Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Домашняя азбука» для детей от 4 до 7 лет

Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА «Домашняя азбука» для детей от 4 до 7 лет


Практическое руководство для занятий с детьми от 4 до 7 лет

Из материалов научного архива В.М. Букатова: Рабочие материалы для подготовки издания: Букатов В., Ганькина, М., Ярыгина Т. ДОМАШНЯЯ АЗБУКА: Практическое руководство для занятий с детьми от 4 до 7 лет (М.: Аванта+, 2000; 96 с.: ил.)

 

Дорогие взрослые!

Перед вами методика домашнего освоения дошкольником Азбуки, то есть букв родного языка и азов чтения слов и словосочетаний в напечатанных текстах. Методика построена так, чтобы изучение букв и основ техники чтения не было оторвано от жизни вашего ребёнка, его интересов, становления его индивидуальности.

Занятия «домашней азбукой» будут развивать внимание ребёнка, его память, речь, сообразительность, координацию движений – всё то, что облегчит ребёнку в дальнейшем и жизнь, и учёбу.

С буквами родного языка ребёнок будет знакомиться не в алфавитном порядке. Это значительно облегчит вашу задачу. Ниже помещены методические разъяснения работающим по «домашней азбуке» взрослым.

Особо подчеркнём, что каждое из занятий по ознакомлению с той или иной буквой должно проходить в два-три присеста. Перегружать учебно-игровым материалом не стоит и самого развитого ребёнка. Иначе даже самая занимательная форма не оградит его от переутомления.

Успехов вам! Открытий! И хорошего настроения!

 

Как ДОШКОЛЬНИКА в домашних условиях ПОЗНАКОМИТЬ
с буквами и основами техники чтения на родном языке

 Разъяснения, подготовленные для родителей
доктором педагогических наук В.М. БУКАТОВЫМ
(сокращённый вариант)

 

Обращение ко взрослым

Итак, родители решили, что ребёнку пора начать знакомство с буквами родного алфавита. Теперь многое будет зависеть от вас, взрослых. Освоение грамоты станет для ребёнка увлекательным и успешным, если ваши занятия будут неторопливы и не похожи на обычные школьные уроки.

Вы открыли любую страничку в «Домашней АЗБУКЕ» или в какой-то детской книжке. Не спешите давать ребёнку задания. Выдержите паузу. Пусть ребёнок всласть «нагуляется» по открытой страничке: рассмотрит, что на ней нарисовано или написано, скажет по этому поводу все, что захочет, задаст вопросы.

Не секрет, что рано или поздно обучение чтению становится для некоторых детей проблемой. В какой-то момент что-то у ребёнка не заладилось с родной словесностью (чаще всего это случается в школе, но и родительское рвение, увы, бывает тому причиной). На какой-то стадии обучения снежный ком неудач вырос до размеров страха, и ребёнок уже не хочет ни читать, ни писать. Для него это – муки мученические, горе горькое. Для родителей это часто самый настоящий стресс.

Чтобы этого не произошло, вам предстоит многому научиться: не давать ребёнку чувствовать ваше превосходство; разговаривать и работать с ним наравне; вовремя реагировать на его состояние; не предварять ни его ошибок, ни его открытий; иногда смотреть на мир глазами ребёнка и сдерживать своё педагогическое рвение. И тогда вам откроется новый мир – мир вашего ребёнка.

Занимайтесь с ребёнком, но непременно – думая, разговаривая, возвращаясь к прочитанным страничкам, споря, удивляясь, радуясь вместе с вашим чадом! Вы и сами почувствуете, как преодолеваете собственную неопытность в вопросах дидактики и возрастной психологии. Вот увидите, у вас получится! Поверьте, обучение ребёнка Азбуке станет для вас благодатным и благодарным занятием.

Не считайте занятия с ребёнком тяжелой обязанностью, повседневной службой. Пусть и для вас они станут не только работой, но и развлечением, удовольствием. А как этого достичь – вы найдёте в нашей книжке.

Играйте с ребёнком. Играйте на равных. Не в поддавки – а так, чтобы и вам, и ему было интересно. Интересно и необычно. Игра – естественное состояние для ребёнка (даже очень большого, только он это скрывает). И обучение грамоте, став элементом игры, окажется для него естественным, нормальным делом. Только надо набраться терпения.

