_______________________________________
Письмо-отчет Рузаевой Елены Григорьевны учителя физики МОУ «Оболенской СОШ» Серпуховского района Московской области
Русский язык
на уроке физики
7-е классы
Тема «Диффузия»
Как ни странно, дети прекрасно понимают процесс диффузии, а вот с написанием названия этого явления – большие трудности. Как только не писали они в своих тетрадях: и «дефузия», и «дефозия» и даже «дефизика».
Терпение у меня лопнуло. И я решила обратить внимание именно на написание слова, решив, что если написание термина будет сопряжено с неординарными действиями, то и само явление лучше запомнится в нужном свете.
Объяснение нового материала начинаю с того, что на доске, молча, пишу слово «Диффузия». Спрашиваю: «Какая это часть речи?»
Вопрос повис в воздухе. В глазах у ребят полное недоумение.
В 7 «б» классе молчание закончилось довольно быстро. Прозвучал ответ: «Существительное». И посыпался град вопросов:
– А почему Вы это спросили?
– А зачем?
– А разве в физике изучают существительные?
А вот в 7 «а» классе тишина длилась подозрительно долго. Её прервал уж очень тихий голосок:
– У нас что, опять русский?!
Пришлось ответить всем и сразу: «Сегодня занимаемся русским языком на физике».
Тут же предлагаю назвать части речи, которые они знают. Чуть ли не хором: «Глагол!», «Прилагательное!», «Причастие». После этих частей речи поднимаю руки вверх: «Всё, хватит». Записываю сказанное на доске: «глагол», «прилагательное», «причастие» – так, чтобы получилось три графы.
Прошу ребят записать тему урока «Диффузия» и так же под словом «диффузия» написать три части речи как у меня на доске. После этого прошу образовать от слова «диффузия» как можно больше слов, записывая в столбик под соответствующей частью речи. На работу даю три минуты.
После того, как время истекло, прошу по цепочке выйти к доске и записать одно новое образованное слово в любой столбик (повторяющиеся слова не записывать!).
Тут началось самое интересное. Слов можно образовать немного, а выйти и написать слово на доске хочется всем. Поэтому стали записывать слова и во множественном числе и в различных временах и падежах. Написанными оказались все придуманные слова.
После того как все приложили руку к доске мы все вместе пересмотрели все слова и оставили самые «основные». Их оказалось не так много: 1 глагол, 2-3 прилагательных, 3 причастия. Вопрос возник сам – «А какие правильные?».
– А правильные вы найдёте сами. Поищите в орфографических и толковых словарях. А если ничего не получится, у вас есть надёжный помощник и друг – ваш учитель русского языка».
Это была одна из частей домашнего задания. Кстати, на этот маленький эксперимент ушло не так много времени – 7-8 минут. Зато проверка этой части домашнего задания на следующем уроке заняла 1-2 минуты. 7 «б» практически хором зачитывал части речи, при этом тихо хвалились, что им помогала сама учительница русского языка (С.Л.П.).
Моя цель была достигнута – теперь в тетрадях слово «диффузия» все стали писать правильно. А всё потому, что на физике мы затеяли повторение частей речи и правил словообразования.
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.