Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Изба-ЧИТАЛЬНЯ → Самоучитель в XII экзерсисах: Основы ПОНИМАНИЯ художественной литературы
[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Таблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА
_____________________________________________________________________
Самоучитель в XII экзерсисах:
Основы ПОНИМАНИЯ
художественной литературы
.
.
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС I: Вступление Уже в античные времена бытовал совет начинать изложение с середины. И позже этот совет передавали или открывали заново писатели многих поколений… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС II: Указующие персты Книга «Психология искусства» была написана в 1925 году и фраза о том, что с необходимостью различать фабулу от сюжета «согласны решительно все»,- давно не соответствует действительности. Сегодня подобную необходимость видят далеко не все… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС III: Особенность литературоведения как науки Теоретики иногда по-прежнему толкуют об идеях, темах, характерах, образах, сюжетах, так, как будто эти категории объективно содержатся в авторском тексте, а не возникают как нечто субъективное в сознании у каждого читателя, обрастая в «индивидуальном порядке» результатами «случайных процессов»… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС IV: Современные литературоведческие категории Ведь не секрет, что при чтении одной и той же книги (текста) у разных людей складывается разное представление о сущности прочитанного. |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС V: О положении дел в писательской практике Заслуга того, что критики обратили внимание на различение фабулы и сюжета, принадлежала самим писателям. Причем происходило это «с величайшими трудностями»… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС VI: Загадки событийного ряда Для нас дело не в том, кто прав. В искусстве толкования уместным является вопрос — что интереснее?.. |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС VII: Стройность теории и многомерность категорий В первом издании «Тристрама Шенди» посвящение было поставлено только в восьмой (!) главе первого тома, а всю девятую главу (!) составило примечание (!) к этому посвящению… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС VIII: Материал художественной литературы Глубина читаемого произведения зависит от глубины личного опыта читателя. Если же его вообще нет (что представить трудно) или механизм использования собственного опыта при чтении по какой-то причине оказался бездействующим — произведения не возникает… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС IХ: Приёмы обработки материала и его многослойность Всякий новый приём обработки предполагает достижение определенного результата. Поэтому, например, в живописи часто как сам приём, так и его результат определяется одним и тем же словом. Вспомним, например, термин «перспектива»… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС Х: Роль реконструкции Писатели античности в качестве основного внетекстового материала использовали в основном известные читателям (слушателям) мифы. Они были уверены, что знание мифа гарантирует выявление современниками-слушателями использованных автором приемов обработки исходного материала… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС ХI: Трансформация фабулы в сюжет Если читатель по ряду причин (иногда вполне уважительных) не смог начать восприятие текста с реконструкции фабулы, то есть с приведения текста к своему жизненному опыту, — содержание текста воспринимается не более, чем какая-то витиеватая бессмысленность… |
В.М.Букатов ЭКЗЕРСИС ХII: Фабула, сюжет и композиция (тезисы) Приемы задерживания, о которых много писал Шкловский, на наш взгляд, заключаются в задерживании скольжения читателя по фабуле, для того чтобы перевести его внимание на рельсы сюжета… |
ПРИЛОЖЕНИЕ: Сюжетно-фабульное рассмотрение стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»
В.М.Букатов: Бесфабульных произведений нет. Внешняя бесфабульность есть свидетельство явной обработки, явной значительной ломки фабулы в художественных целях. Поэтому ее реконструкция приобретает особо важное значение. |