 

Теперь речь пойдет о том, как заниматься с ребёнком увлекательно и весело и при этом как бы невзначай постигать грамоту. О том, как облегчить ребёнку предстоящее в школе общение со сверстниками, общение с учебными предметами. О том, как приохотить ребёнка читать книжки.

Момент, когда ребёнок обретает уверенность в таком невероятно сложном деле, как чтение, кажется почти мистическим. Каждый ребёнок идет к этому моменту своим, часто не постижимым для нас, взрослых, путем. Один человечек бегло и толково читает уже в пятилетнем возрасте, другому и в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим трое умных репетиторов уже который год бьются-бьются – а все без толку.

Но чем меньше человечку лет, тем легче пробудить в нём любопытство к языку, к поиску первоначального смысла слова. И, конечно, тем легче ему полюбить учение.

Младшие дошкольники еще не успели вкусить неприязни к обучению. Они еще любопытны. Им еще интересен механизм всматривания в слово, при посредстве которого накапливаются наблюдения над языком и который потом, в свою очередь, включает интуицию.

Связь успешности обучения с заинтересованным рассматриванием, свободными разговорами «по поводу», двигательной активностью и творчеством – очевидна. Одна “нечитающая” девочка пяти лет вдруг начала читать, когда ей досталась роль в домашнем спектакле. Вот так! Успешность чтения (и вообще успешность) даже у одного и того же ребёнка может быть той или иной – в зависимости от того, где, кому и зачем он читает.

Словесная эквилибристика, которая нет-нет да встретится на наших страничках, будет побуждать вас на разговоры с ребёнком. Чем больше таких «обживающих», проблемных разговоров случится, тем более родными будут становиться для него буквы и слова. Они перестанут быть щепками в безбрежном океане речи, этакими одиночками, и постепенно обзаведутся полезными связями, родственниками и приятелями, вкусами и привычками.

В голове маленького человека будет подсознательно складываться сложнейшая классификационная работа. Звук, слог, слово, словосочетание, предложение – отнесясь к какому-либо классу языковых явлений – начинают жить по его законам: определенным образом вести себя в «высшем обществе», причесываться, одеваться… И тогда занимают свое определенное место в представлениях ребёнка о родном языке.

Важно устроить ребёнку как можно больше встреч с буквой, звуком, словом. Чем неожиданнее и разнообразнее будут эти встречи – тем лучше. Кто знает, в какую из этих встреч, на каком витке знакомства, в каком из заданий ребёнок овладеет азбукой, сложным механизмом прочтения (или хотя бы узнавания) слова, почувствует вкус к занятиям грамотой и вообще к учению?

В добрый путь, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры!


Перечень параграфов
§1. Об освоении Азбуки в домашних условиях и специфике детского возраста
§2. О продолжительности занятий
§3. О рабочем месте
§4. О том, как обращаться с книгой
§5. Об устойчивости внимания
§6. О преодолении непонимания
§7. О детской неусидчивости
§8. О воспитании трудолюбия
§9. О развитии памяти
§10. О развитии речи
§11. О терминологических хитростях



§1. Об освоении Азбуки в домашних условиях и специфике детского возраста. Напомним, что предлагаемая методика построена так, чтобы изучение букв не было отдельным предметом, не было оторвано от жизни ребёнка, его интересов, становления его индивидуальности.

Методика рассчитана на детей приблизительно от четырёх до семи лет. Понятно, что между четырёх- и семилетним человеком есть разница. Не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого маленького ученика. И родителям надо быть готовыми к тому, что, несмотря на кажущуюся простоту, иные задания могут оказаться для ребёнка трудными. В этом случае не стоит делать поспешных выводов. Если, например, ребёнок не в состоянии провести прямую линию – то это нормально для дошкольника. Ваша задача – не добиваться чистой линии, а обеспечить ребёнку возможность пробовать, искать, ошибаться. Не вышло на этот раз – не беда, выйдет в следующий.

А сегодня вам лучше обратить внимание на то, что у ребёнка уже получается. Ведь задания по каждой букве подобраны так, что среди них непременно найдутся посильные для вашего ребёнка: уж раскатывать ладошками колбаски из теста он сможет (и с удовольствием) – лишь бы взрослые не поленились!

Работа с Азбукой направлена на развитие внимания (задания на поиск, различение), памяти (разучивание стихов и считалок), речи (многочисленные разговоры «по поводу», пересказ и сочинение историй), сообразительности (вопросы на догадливость, лингвистические и арифметические загадки, игры), мелкой моторики (тренировка движений пальцев, необходимая и для развития речи, и для подготовки к письму – в игровой гимнастике для пальчиков, в выкладывании, лепке, вырезании, раскатывании теста, кручении проволоки). Всё это облегчит в дальнейшем жизнь вашего ребёнка в школе: и среди учебных предметов, и среди сверстников.

Поэтому наши задания (порой действительно неожиданные) будут время от времени переносить внимание читателей то на кухонную утварь, то на шнурки от ботинок, то на спички, то на хлопки, то на прыжки, то на квадратики с треугольничками, то на сочинение волшебных историй.

Подсказка родителям
– Обращайте внимание ребенка на имена букв: не «рэ», а «эр», не «шэ», а «ша». В кавычках рядом с изображением каждой новой буквы указано правильное произношение её имени (названия)


§2. О продолжительности занятий. Время для выполнения предложенных на страничке заданий зависит от вашего ребенка: его возраста, характера, настроения, возможностей. Но даже самого развитого ребёнка не стоит нагружать материалом более одного разворота (одной буквы) в день, включая развороты-закрепления.

Да и само занятие должно проходить в два-три присеста. Когда именно их лучше делать: до обеда, после тихого часа или во время прогулки – зависит от уклада жизни в вашей семье. Полезно иногда одно занятие растягивать на два-три дня.

Листать любую детскую книжку ребёнок может и каждый день (чем чаще, тем лучше). Но сами занятия лучше проводить в таком режиме – одна-две буквы в неделю. В дни перерыва инициатива разговоров по поводу любых букв из азбуки должна быть за ребёнком. И обязательно составьте ребёнку компанию, если он попросит повторить то или иное понравившееся ему задание.

Учитесь вместе с ребёнком предвкушать новые занятия. Тогда, может статься, что и ребёнок, и вы сами будете с нетерпением ждать, когда же наступит время следующего занятия.

Иногда в ваших занятиях могут возникать вынужденные перерывы на неделю, а то и месяц. Ничего страшного! Ведь бывают же в школах каникулы.

Известно ли вам, что…
– Возвраты ребенка к пройденным заданиям тогда приносят пользу, когда они добровольны и возникают в ситуациях бытовых, а не учебных

Подсказка родителям
– Каждое занятие должно проходить непременно в два-три присеста


§3. О рабочем месте. У ребёнка, особенно, если ему всего четыре года, может не быть своего рабочего столика со стульчиком. Обычно стол (обеденный, письменный) мало пригоден для занятий, потому что ребёнку он не по размеру. Подумайте, какие места в квартире подходят для ваших занятий Азбукой –  чтобы и вам, и ребёнку было удобно. Может быть, на диване? Или за журнальным столиком?

Даже когда в вашем доме появится подходящий столик, помните, что по ходу занятия надо несколько раз менять рабочее место. Часть занятия ребёнок может провести, стоя за письменным или кухонным столом. Часть – на ковре. Часть – сидя в домике под обеденным столом.

Дети любят делать домики в укромных местечках. В ход идут стулья, диванные подушки, покрывала, скатерти и так далее. Дети чувствуют себя в таких рукотворных домиках по-особому, поэтому внимание, память и воображение работают лучше. Но засиживаться там ребёнку не стоит. Любая поза (даже самая фантастическая!) хороша, если длится недолго.

Иногда результаты того или иного задания вывешиваются на видное место. Это расширяет не только представления ребёнка о рабочем месте, но и границы познаваемого мира. Подобное обживание пространства способствует плавному вхождению ребёнка в культуру чтения. Относитесь к детской «выставке» уважительно и с неугасающим интересом. В разговорах с ребёнком чаще возвращайтесь к висящим на стене листочкам.

Ваш ребёнок наверняка уже умеет наводить порядок в своих игрушках. Занятия с Азбукой потребуют от него новых представлений о порядке. А вы поможете ребёнку обустроить рабочий уголок, где хранились бы его фломастеры, карандаши, ластики, ножницы, альбомы, блокноты, поделки и так далее.


§4. О том, как обращаться с книгой. Ребёнку предстоит долгое и тесное общение с печатными текстами. Книги надо беречь – это всякий знает – и вам предоставляется возможность ненавязчиво познакомить ребёнка с азами обращения с книжкой.

Рисовать каракули в книжке нехорошо. Объясните ребёнку, что в книжках есть странички с цветными картинками и по ним он будет водить пальчиком.

На страничках с цветными картинками иногда нужно будет подписывать те или иные предметы. И это предстоит делать взрослому простым карандашом – очень красиво и аккуратно. Ребёнок тем же простым карандашом будет тоже трудится на этих страничках, обводя им буквы в стишке и в подписях к рисункам. Мягкий простой карандаш хорош тем, что он не требует сильного нажима. К тому же его легко стереть ластиком. Но не спешите это делать сразу после очередного задания. Тем более – после ошибки. Помните о возвратах, дождитесь, когда ребёнок обнаружит её сам.

И, наконец, закладка. Некоторые задания будут отсылать вас на другие странички в детских книжках, и поэтому без закладки вам не обойтись.

Известно ли вам, что…
– Ребёнок не может развиваться нормально без любимых игрушек. А читатель – без любимых книжек

Подсказки родителям
– Раз в месяц устраивайте книжкины смотрины. Вместе с ребёнком пожалейте больные книжки – подклейте-подлатайте их
– Не спешите стирать ластиком ошибку ребёнка. Помните о возвратах, дождитесь, когда ребёнок обнаружит её сам


§5. Об устойчивости внимания. Психика маленького ребёнка неустойчива, а окружающий его мир так велик для него, нов, малопонятен и непредсказуем, что угроза психического срыва достаточно реальна. Но, к счастью, срабатывает природный механизм защиты – переключение внимания. Так называемые непоседливость, несобранность и невнимательность, которые, случается, досаждают нам, взрослым – по сути дела, результат этого переключения.

Современные психологи выяснили, что наилучший способ тренировки внимательности ребёнка – тот, что опирается на этот защитный механизм природы. Неслучайно задания Азбуки связаны с периодическими отвлечениями вас и вашего ребёнка от монотонного или прямолинейного внимания к учебной странице. Поэтому с особой серьезностью отнеситесь к выполнению заданий типа «обсудить», «принести», «перелистать», «похлопать», «вырезать», «слепить» и даже «испечь».

Большую роль в тренировке устойчивости внимания играют также возвраты к знакомому: страничкам, заданиям, разговорам – в самых неожиданных и, казалось бы, неуместных ситуациях. Все это требует и от вас умения мягко переключать свое внимание, что взрослым дается подчас с трудом. Поэтому вам стоит не сетовать на «неуместные» и «бестолковые» вопросы ребёнка, а переключаться на них, отодвигая в сторону свои взрослые заботы. Ведь именно в эти моменты и закладывается фундамент «толковости» и сообразительности ребёнка на занятиях по освоению азбука родного языка.

Известно ли вам, что…
– Формирование устойчивости внимания ребёнка зависит от вашего умения в любой ситуации переключаться со своих проблем на его интересы
– «Несобранность» – не каприз ребёнка, а природный механизм защиты его психики.
– Добровольное повторение – мать успешного учения

Подсказки родителям
– Не отмахивайтесь от «неуместных» вопросов и разговоров ребёнка
– Чаще спрашивайте у ребёнка, какое из прошлых заданий ему сейчас хотелось бы с вами повторить


§6. О преодолении непонимания. Непонимание – процесс двусторонний. Когда ребёнок что-либо не понимает, то вы, в свою очередь, недоумеваете: а что, собственно, тут может быть непонятного? Заколдованный круг. Выбраться из него можно, лишь отдавая себе отчет в том, что непонимание – первая, часто необходимая, ступенька к пониманию.

Подлинное непонимание кроется в равнодушии – и это самое страшное. Детское равнодушие губительно для самых благих педагогических устремлений взрослых («руки опускаются!») – так же, как родительское равнодушие к детскому непониманию губительно для развития интеллекта ребёнка.

Равнодушие ребёнка преодолевается через любопытство взрослого к его сиюминутным интересам: куда ребёнку хочется смотреть? что сказать? о чем думать? о чем порассуждать? что вспомнить? чему улыбнуться? Если ваше любопытство подлинное, то интуиция подскажет вам, какую и как начать игру. Игровая деятельность освобождает участников (и вас, и ребёнка) от разобщающего равнодушия и скуки.

Если непонимание – первая ступенька, то неправильный ответ или неверное решение – вторая ступенька на пути к пониманию. Она столь же необходима, как и первая. Поэтому не следует форсировать события. Не спешите сами давать правильный ответ, не отнимайте у ребёнка возможность самому разобраться. Пройдет день-другой, и он, на новом материале или на новом витке возвращений к пройденному, сам обнаружит ошибку и даже найдет верное решение. И тогда вкусит настоящую радость от учения.

Если вы увидели ошибку, то не указывайте на неё прямо. Используйте косвенные ходы: намёк, ассоциации. Стоит даже прерваться в этом месте, отложив задание на потом. Порадуйтесь тому, что на завтра у вас есть работа. Есть, к чему вернуться и чему удивиться вместе с ребёнком.

Известно ли вам, что…
– Любое непонимание – первая ступенька к пониманию
– Детское равнодушие губительно для педагогических устремлений взрослого – так же, как взрослое равнодушие к детскому непониманию губительно для развития ребёнка

Подсказки родителям
– Не бойтесь ошибаться! Детям необходимо видеть, как вы сами взаправду (не понарошку!) время от времени становитесь в тупик
– Спеши, не торопясь!.. Кто не знает, что мы, взрослые, сначала долго раскачиваемся, а потом нас не остановить. Умерьте свои аппетиты, оглянитесь – может быть, ребёнок давно плетется у вас в хвосте!


§7. О детской неусидчивости. Освоение дошкольником окружающего мира происходит, в основном, посредством двигательной активности. Неусидчивость, как правило, связана с повышенной любознательностью и жаждой новых впечатлений. Это следует приветствовать и поощрять.

Но если вы заметили, что ребёнок в какой-то момент занятия начал размахивать руками, заходиться смехом, громко кричать – одним словом, перевозбудился, то прервите занятие. Даже на самом интересном для вас месте. Лучше всего в таком случае дать ребёнку конкретное деловое поручение – хорошо ему известное и легко выполнимое. Например, отнести кружку в раковину, принести воды, открыть форточку и т.д.

Во время занятий по освоению азбуки разрешайте ребёнку вставать, пересаживаться, бегать, подпрыгивать. Мало того – родительская интуиция подчас верно подсказывает вам, что пора сменить мизансцену занятия: перейти в другую комнату, попросить ребёнка что-то принести (ножницы, бумагу, карандаши и т.д.).

Избегайте однообразия школьных мизансцен: иногда проводите занятия на полу или на скамеечке в парке. Время от времени интересуйтесь у ребёнка, где вам сегодня лучше устроиться – может быть, в домике под столом?. Его подсказки обогатят вашу педагогическую вооруженность и умение находить общий язык с ребёнком.

Будьте неусидчивы сами: почаще двигайтесь, выдумывайте, пробуйте, фантазируйте, удивляйтесь. Ребёнок будет благодарен вам, и это поможет ему в дальнейшем переживать трудности подросткового периода.

Известно ли вам, что…
– Смена мизансцены – лучший инструмент обучения
– Статическая поза примерного ученика вредна ребёнку, если она длится больше четырех минут

Подсказки родителям
– Чаще вспоминайте себя: а как вы реагировали на замечания взрослых по поводу вашей неусидчивости? Может быть, это вызовет в вас сочувствие к ребёнку, к его возможностям, нуждам и интересам
– Помните, что возбужденность – признак переутомления


§8. О воспитании трудолюбия. Многие предлагаемые нами задания направлены на то, чтобы приохотить ребёнка к работе.

Для маленького человечка трех-пяти лет постижение азбуки – большой труд. Поэтому ему так важно сначала справиться с делами, которые взрослым порой кажутся пустяковыми и необязательными для выполнения: разукрасить, дорисовать, разглядеть, найти, вырезать, составить, сплести, вылепить и т.д. Но именно они обеспечивают ребёнку успех в делах, уже более сложных: догадаться, назвать, вспомнить, пересказать, перерисовать, написать.

Воспитание трудолюбия напрямую связано с успехом. Махнули рукой на то, что кажется простым, и взялись за сложное – а оно не даётся. В результате и у вас, и у ребёнка, в лучшем случае, на время опускаются руки. В худшем – накапливается раздражение. Его легко нейтрализовать успехом – вернувшись (и не один раз!) к пропущенным заданиям. Успех окрыляет, и хочется работать дальше.

Задания, связанные с «деланием своими руками» – рукоделием – обладают двойным дном. Ведущие психологи подчеркивают значение рукоделия для развития моторики – мелких движений пальцев: их координации, наращивания в них мышечной силы, выносливости, точности, ловкости. Все это в дальнейшем обеспечивает успешность ребёнка в освоении речи и письма.

Всякое рукоделие должно быть совместным. Но не спешите демонстрировать ребёнку ловкость и уверенность своих рук. Подстраивайтесь под его умения, и тогда во время вашей совместной работы возникнут очень важные для обучения разговоры: о том, что больше или меньше, дальше или ближе, выше или ниже, толще или тоньше, тяжелее или легче, длиннее или короче, шире или уже; где право и где лево; сколько штук и т. д. Формирование этих понятий облегчит не только ваши занятия, но и дальнейшее обучение ребёнка в школе.

Совместные дела – хороший повод и для неспешного погружения ребёнка в мир чисел. Это потом, в школе, умственная деятельность выделится в особую сферу. А пока ребёнку нужно осваивать счёт, в основном, через ручную деятельность.

Отвечая на вопрос «Сколько тебе лет?», ребёнок обычно растопыривает нужное число пальчиков. Поддерживайте в нем это доверие своей руке. Такой пальчиковый показ очень важен для будущего умения ребёнка оперировать числами.

Известно ли вам, что…
– Темпоритм взрослого и ребёнка – разные. Взрослый раскачивается долго, но потом его не остановить. Умерьте свои аппетиты! Оглянитесь: может быть, ребёнок уже давно плетется в хвосте?.. 

Подсказки родителям
– Не скупитесь на похвалу! В любом деле (даже неудавшемся) можно найти, за что похвалить ребёнка. Похвала окрыляет, и хочется продолжать работу
– Не пугайте ребёнка своими взрослыми умениями. Подарите ему возможность в чём-то и обогнать вас


§9. О развитии памяти. Некоторые родители любят делать преждевременные выводы о «слабой» памяти своего ребёнка. Их огорчает, что через два-три дня ребёнок не узнает пройденные с ними буквы. Но причину неузнавания чаще всего следует искать не в памяти ребёнка, а в стиле ваших с ним занятий. В том-то и дело, что буквы оказались всего-то лишь пройденными (пройденными мимо?)

Обучение ребёнка той или иной букве заключается в том, чтобы не столько пройти её, сколько обжить. А обживание – процесс длительный, не терпящий суеты. Поэтому не ставьте перед ребёнком цель – запомнить букву, лучше займитесь делами, которые ему посильны.

Начните запоминать не букву, а стишок! А чтобы он запомнился, ребёнку нужно и попрыгать, и побегать, и похлопать, и поразглядывать картинку, и поискать слова, и поскандировать на разные голоса. Тогда и стишок между делом запомнится, и буква станет как родная.

А если ребёнок все же букву или стишок не запомнил? Что ж, не беда! Отложите на время эту страничку, а потом вернитесь к ней. Но уже на новом витке знакомства, в ином состоянии и настроении. Память тренируется не столько на новом материале, сколько на возвращении к уже знакомому: страничке, стишку, разговору, рисунку.

