Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

2.5. Воздействия на ПАМЯТЬ: узнавать и утверждать

Букатов. Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения [в III разделах] — II.Характеристики словесных воздействий


2.5. Воздействия на ПАМЯТЬ: узнавать и утверждать*

(пятая подглавка из работы В.М. БукатоваРежиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения: II. Характеристики типичных проявлений словесных воздействий (второй из трёх разделов практико-ориентированных экскурсов в теорию П.М.ЕРШОВА)

* Напоминаем, что во-первых, в подглавках, отмеченных астериском, сначала читатель увидит материалы альбома ПРИЛОЖЕНИЙ (с иллюстративными примерами и текстами комментариев составленных В.М. Букатовым или взятыми из книги П.М. Ершова) и только потом – учебный текст, излагающий теорию режиссуры П.М. Ершова.
И во-вторых, в приложениях после названия для облегчения читательского ориентирования читателя в квадратных скобках будут указываться соответствующие НОТЫ (см.2.0), присвоенные словесным воздействиям в соответствии с классификацией П.М. Ершова.


приложение 2.5.А,[уз]

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. (Ок. 1495-1498), темпера на гипсе, смоле и мастике; 460 × 880 см. на торцевой стене обеденного зала в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. ФРАГМЕНТ

На фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи два апостола справа особо выразительно пристроены узнавать
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959., с. 172]


приложение 2.5.Б,[уз-ут]

«Служебный роман» — «Мосфильм», лирическая комедия в двух сериях, режиссёр Э.Рязанов, 1977 (фрагмент [17″] воспроизводится без звука)


Повторно рассмотрим кадр из «Служебного романа» (см.1.4.В), но уже не в ракурсе пристроек, беседующих, друг к другу, ав свете словесных воздействий. А. Френлих (директор конторы) очень мобилизовано узнаёт. Она «как рыбак» занята выуживанием информации (в пристройке «снизу»).
Её собеседница – Л. Ахеджакова (секретарша) – удивляет, утверждая. Скорее всего, правая кисть, пальцы которой выразительно собраны в щепотку, ритмично откидываются назад (в соответствии с пунктами, перечисляемыми в её ответе – один из типичных жестов при словесном воздействии утверждать), и каждый раз  подчёркнуто-упруго «возвращается» в исходную точку (типичное движение при словесном воздействии удивлять – см.2.4). Неослабевающее внимание льстит секретарше, и она с явным удовольствием продолжает свои воздействия.
Когда действия одного гармонично сочетаются с одновременными действиям другого, – возникает «идеальный диалог», то есть ситуация гармоничного сочетания интересов общающихся.


 приложение 2.5.В,[уз]

Масик Владимир Ильич (1917-1996; советский, украинский художник). «Впервые на целине», 1959

По реалистическим изображениям в ситуации, предложенной художником, удобно тренироваться в различении профессионально-режиссёрских тонкостей поведения. Если мобилизовано слушать (см. 1.3) человек может как угодно – и спиной, и закрыв глаза, и «в пол уха»,− то воздействие узнавать как угодно уже не совершить. Даже при досужем общении, на профессиональном языке режиссуры − между демобилизованными, то есть особо не заинтересованными собеседниками (см.1.3), − их глаза, шея, руки при воздействии узнавать начинают работать не «абы как», а определённым образом. И чем большая заинтересованность, тем эта тенденция проявляется ярче.
Очевидно, что в купе один ведёт разговор. Он спрашивает (по режиссёрской терминологии – узнаёт).
Про других обычный наблюдатель сказал бы, что они слушают. А вот режиссёр отметил бы точнее – большая часть из них занята тем, что они тоже воздействуют на говорящего своей пристройкой (то есть готовностью) узнавать. У одних вес пристройки более лёгкий чем у их соседей по купе. Кто-то пристроен снизу, кто-то наравне. А женщина, к которой непосредственно обращается говорящий, – слегка сверху.
Среди пассажиров есть и те, кто делает (или не делает) вид, что слушает. Они могут «задуматься» и о своём. Сличение их пристроек с разнообразием пристроек при воздействии узнавать оттачивает «профессиональную цепкость» взгляда.
Говорящий явно занят вопрошанием, одним из самых прямолинейных вариантов воздействия узнавать. То есть он пристроен «вытаскивать из памяти» собеседника какую-то информацию. Этим прежде всего заняты его глаза. Он уже произнёс вопрос и настойчиво (мобилизовано) ждёт ответ. То есть «держит паузу». Помогая себе левой рукой.
Если бы его протянутая ладонь была полностью раскрыта (как это обычно и бывает), то  в его реплике стало бы больше открыто-наивной вопросительности. Но его крайние три пальца полусогнуты (как бы не участвуя в словесном вопрошании), в чем отражается его стремление соблюсти дистанцию между ним и собеседницей, легкое потяжеление (см. 1.2) которой отражает накапливаемый в её голове скепсис.


