Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

I часть: Создание РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ или ЧЕТЫРЕ времени года «в одном флаконе»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЭкскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

Букатов Вячеслав Михайлович
доктор педагогических наук
Экскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

 Опубликовано  (в сокращении) в брошюре: Вячеслав Букатов В.М. ШИШЕЛ-МЫШЕЛ .(СПб.,М.,2008)

.

.I часть: Создание РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ
или
ЧЕТЫРЕ времени года «в одном флаконе»

.

___Как обычно учителя в начальных классах и воспитатели в детских садах проходят учебные темы, связанные с тем или иным временем года? Как правило, не выходя на улицу. По книгам, цветным картинкам в пособиях, или репродукциям, выставленным на учебной доске.

___А вот если по социо-игровому, то желательно почаще делать «все наоборот», — то есть на самом деле выходить на улицу (или выезжать на природу) и там воочию наблюдать особенности того или иного времени года.

 

Давайте-ка рискнём

___Однажды в Красноярском институте усовершенствования работников образования проводился семинар для учителей начальных классов и детсадовских работников. И когда ведущий социо/игрового семинара упомянул о темах, связанных с временами года, то несколько педагогов  тут же заявили, что они в соответствии с учебным планом обязательно выводят детей на улицу, когда проводят занятия по этим темам.

___— Замечательно. И что вы на улице изучаете?
___— Ну как что, весной — признаки весны. Осенью — признаки осени.
___— Отлично. А можно ли как-то  «наоборот»?
___— По картинке можно, а  «на улице» конечно же нет.
___— А давайте-ка рискнем, вдруг да что-нибудь получится.
И тут ведущий объявил экскурсию «за угол».

___Назначили место встречи: через три минуты у парадного подъезда в институт  (семинар проходил на третьем этаже и слушательницам нужно было одеться и переобуться — с утра шел дождь и, хотя за окном уже стоял июнь, на улице было не по-летнему и холодно и очень ветрено).

 

Полукруг по алфавиту улиц

___Когда все собрались в назначенном месте  (опоздавших не было), прозвучало первое задание: встать полукругом, по алфавиту названий улиц, на которых они живут. Отметим, что на семинаре были учителя не только из разных районов самого Красноярска, но и из других городов и поселков края. Все стали с интересом друг у друга выяснять, на какой кто улице  (и в каком городе или посёлке) живет. И кому же за кем вставать…

___Когда полукруг был готов, ведущий выбрал себе помощника и вместе с ним начал проверку алфавитного порядка. С хохотом учителя обнаружили, что порядок в некоторых частях полукруга был нарушен. Тогда ведущий, якобы опечалившись, решил «упростить задание» и попросил построить полукруг согласно номерам квартир и уложиться в счет до десяти.

___Пока ведущий громко, отчетливо и неспешно считал, все как угорелые начали метаться в поисках нужного места. И новый полукруг был готов, когда прозвучало всего лишь «восемь». Учителя чувствовали себя победителями. А когда крайний в полукруге, выбрав себе помощника, проверил порядок и сообщил, что все верно, раздались дружные аплодисменты.

___Тогда ведущий поинтересовался, что раз все справились с упрощением, то справятся ли они с усложнением, да еще и к тому же каверзным. Всем тут же захотелось это проверить. И вот ведущий объявляет, что на счет до восьми им нужно будет построиться по номеру этажа, на котором находится их квартира.

 

Каскадность и каверзность заданий

___Все тут же бросились было выстраиваться в новом порядке, но ведущий их остановил: «Куда? Ведь команды начали еще не прозвучало, и счет не начался».

___А когда заветное начали прозвучало, то участники быстро поняли в чем же заключается каверза. Тех, кто живет на первом этаже, оказалось довольно много. Как же им встать? В каком порядке занять место в полукруге? Та же проблема возникла и на некоторых других этажах. Посыпались предложения. А размеренный счет неумолимо приближается к финалу…

___Звучит стоп и новый правофланговый, назначив себе помощника-напарника, отправляется на проверку. И конечно у первого же сектора построившегося полукруга — это те кто живет на первом этаже — он начинает придирчиво выяснять. Оказывается, что, раз этажи у всех первые, то внутри они распределились по номерам квартир.

___Но тут проверяющий находит двух участниц, у которых номер квартиры (№5) как и этажность проживания  (1 этаж) совпадает. Но они к этой придирке были вполне готовы и с гордостью за свою изобретательность сообщают, что первым из них стоит тот, чья улица по алфавиту раньше. Проверяющий с помощником удовлетворительно кивают головами и двигаются по полукругу дальше.

___Надо сказать, что выполнение подобного каскада заданий особых сложностей для взрослых не представлял, а поди ты, всё вдруг стало каким-то необычным, интересным и интригующим. Ни пронизывающий ветер, ни сырость — не помеха. Все учителя и воспитатели, отложив в сторону всякие стеснения,  принялись весьма активно участвовать в выяснениях порядка построения, ведь потолкаться, поговорить, послушать кто где живет — интересно же…

 

Ни секундой больше

___Всем, кто в полукруге, ведущий предлагает объединиться по тройкам и дает первое задание  (а может четвертое? или шестое? — все уже давно сбились со счета, всем просто интересно).

___— За полторы минуты, в секторе от одного угла до другого, найти как можно больше признаков ЛЕТА, ОСЕНИ, ЗИМЫ и ВЕСНЫ: кто больше и но по какому времени года найдет, и именно за полторы минуты и ни секундой больше.

___Ведущий достает часы, звучит сигнал начали, и все, старательно озираясь по сторонам, пускаются «малыми группками» блуждать по отведенному участку дворика.

___К концу отведённого времени у троек появился заговорческий вид и хитрый блеск в глазах. Все явно что-то нашли и сгорают от нетерпения сообщить это другим и узнать, а что же удалось найти им.

___Но тут их поджидал новый сюрприз.

 

Чем же по асфальту можно почертить?

___Ведущий обратил внимание присутствующих воспитателей на то, что сейчас они готовы сообщать о своих находках лично ведущему. А ведь, надо бы — другим, своим сверстникам.

___А всё дело в том, что все тройки по себе знают, что большинство участников сейчас заняты своими мыслями, находками, соображениями. Так что многим из них и рассказывать что-то бессмысленно, всё мимо ушей пролетит. То ли дело — ведущему.  Раз он задание дал, то наверняка и выслушивать результаты готов. Вот учителя и воспитатели на эту удочку обычно и клюют. И сами с удовольствием начинают выслушивать и головой кивать, как дескать здорово и интересно вы задание выполнили.

___А вот по социо-игровому надо ситуацию как-то так срежиссировать, чтобы и слушали, и восхищались, и удивлялись (либо наоборот — возмущались и оспаривали) сами участники. Поэтому ведущий предложил следующее.

___— Под ногами у вас асфальт. И в детстве каждый на асфальте чем-нибудь рисовал. Найдите что-нибудь, чем можно было бы написать на асфальте четыре буквы: З, В, Л, О  (аббревиатуры времён года),* а под ними выведите числа, что же вашей тройке по этому времени года обнаружить удалось в заданном секторе.

* Если дошкольники (например в старшей группе детского сада) еще «не дружат» с буквами и цифрами, то они могут пользоваться рисунками-значками. К тому же воспитателю следует помнить, что в тройке всегда найдется «знаток», который с азартом объяснит (!) своим напарникам как какая цифра или буква должна выглядеть. — В.Б.

___Тут же все принялись искать пишущие предметы. Кто-то нашел «уголёк»  (это так в детстве они чёрные камушки называли), а кто-то нашел «белый камушек». Некоторые вооружились отслоившимися от кирпичной кладки оранжевыми кусочками. А одна тройка сообразила — «А мы в детстве так всегда делали!» — скрутить жгутиком пучок травинок  (как никак июнь на дворе и травы на газоне полным-полно) и зелёной записью свой участок асфальта украсить  (на сухом асфальте  было бы виднее, но и на мокром достаточно заметно получилось).

 

Ну прям как дети!

___Ведущий: «Кто справился с записью, может походить и посмот­реть, что у кого получилось». И тройки разбрелись по записям, сравнивая, у кого какие числа стоят. А числа были разными. Где тройки, где четверки. Была и парочка нулей  (под буквой З, обозначающей зиму).

___Если кого-то что-то заинтересовало, то они тут же у хозяев записи выпытывали, что к чему. И те с готовностью рассказывали и, если нужно, показывали, водя интересующихся по заданному сектору.

___Когда все выяснили между собой, кто же обнаружил на участке самое большое количество признаков времён года, ведущий спрашивать об этом не стал. Он попросил поделиться, кого какая из находок других троек подивила, восхитила, порадовала.

___При этом от подчеркнул, что делиться надо не теми находками, которые случились в своей собственной тройке, а только теми удивительными находками, о которых вы узнали от других троек.

