Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе
___________________________________________________________________________
В.М.Букатов
доктор педагогических наук
.
в работе детского сада
и начальной школы
_____Не секрет, что большинство родителей и воспитателей на сегодняшний день излишне озабочены подготовкой шести- и даже пятилетних детей к предстоящим трудностям в школе. Эта их озабоченность, переворачивая естественную преемственность педагогического стиля работы с дошколятами и первоклашками, так сильно искажает нормальный ход общения с реальным дошкольником, что повседневная жизнь детей даже в средней группе детского сада нет-нет да и начинает деформироваться от досадного гнета школярского дидактизма воспитателя.
Вопреки здравому смыслу
_____Уже более двух десятилетий школьные формы работы — предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного ученика» за столом (партой), опрос у доски, выискивание ошибок, безраздельная учительская инициативность (диктат) на занятиях, «подведение итогов», «закрепление пройденного» и т. д. — добровольно воспроизводится в детских садах многими воспитателями.
_____Физиологических оснований для такого переноса, разумеется, нет, и об этом все знают. Но, ослепленные стремлением как можно лучше подготовить детей к трудностям начальной школы, воспитатели перестают замечать, что начинают действовать вопреки природосообразности, вопреки здравому смыслу. С нарушением условий для нормального (естественного) развития детей их психическому и физическому здоровью наносится явный ущерб: дети теряют уверенность, общительность, любознательность, а часто и аппетит, физическую силу, зрение и так далее.
Отвести свою душу
_____Родители дошкольников, казалось бы, первыми должны были забить тревогу, но как раз они-то наиболее активно поддерживают и приветствуют заимствованный из школы «серьезный» стиль работы, видя в нем долгожданную подготовку ребенка к предстоящим трудностям.
_____И воспитатели, и родители при этом ориентируются на тех, кто всегда у них под боком, — на учителей начальных классов, которым специфика старшего дошкольного возраста почти не известна и чужда, а их школьно-дидактические советы (большинство из которых не могут улучшить плачевное положение на их собственных уроках в начальной школе) еще более обостряют ситуацию. И уже уверенность в себе и здоровье начинают терять, не только дети и их родители, но даже сами воспитатели. Возникает экологически опасная деформация взаимоотношений разных поколений.
_____Зато учителя начальных классов, статус которых в современной общеобразовательной школе обычно низок, находят общественную нишу, в которой могут отвести свою душу лидерством, а все побочные эффекты от своего скоротечного верховенства приписывают непонятливости воспитателей, родителей и, уж конечно, непонятливости самих детей.
О необходимости веры в себя
_____Известно: смысл преемственности – в усвоении теми, кто идет позже, опыта тех, кто шел раньше. В обычной речи «раньше» и «позже» легко заменяются синонимами «старше» и «младше». Но то, что вполне допустимо при разговоре, например, о преемственности поколений, не допустимо, когда речь идет о преемственности в обучении. Хотя дошкольник младше школьника, но обучение его происходит раньше. И в обучении опыт именно этого периода может наследоваться периодом, вслед идущим, то есть школьным, — а не наоборот!
_____По мнению же многих работников детских садов, преемственность стиля работы с детьми в дошкольном и школьном возрасте заключается в передаче опыта, накопленного в работе с детьми более старшего возраста в школе, тем, кто в детском саду работает с детьми более младшими. К сожалению, это недоразумение в массовой литературе «научно» обосновывается многими методическими рекомендациями (впрочем, как и сам позорный факт поголовного обучения шестилеток в стенах общеобразовательных школ!).
_____Многолетняя и успешная работа замечательного педагога-психолога Евгения Евгеньевича ШУЛЕШКО (1938-2006) и его последователей убеждает: устранить катастрофическое недоразумение можно. Педагогические коллективы детских садов (и именно они) еще сохранили ранее наработанный общекультурный уровень работы. И проблема заключается не в переучивании воспитателей, а в возвращении им веры в себя. Что вполне эффективно осуществляется, например, в социо-игровой педагогической системе.
На свой страх и риск
_____Сначала воспитателям-добровольцам трудно действовать по своему усмотрению, Они по привычке стремятся получить (требуют!) как можно более подробные программы и методики, аккумулирующие явно излишнюю регламентацию жизни в детском саду и насаждающие многочисленные запреты. Ведь предписание того, что на данном занятии ребенок (и воспитатель) должен думать, о чем вспоминать, как себя вести, — одновременно является по сути дела запретом думать и вспоминать обо всем остальном, запретом вести себя как-то иначе или действовать по своему усмотрению.
_____Приобретать же веру в себя, преодолевая педагогические заблуждения, воспитателям помогает живой интерес детей, который неизменно активизируется даже при первых скромных социо-игровых начинаниях. Живая и непосредственная реакция детей окрыляет взрослых. Школьная авторитарность, чуждая жизни детского сада, постепенно исчезает даже в мелких (мельчайших) проявлениях, которым раньше взрослые вообще значения не придавали.
_____Взаимное приспосабливание приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом. Возрастание идеальной системной целостности жизни и всеохватывающего единства, которое раньше ожидалось со стороны каких-то программ и методик, обнаруживается (открывается) в самом себе, в собственном педагогическом и жизненном опыте.
С головы на ноги
_____Когда учитель начальных классов для знакомства со своими будущими учениками, переступает порог детского сада, восстановившего нормальную жизнь, его поражает не только живая подвижность, любознательность, самостоятельность детей, но и их внимание друг к другу, открытость ко взрослым и, более того, отсутствие привычных школьных форм заорганизованности в работе детей. Наконец-то учитель получает возможность понять уникальность жизни детского сада. Тогда установка навязывать свой опыт работы и на постоянно накладывать школьные клише развеивается, и школьный учитель начнет ощущать реальную необходимость самому перенимать опыт работы с детьми у детсадовского воспитателя.
_____Без указаний сверху у конкретного учителя понимание преемственности возвращается с «головы на ноги». И у учителя рано или поздно возникнет собственное желание прийти в педагогический коллектив детского сада для получения советов, для повышения своей педагогической квалификации.
_____Многолетняя работа с коллективами детских садов показала: социо-игровые технологии, возникшие на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е.Е.Шулешко, способствуют зарождению и укреплению долгожданного добровольно-самодеятельного исправления досадных деформаций в укладе детской жизни на занятиях в старших и подготовительных группах детского сада.
В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ.
[Впервые опубликовано как: Букатов В.М. ШКОЛА И ДЕТСКИЙ САД: ПАРАДОКСЫ В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ. – Дошкольное воспитание. 1992. № 7-8. С. 3-4.]
.
.
.
!!!!!!!!!!!! Живой, понятный русский язык. Доступные, убедительные высказывания “не мудрствуя лукаво”. Сейчас этого так не хватает ни в изложении программно-нормативных документов, ни в методической литературе…
Реплика В.Б.: спасибо на добром слове; подключайтесь к популяризации русского педагогического языка среди коллег, родителей, администрации; по возможности вносите свою лепту в “народные закрома” сайта (вдруг именно ваши рассказы помогут кому-нибудь заговорить о любимой работе по-русски) :)))) – Вячеслав Букатов
Материалы ваши очень интересные и могут нам помочь в работе. Примерная основная программа дошкольного образования “Успех” требует несколько других подходов к детям. На Чукотке сейчас рост количества малышей, а это требует всесторонних подходов. Очень вам благодарны за возможность общения. Тамара Григорьевна,методист ОМС города Анадырь.