 приложение 2.5.Г,[ут]

Иван Петрович Богданов (1855-1932) – русский жанровый живописец. «Новичок»,1893 год, холст, масло, 44х53 см.; Москва, ГТГ 

Сапожник в пристройке сверху  «учит жизни» своего зарёванного подмастерья. Хозяин пьян, а потому демобилизован. Но у него хватает сил на «утверждающую» руку, работой которой он усердно помогает своему заплетающемуся языку. 
Утверждать – закладывать в память собеседника информацию. Тыча в воздухе скрюченным пальцем, хозяин как бы ставит точки-скрепы в памяти своего подмастерья после каждой выложенной им порции-сентенции. Чем больше точек, тем монотоннее речь – дескать, всё сказанное: нужно хранить! в памяти! вечно!..
При этом траектория движений его руки будут утверждающими (вдалбливающими, внушающими) и тем будут сильно отличаться от возвратно-упругой жестикуляции, обычно сопровождающей словесные воздействия удивлять (адресованного к воображению собеседника).


приложение 2.5.Д,[ут-уз]

 Михаил Емельянович Ватутин (1860-1930). «Воспитатель», 1892. Материал: холст, масло. Размер: 102 x 137 см.

Хозяин мастерской «воспитывает» своих подмастерий, предварительно надрав одному из них уши.
В данный момент он активно занят воздействием утверждать. Перед ним стопка водки, но это не мешает ему быть мобилизованным. Зажатой в правом кулаке железной вилкой он ритмично отбивает – «вбивает» в память мальцов, «утверждает» в их сознании – ключевые слова своих требований.
В пристройке «воспитателя» органично соединились две разновидности воздействия на память – и утверждать (основной мотив воздействия), и узнавать (дополнительный оттенок). Поэтому он не спешит в конце высказываний бросать связь с «воспитуемыми». Наоборот, он стремится выудить «через» их глаза информацию: «поняли – не поняли», «будут – не будут», «дошло до них – или нет».


приложение 2.5.Е,[ут]

Карен Рухикян.  Домашнее задание. 1956 г.

Вытянутые в струнку позы двух учеников столь зажаты, что возникает сомнение в достоверности их изображения. А вот поза учительницы – вполне достоверна и узнаваема. Пристройка к ученикам «сверху» (но несколько завуалированно флёром возрастной «толерантности»). Вес «с достоинством» (то есть не лёгкий, но и не тяжёлый). Воздействие – утверждать (правая рука «от локтя» чертит в воздухе указательным пальцем назидательные вертикали, отмечая пункты своим указательным пальцем (как бы утрамбовывая их в ученическую память).
Движения пальца помогают оборвать нить общения – дескать, излагаемое обсуждению не подлежит.
Подчеркнём, что обычно, когда люди пользуются воздействуем утверждать, то они невольно рассчитывают, что их собеседники будут вести себя как изображённые Рукихяном ученики. Но это всего лишь «абстрактный идеал», к счастью редко наблюдаемый в реальной жизни. То есть художник изобразил самую суть педагогики «сталинской закалки», в которой желаемое принималось за действительное. Сталина уже нет (неслучайно на стене портрет Володи Ульянова). Но оттепель ещё не началась (фрамуга открыта, но свежий воздух ещё не поступает).
Добавим, что воздействие утверждать может быть уместным в самых разнообразных ситуациях, за исключением – школьных. Но именно там они встречаются чаще всего. И многие псевдо-учителя, как и горе-родители, искренно считают, что только этим воздействием и можно объяснять, учить, воспитывать детей в школе. Дети – сосуды в которые вливаются знания. Или баулы, в которые укладывается (запихивается) учебная информация. То есть дети оказываются не «действующими лицами», а всего лишь «статистами».
Когда учительница становится непререкаемым субъектом школьного традиционного образования, то её ученики неизбежно 
оказываются на всех её уроках всего лишь страдающими объектами образования.


приложение 2.5.Ж,[уз-ут]

Г. Спирин . Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Филипок»

Перед нами разновозрастный класс. Почти все в нём заняты воздействием узнавать. То есть многие из них активно ловят слова учителя (а это значит не просто «слушают», а глазами «вычерпывают» из его памяти интересную им информацию). Активность выражается не только в цепкости глаз, но и в явной готовности переспросить, включиться в диалог, возразить или попросить повторить ещё раз.
Многие учителя авторитарной закалки мечтают о таких учениках. Не понимая, что для появления похожего поведения учеников у них на уроке нужно менять свой авторитарный стиль. Делать учеников субъектами образования, а себя – учителя – всего лишь образовательным объектом. И для этого почаще отказываться от воздействия утверждать во время урока.
Сидящий спиной к нам учитель воздействует не на память своих учеников. Он ничего не закладывает в их память (не утверждает) и ничего не извлекает из неё (не узнаёт у них).
Извлекают – дети (информацию из его памяти). А он всего лишь в пристройке «наравне» удивляет (подчеркнуто откинулся назад – чтоб не давить на детское воображение, не мешать их фантазированию), одновременно объясняя-рассуждая («фигурная» жестикуляция рукой, ладонью, пальцами).
Остаётся добавить, что Толстой (автор рассказа “Филипок” был предтечей концепции «свободной школы» Дьюи. И иллюстратор постарался донести эту информацию до зрителей, поместив портрет чуть ли не улыбающегося Толстого на бревенчатую стену сельской школы.


приложение 2.5.З,[уз-ут]

Сцена из спектакля А. Крона «Глубокая разведка», МХАТ, Москва, 1958

 

На фотографии запечатлен момент из спектакля «Глубокая разведка». Народный артист РСФСР М. П. Болдуман в роли Майорова «пристроен» предупреждать (см. 2.4) с оттенком действия узнавать. Он, видимо, не вполне верит Словам Марины (народная артистка РСФСР М. А. Титова). Он боится её насмешек. Он пристроен предостерегать её от неуместных шуток.
М. А. Титова узнает с оттенками действий предупреждать и удивлять (см. 2.4). Она в лёгком весе  (см 1.2) проверяет впечатление, произведенное её словами, которые, видимо, должны были воздействовать  на воображение партнёра (но воздействие это было осторожным и скромным).
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959.,с.169-170.]


приложение 2.5.И,[уз]

Илья Ефимович Репин. «Не ждали», 1888. Холст, масло; размер 160.5×167.5 см. Москва, ГТГ

В картине «Не ждали» узнавать наиболее чисто (см. 2.1) пристроена женщина, которая только что поднялась из кресла и находится вполоборота спиной к зрителю.
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959.,с.172.]


УЗНАВАТЬ (спрашивать, интересоваться) и УТВЕРЖДАТЬ (констатировать, отвечать, подытожить, внушать, ставить точку) являются простыми словесными воздействиями на память партнера. Характерным признаком узнавания является ожидание ответа без всякого его предрешения (в отличие от вопроса с оттенком утверждения: «не так ли?!»).

Произнося ударное слово фразы, узнающий физически (мышечно) совершенно готов к восприятию любого – и утвердительного и отрицательного – ответа. Неслучайно после произнесения последнего слова в своей о вопрошающей фразе, человек становится абсолютно неподвижным. «Закинув удочку» в память партнера, он замирает, как замирает рыбак, глядя на поплавок.
То есть, «вцепившись» взглядом в глаза собеседника (тело узнающего при этом непроизвольно подаётся вперед), не «отпускает» своего партнёра до получения от него ожидаемого ответа.
Если же человек, наоборот, на последнем ударном слове своего высказывания «бросает» партнёра, то это указывает на то, что он начал утверждать.
Вспомним, что мы утверждаем не только наличие, но и отсутствие чего-то. Например: «да, был» или «нет, не был». При любом утверждении (положительном или отрицательном) в память партнера вкладывается некая информация.
Когда человек утверждает, то он совершает характерные движение глаз и головы. Вниз — при положительном утверждении, то есть «да». И характерные горизонтальные движения — при отрицательном, то есть «нет».

Движения головой – и в варианте «да» (кивки), и в варианте «нет» (мотаем в обе  стороны) – как бы отрезают нить, связывающую отвечающего со спрашивающим. Тем самым утверждающий, вложив в сознание собеседника необходимую информацию,  демонстративно ставит «итоговую» точку — теперь партнёр его как бы уже не интересует.

Разумеется, это только видимость и только момент. В следующее же мгновение своего общения он может опять «сцепиться» с собеседником – если воздействие на память не достигло своей цели одним утверждением, его приходится повторять ещё раз. Или подкреплять другими способами воздействия.
Если утверждающий хотя бы на мгновение не «бросит» партнера, это значит, что он не только утверждает, но и, например, узнаёт или предупреждает (намекает) и так далее. Поэтому «чистая» (см. 2.1) интонация утверждения всегда кончается точкой и ни в коем случае не запятой или многоточием. Следовательно, чтобы уметь утверждать, нужно уметь в произносимой фразе «ставить точку».
Действия узнавать и утверждать требуют очень четкого и ясного выделения ударного слова с последующей слитностью, монолитностью оставшейся части фразы. Все остальные слова высказывания призваны лишь помочь собеседнику отыскать в копилке своей памяти необходимые для говорящего факты (в варианте узнавать, спрашивать)  или уложить в неё выдаваемые ему сведения (в варианте утверждать-отвечать, признавать-отвергать).
В ударном же слове сконцентрированы вопросительность или утвердительность фразы в целом. То есть в нём концентрируется то, что извлекается из памяти собеседника или вкладывается в неё.
Если действия узнавать или утверждать – и в одном и в другом случае – осуществляются одним словом (или краткой фразой), то это значит, что из памяти партнёра извлекается (или в неё вкладывается) либо нечто очень простое, либо отсылка на то, о чём партнер уже достаточно хорошо знает. А длинные  фразы означают, что извлекается из памяти или вкладывается в неё нечто сложное или такое, что непонятно без пояснений и уточнений. Текст самого высказывания при этом звучит, как деловая, «сухая» справка о предмете, обозначаемом ударным словом. То есть очень ясно, логически выстроено.

Если при воздействии на память у говорящего появляется прищур или «косой» взгляд (искоса, исподлобья) другими словами, элементы пристроек при воздействии на воображение), то в произносимой речи обязательно зазвучат особые интонации, связанные с намёком и(или) с настороженностью. Так как к основной пристройке добавились элементы  воздействий на воображение собеседника, на работу его фантазии.



[вернуться к перечню содержания второго раздела]

[вернуться к перечню содержания всех трёх разделов]

2.6. Воздействия на МЫШЛЕНИЕ: объяснять  и  отделываться*
[открыть приложения к 2.6]

Яндекс.Метрика