___— Понятное дело, своя находка ближе к телу, рассказывать о ней — хлебом не корми. Но если эта находка действительно кому и была интересна, то он о ней глядишь и расскажет, тем самым подтверждая подлинность её интересности. Так что, наступив на горло своему желанию всё о своих да о своих находках рассказывать, лучше сообразите, а чем же вас другие тройки смогли удивить?

___И — продолжал ведущий, обращаясь ко всем участникам, — если слушающие согласны с признаком  (то есть, что этот признак действительно к данному времени года относится), хлопайте в ладоши. Итак, прошу первую тройку желающих поделиться с нами.

___Кто-то признался, что не додумался, что лужи, являются законным признаком лета. В ответ на это признание раздались разрозненные хлопки.

___Хлопали не все. Оказывается, что часть учителей уже забыла, когда и зачем нужно хлопать и спохватились только сейчас  (поняв, что они ну прям как дети, это во-первых, а во-вторых, что оказывается вместо бесполезной ругани-напоминания можно вон каким незаметным способом зевак разбудить и в рабочее чувство привести). А кто-то не хлопал осознанно, считая, что лужи являются признаком осени. Началось выяснение: одни говорят, а почему, тогда не весны? Другие настаивают, что именно осенью их больше всего на тротуарах приходится обходить.

___Просят ведущего рассудить, кто правее. А он отнекивается: как решите, как договоритесь, так и будет. В этих спорах оказывается и заключается изучение темы «Знакомство с временами года»

___— И даже, если вы  (или ваши ученики на подобной экскурсии «за угол») договоритесь до чего-то не совсем верного или вовсе до чего-то весьма сомнительного, то вот вам и затравка для того, чтобы тот, кто заднем числом да своим умом в конце-концов до истины докопается (мнимой или на самом деле), к обсуждению этой темы со своими друзьями-приятелями вернулся, чтобы как следует точки над всеми «i» поставить.

 

Самые что ни на есть законные

___Среди признаков лета, удививших кого-то из троек звучат, то зеленая листва  (зеленую траву они посчитали, а вот про листву на кустах и деревьях не догадались!), то маленькие завязи плодов у рябины.

___Многие были поражены, то одна тройка нашла такой признак осени, как «отцветшие цветы», и пояснила, что в отведенном секторе пример тому — облетевший стебель одуванчика. Этот пример многим очень понравился, потому что сами желтенькие головки одуванчиков (на газоне нашлись и такое) они отнесли к самым что ни на есть законным признакам весны.

___Ну и конечно к признакам зимы у все был самый жгучий интерес. Если два интересных признака у некоторых команд повторялись:
1) сломанная деревянная лопата для уборки снега, которая стояла в углу дома  (обсудили почему; решили, что дворник решил починить; отмечу, что потом, когда возвращались в аудиторию, они уточнили у вахтера — оказалось, что так оно и есть) и
2) почерневшие и поредевшие гроздья рябины  (повторю, что на кусте были еще и маленькие завязи, но они — по всеобщему согласию — были отнесены к признакам лета),
— то следующих три признака у разных команд не повторялось.

___А именно – холодная кирпичная скамейка: сидеть невозможно, ну прям как зимой  (некоторые засчитывать этот признак категорически отказались, на что имели полное право, как и те, что согласились и даже позавидовали, что такая мысль им в голову не пришла). Отсутствие насекомых  (с Енисея все время действительно дул такой промозглый ветерок, что всю летающую живность как волной смыло — все по щелям попрятались, было решено на учительском вече). И наконец — слона то я и не приметил! — двойные рамы на окнах здания.

 

О пользе ограничений во времени
и в пространстве

___Прошло тридцать минут, отведенных на экскурсию. Впереди новая экскурсионная тема. Чтобы она не путалась с предыдущей  (для отбивки темы в головах учительниц)  ведущий просит всех «перемешаться» и заново встать полукругом.

___— Обратите внимание на то, что, давая задание своим ученикам или воспитанникам, вы непременно должны ограничить их во времени и пространстве. Как было у нас: времени — полторы минуты, пространства — участок дворика «от сих до сих». И тогда ученики не пытаются копаться у себя в памяти, выискивая какие-то формулировки из учебника, а во все глаза по сторонам смотрят, обнаруживая в заданном секторе участка нечто интересненькое. А уж об интересненьком они и без всякого учебника расскажут. А реакция сверстников-слушателей  (что заинтересованная, что скептическая) сподвигнет их потом лишний раз в этот самый учебник заглянуть и проверить насколько они были правы и в чем.

.

= перейти к перечню частей =

= открыть текст следующей части =

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЭкскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика