Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§1. Стиль поведения учителя на открытом уроке как зеркало его профессиональных установок

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаК проблеме права и обязанности УЧЕНИКОВ и их УЧИТЕЛЕЙ

________________________________________________________________________

§1. Стиль поведения учителя на открытом уроке как зеркало его профессиональных установок

Ершова А.П., Ганькина М.В., Букатов В.М. К проблеме прав и обязанностей учеников и учителей на открытых уроках /По материалам брошюрыОткрытый урок: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина.- М.: Чистые пруды, 2006.- 32с. (Библиотечка „Первого сентября“, серия „Воспитание.Образование.Педагогика“. Вып.6).

____Начиная открытый урок, каждый из учителей невольно исходит из каких-то своих представлений о том, что он на нем обязан делать, а чего не обязан.

____Например, одни учителя считают, что они никак не обязаны будут десять раз повторять одно и то же, потому что дети должны слушать их внимательно сразу (тем более — на открытом уроке!). Другие — что они будут обязаны в первую очередь заинтересовать учеников своим заданием и, готовясь к открытому уроку, основное внимание станут уделять именно этому. Третьи считают, что обязаны учитывать столь присущую некоторым детям забывчивость и непонятливость, а потому для проведения открытого урока постараются запастись терпеливостью…

____В результате на открытых уроках у одних учителей возникает обстановка мажорно-деловая, у других — пассивно-терпеливая. А у кого-то — истерически-взвинченная. Или хлопотливо-беспомощная

____Подчеркнем, что любая фраза, произносимая учителем на открытом уроке, может диктоваться не только его деловыми интересами, но и теми интересами, которые в режиссуре именуются позиционными (например, одернуть партнера, «поставить его на место», то есть принудить отказаться от «неверной» позиции; в повседневном обиходе позиционные претензии часто выглядят как кратковременные стычки, во время которых речь у общающихся идет не столько о деле, сколько о том, как оно выполняется и какие взаимоотношения за этим кроются).

____Если учитель, бюрократически подходя к своей работе, твердо убежден, что в его обязанности входят лишь объяснение и контроль за исполнением, то, защищая свои права на размеренную жизнь, он и на открытом уроке неминуемо займет путь блокирования любых ученических притязаний (инициатив, интересов, непониманий). И его поведение будет направлено на увеличение дистанции, то есть «отдаление учеников от себя», с тем чтобы они знали «свое место» и не мешали ему с достоинством совершать необходимый дидактический ритуал, строго следуя подготовленному конспекту.

____Если же учитель будет стремиться, чтобы дети даже на отрытом уроке работали сами, то ни их притязания, ни производимый ими рабочий шум его уже особо смущать не будут. А поведение его станет столь разнообразным, что сразу и не разберешь — деловыми или позиционными заботами он занят.

____Режиссер, окажись он на открытом уроке, обязательно бы начал обращать внимание на то, кого учитель своим поведением возвышает — себя или учеников? А если он ставит на место, то опять-таки — себя или тех, кто сидит за партами? Другими словами, он обслуживает интересы и желания свои собственные или интересы и желания учеников, по ходу работы «над их недостатками»? Или же учитель стремится всего лишь к тому, чтобы занять как можно более лестное место в сердцах учеников? Желает им понравиться (то есть хлопочет о каком-то для себя выгодном уменьшении дистанции между ним и учениками)? Или он стремится завоевать как можно больший авторитет в глазах присутствующих гостей?..

____Если учитель предлагает классу очередное задание, то для чего? Чтобы поставить учеников на место, одернуть, пуститься в распекание? Или чтобы блеснуть самому, пускаясь в саморекламу и самоутверждение? А если он для более тесного контакта с учениками начинает перед ними заискивать, становясь чересчур уступчивым? Или же, наоборот, начинает злоупотреблять своим покровительственным понуканием?

.

= открыть продолжение =

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаК проблеме права и обязанности УЧЕНИКОВ и их УЧИТЕЛЕЙ

.

3 комментария §1. Стиль поведения учителя на открытом уроке как зеркало его профессиональных установок

  • Настасья

    Да, да как писала Монтессори: “помоги мне сделать самому”

  • Алла

    А самим подумать? Это же гораздо интереснее, чем следовать строгой указке – делай так.. По-моему для творческого , думающего учителя именно такое преподнесение и может принести пользу.

    реплика В.Букатова:
    Все учителя считают, что если они что-то на уроке спрашивают, то для того, чтобы ученики “сами подумали”. При этом “по-деловому” в это время себя ведут не более 20% учителей. А остальные 80% то “ставят на место” учеников своими вопросами или заданиями (это самый неприятный вариант учительского поведения), то “возвышают” (хорошо, если учеников, и гораздо хуже, если возвышают только самого себя).
    А вот аттестационной комиссии обычно по сердцу как раз тот учитель, который “возвышает себя”. В это время он блещет, то есть – по театрально/режиссёрским параметрам поведения – “красуется”, “хвастается” своим мастерством и профессионализмом. И пришедшим на урок проверяющим “гостям” часто невдомёк, что у некоторых учеников от общения с такими учителями возникает стойкий комплекс неполноценности.
    Справедливо возражая позиции Евгении, Алла упомянула формулировку “А самим подумать?”, парадоксальность которой нуждается в дополнительных разъяснениях.
    “А самим подумать?” – для многих это весьма желанный результат. Только вот желаемое и самими учителями и гостями, пришедшими на “открытый урок”, часто принимается за действительное. Тогда как распутывать учителю подобные недоразумения часто помогает мастерское владение различными ПАРАДОКСАМИ (понимание которых неустанно коллекционирует герменевтика).
    Например, – владение “игровыми парадоксами”. Ведь основа игры – добровольное и строгое подчинение игровым правилам. И тогда фраза “следовать строгой указке – делай так…” из авторитарно-казённой может оказаться оживляюще-творческой. И об этой трансформации будет вестись речь во многих материалах сайта “Открытый урок”. И одно из начал этому разговору – в том самом материале, комментарии к которому Евгения и Анна соизволили оставить, за что я как автор и редактор сайта им весьма благодарен.
    Вячеслав Букатов

  • Евгения

    Вместо того, чтобы писать, чего делать НЕ НАДО, автор мог бы поделиться своими мыслями о том, как, по его мнению, ДОЛЖЕН вести себя учитель на уроке, и привести какие-нибудь интересные примеры из жизни. А так получилось хотя и компактно, но чересчур нравоучительно и занудно, на мой взгляд.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика