Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Компьют.АНИМАЦИЯ при обучении

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»
_____________________________

Компьютерная анимация:

не совсем искусство в преподавании истории

студентам и школьникам

Соколовский И.Р.

Настоящая публикация продолжает изложение тех идей, которые ранее излагались иною в ряде докладов, прочитанных на методических конференциях в Новосибирске*. Предыдущие работы были написаны, исходя из нескольких тезисов, которые не были, однако, явно сформулированы нами ни в этих работах, ни где бы то ни было в другом месте. Эти тезисы следующие:

◊         передача знаний и умений — это творческая задача, поскольку каждый раз уникальна ситуация передачи знаний и умений, уникален человек, передающий эти знания и навыки и уникален человек их воспринимающий;

◊         современная отечественная школа не справляется с задачей передачи знаний и умений, поскольку способна решать только простые, не творческие задачи.

*Соколовский И.Р., Котомина А.А. Некоторые рекомендации по оформлению компьютерных «презентаций» (по опыту преподавателей высшей школы) // Проблема ценностей и гуманитарное образование. Материалы методической конференции. – Нововсибирск, 2008. – С.165-174; Соколовский И.Р., Котомина А.А. Что может быть изображено на наглядных пособиях? // Проблема мотивации инновационного поведения: гуманитарные аспекты. Материалы методической конференции. – Новосибирск, 2009. – С.118-124; Соколовский И.Р. Игровой аспект трёхмерных моделей.//Игровой элемент в учебном процессе. Материалы методической конференции. – Новосибирск, 2010. – 114-122.

Причина провала современной школы первоначально виделась нам в недостатках объяснения. Этот путь понимания кризиса образования кажется самым доступным, поскольку достаточно легко угадать тенденцию. Во-первых, современная форма аттестации апеллирует к памяти учащегося, что сигнализирует нам о полном распаде процедуры получения результата (получения нового знания из уже существующего с соблюдением определённых норм и правил такого рода деятельности). Во-вторых, даже беглого обзора учебной литературы достаточно, чтобы выстроить цепочку деградации.

Например, если второе издание «Детской энциклопедии», вышедшее в 1964 г., начинает объяснение интеграла с простых наглядных моделей, то в «Энциклопедическом словаре юного математика», вышедшем в 1985 г., интегральное исчисление объясняется через понятие производной, что, при том же наборе иллюстраций, даёт прямо противоположный эффект, по сравнению с 1964 г.* Хотя и это ещё далеко не предел в существующей ныне деградации.

*Детская энциклопедия. 2-е изд.- М., 1964. -Т. 2.- С.354 и след.;  Энциклопедическом словаре юного математика. – М., 1985. – С.116 и след.

В одном современном учебнике по арифметике учащимся предлагается задача следующего содержания: «Дворник Иван Иванович обнаружил на пыльном полу сарая отпечаток трёх коробок высотой 1 дм каждая. Могло ли в этих коробках храниться содержимое 6 трёхлитровых банок с новейшим ракетным топливом?»*. Поскольку один кубический дециметр это и есть другое имя «литра», то намерение автора задачи, интересующегося, влезет ли в коробку высотой один дециметр три кубических дециметра, может показаться оправданным. Вот только в погоне за «занимательностью» условий задачи (дворник идёт по следу контрабандистов ракетного топлива?), составитель упустил три момента: высота коробки не может отпечататься на полу (там могут отпечататься только длина и ширина); объём тела не может быть найден, если мы знаем только один из параметров, – либо ширину, либо длину, либо высоту (объём прямоугольного тела — это произведение этих трёх величин), наконец, стоит учитывать, что тара сама имеет объём, а значит надо было бы по-хорошему, указать, что объёмом банки можно пренебречь.

*http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/idioteka/2011/01/12/

Этого беглого обзора достаточно, чтобы понять, что современная школа не только не решает задачи объяснения каждому конкретному учащемуся всего накопленного культурного потенциала человечества согласно его или её потребностям и возможностям, но вообще не решает задачу объяснения чего бы то ни было кому бы то ни было. Что, собственно, не удивительно, поскольку при недостатке объяснения, школа работает как социальный «демон Максвелла», распределяя учащихся случайным образом по пути наименьшего сопротивления, т. е. в физики идёт не тот, кто понимает физику, а тот, кто «не понимает» гуманитарию, в череде поколений такое положение должно давать и даёт кумулятивный эффект, особенно заметный, когда такие люди берутся за написание учебников и составление программ.

Соответственно решение проблем школы виделось нам в 2008-2010 гг. на путях усиления объяснения (как, например, в вышеприведённом разборе задачи, где можно было бы, конечно, опустить определение объёма прямоугольных тел), а применительно к преподаванию гуманитарных дисциплин, — на путях усиления наглядности. Трудно требовать от студентов и школьников понимания причин и законов исторического процесса, которые, обычно, остаются недоступными не только большинству взрослых, но и многим профессиональным историкам. Студентов можно обучить методам исторического исследования, соблюдению определённых конвенций и процедур, однако для школьников и такая задача окажется непосильной. Соответственно, задачи рационального преподавания истории в школе могут быть сведены к расширению кругозора, созданию представлений, выходящих за пределы их наличного опыта.

Впрочем, возможны и другие задачи преподавания истории (об этом см. устаревшую по материалу, но не устаревшую по методике книжку французского историка М.Ферро)*. Однако, какие бы задачи не ставило перед собой преподавание истории, согласно данным психологии обучения, мультисенсорный подход всегда будет более предпочтительным**. Логично предположить, что группа лиц, которым были предъявлены портреты и имена иностранных политических деятелей, запомнит их лучше, чем те, кому были предъявлены для запоминания только имена.

*Ферро, Марк Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992 (оригин. Изд. Париж, 1986). Напр. см. с.16 и след.

**Гариен, Майкл Мальчики и девочки учатся по-разному! – М., 2004. – Напр., см. с.177.

Исходя из этой логики, мы предполагали, что использование компьютерной анимации поможет сделать более понятными отдельные темы, изучаемые в рамках школьного или вузовского курса истории. Однако, в результате трёхлетней работы выяснилось, что нами была поставлена утопическая задача, не имеющая практического решения. Во-первых, не- возможно силами одного человека снабдить анимационной (и иной визуальной поддержкой) сколько-нибудь длинный учебный курс. За три года работы, нами было создано анимационных фильмов на 27 минут чистого времени (из них 4 минуты – «анимация ради анимации», т. е. не несущая никакой дополнительной информации, отработка принципов создания тех или иных анимационных эффектов). Несложно подсчитать, что для подготовки одного урока может потребоваться ни много ни мало шесть лет работы!

Кроме того, использование видеоряда на уроке таит в себе различные подводные камни. Интересные мысли на эту тему можно найти в докладе Е.И. Постниковой, который был прочитан на данной конференции. Наконец, визуалы, составляя большинство среднестатистической аудитории, вовсе не исчерпывают её. Примерно 40 % остаётся на долю лиц, для которых ведущий канал информации будет либо слуховой, либо тактильный (обычно, самая «проблемная» часть школьной аудитории): «Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Существует ряд отличий между кинестетиками, визуалами, аудиалами и дигиталами. Они касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы «эта штука бренькнула», и желательно в его руках. Визуал скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит «потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья»*. Эти живые объяснения, составленные учениками средней школы № 4, г. Нелидово Тверской области в 2007 г., показывают, что наша программа, удовлетворяя самих нас, освобождена от досадной директивности, а следовательно носит достаточно универсальный характер.

*Герасимова Татьяна, Соболева Олеся, Гылка Евгения, Павлова Алина, Научный руководитель Павлова Людмила Станиславовна НЛП: репрезентативные системы и общение людей педагог – психолог,

http://edunelidovo.narod.ru/shkola/izdania/izdania/Budushee_za_nami_2007.pdf. С. 111-218

На прилагаемой иллюстрации приведён кадр из анимационного фильма о ныне не существующей крепости Ниеншанц на мысу, образованном впадением р. Охты в р. Неву. Мы уверены, что эта анимация может дать яркое впечатление о бастионной фортификации визуалам, но не кинестетикам или аудиалам.

Каков же выход из создавшейся ситуации? На наш взгляд, он предложен отечественными методистами образования А.П. Ершовой и В.М. Букатовым, которые настоятельно советуют учителям перестать строить урок как диалог двух людей, когда все остальные присутствуют в роли статистов. Вместо этого они предлагают вернуть коллективному преподаванию его подлинный коллективный характер*.

* Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя. – 4-е. изд. М., 2010. Много материалов, включая первое издание цитируемой книги ((http://www.klass-teatr.ru/upload/iblock/40b/40b620a8ad21b6fec7db68103422fb64.rar)), есть на сайтах: http://www.klass-teatr.ru; и /

.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика