Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(§г) Дидактические игры: о проигрышах

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак ИГРОВЫМ ПРОИГРЫШАМ возвращать их ценную для учеников роль

________________________________________________________________________

Букатов В.М .
Как игровым проигрышам
возвращать их ценную для учеников роль

_(§г)_О третьем
универсальном способе
реанимации игровых проигрышей

___Ну а третий способ нейтрализации игровых ошибок взрослых связан со случайным составом игровых команд. И в этом вопросе воспитатели частенько равняются на школьных учителей, которые, слепо доверяя недалёким методическим рекомендациям, заранее продумывают состав каждой команды — чтобы силы были равны, чтобы всё было «по справедливости».

___Хотя сами играющие такую обязаловку воспринимают как жуткий произвол взрослых. И даже если они находят в себе силы с подобным произволом смеряться, то при первой удобной возможности не упустят случая отыграться по полной программе. А предлогом может стать любая из тех досадных случайностей, что то и дело возникают на занятиях вокруг них…

___Как правило педагоги считают, что им проще и быстрее назначать команды по своему усмотрению. Но, если дети постарше, то это часто ведет к появлению оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь освободиться детям от подобных реакций — задача взрослого. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя народо-педагогическую мудрость, содержащуюся в детских жеребьевках-гадалках-считалках.

___Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, позволящие им без споров, «по справедливости» разделиться на команды, выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (и/или команд). Детей тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от «воли судьбы» — справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С.Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

___Считая, что народные игры являются для ребенка своеобразной школой социализации, фольклорист В.П.Аникин особое значение придавал детским жеребьевкам. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь эффективным средством самовоспитания ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

___Ну и в заключении напомню, что я не раз писал в своих статьях о педагогических выгодах, возникающих от случайных (и часто неожиданных ни для самих детей, ни для их воспитателя) комбинаций детей в игровых командах. Страхи педагогов, о том, что всё пойдёт насмарку, если в одной команде соберутся только слабые дети, — иллюзорны.

___Кто не верит, не поленитесь, открыть одну из моих брошюрок (например, «Групповая работа на уроке: Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях» / В.Букатов, М.Ганькина. — М., 2006) или заглянуть на сайт ОТКРЫТЫЙ УРОК // openlesson.ru, (например, в папке «Психология игры и игровой дидактики» раздела «Теория «режиссуры урока»». Думается, что это поможет заинтересованным читателям освобождаться от досадных «педагогических шор» и в собственных воспоминаниях об игровых ситуациях своего детства находить долгожданные подсказки для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Вячеслав Букатов

P.S. Заинтересованным читателям можно порекомендовать материалы из кн. Николая Шутя  «Волшебные ключи игромастера»

(см. Изба-ЧИТАЛЬНЯ в «Парке» культуры и отдыха ) — Вяч.Букатов

=открыть в новом окне=

— ◊◊◊ —

вернуться к перечню параграфов

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак ИГРОВЫМ ПРОИГРЫШАМ возвращать их ценную для учеников роль

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика