возмущаться, а другие – подавать им для этого повод. А это самое главное. Ведь им друг с другом ещё жить и жить, поэтому дать им возможность «путём проб и ошибок» научиться как-то по своему понимать и уважать друг друга, научиться по-деловому сотрудничать с «любыми» соседями, сверстниками, одноклассниками – наша святая обязанность (и именно на уроке, в конкретном деле, на учебном материале)… – Вячеслав Букатов