Подчеркнем, что не нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок непременно запомнил каждый стишок Азбуки. Если в неучебной ситуации (на прогулке, в гостях, за обедом или во время игры) ребёнок может припомнить пару строчек двух-трех стишков, то это для дошкольника – уже хороший результат.

А вот различные народные детские считалочки, заклички, загадки, потешки, прибаутки ему помнить полезно. И чем больше – тем лучше. Общаясь с ребёнком, используйте их как можно чаще: и во время одевания-раздевания, и во время уборки квартиры, и во время игры. Покопайтесь в своей памяти, вместе с ребёнком порасспрашивайте соседей, знакомых – и вы наверняка пополните вашу семейную копилку народной смекалкой и юмором.

Развитие памяти ребёнка напрямую связано с его эмоциональным состоянием. Если ребёнок не может что-либо вспомнить, то, скорее всего, в момент запоминания он не испытывал положительных эмоций. И это – тревожный сигнал для вас. Может быть, на том занятии вы перегнули палку в своей настойчивости? Или поспешили желаемое принять за действительное? Либо были чересчур строги? Или равнодушны?

Укреплению памяти помогают также ассоциации (непроизвольные смысловые переклички, связи), спонтанно возникающие в голове ребёнка. Чаще давайте ему возможность их проговаривать. Ассоциативные ряды, различные образы обогащают внутренний мир ребёнка, одновременно расширяя объем его памяти.

Известно ли вам, что…
– Память у ребёнка – так же, как и у взрослого – очень избирательна и накрепко связана с интересом
– Запомнил ребёнок или нет – зависит от его эмоционального состояния

Подсказки родителям
– Не стоит пенять на «плохую» память ребёнка: лучше искать причины неудач в стиле вашего с ним общения
– Чаще используйте в общении с ребёнком различные народные считалки, прибаутки и пр. – ведь так наиболее естественным образом налаживается связь поколений и ощущение причастности к своему народу


§10. О развитии речи. Задания Азбуки построены так, чтобы между вами и ребёнком состоялось как можно больше разговоров. Ведь именно в диалоге маленький ребёнок интуитивно осваивает нормы родного языка. Этому процессу можно способствовать. Но можно и помешать.

Известно, что детям, особенно в период с двух до пяти лет, свойственно бурное словотворчество. Конечно, изобретая новые слова, словоформы и синтаксические конструкции, ребёнок будет не всегда вами понят. Но не спешите его одергивать. Лучше переспросите, как будто не расслышали.

В каких же случаях исправлять речевые ошибки ребёнка полезно? Мы считаем, в том случае, когда ребёнок ошибается в произношении и в окончаниях слов, входящих в контекст фразы. Но не спешите исправлять детские неологизмы, «нелепые» новоделы. Вы можете подавить тем самым развитие его языковой интуиции, поселяя в ребёнке страх «неправильного говорения», что непременно скажется потом, при обучении в школе.

Но и умиляться и смаковать милые нелепости не стоит. Это может привести к невольной консервации инфантилизма.

Не ограничивайте ребёнка своими познаниями в области языкознания. Если ребёнок, спровоцированный некоторыми из наших заданий, назовет неожиданную для вас словоформу: например, существительное, местоимение, числительное или прилагательное не в именительном падеже (например, не дом, а дома; не он, а ему; не я, а меня; не три, а трем; не синий, а синего) или слово, возможно, не знакомой вам части речи (там, так, уже, только, оба, домой) – то отнеситесь к этому с радостным удивлением («Надо же!!! А мне и голову не пришло!»).

Чаще удивляйтесь и не скрывайте этого. Мы надеемся, что некоторые задания Азбуки смогут всерьез озадачить не только вашего ребёнка, но и вас самих.

Почти на каждом занятии мы предлагаем ту или иную разновидность пальчиковой гимнастики: то найти и показать пальцем букву, то сыграть в ладушки, то изобразить на пальцах какие-то фигуры, персонажи и даже сценки, то завязать бантик, то зашнуровать ботинок. Отнеситесь как можно серьезнее к этим заданиям! Исследования физиологов подтвердили давно подмеченную разными народами связь ручных действий ребёнка с развитием его мозга. Действительно, любая тренировка мелких движений (моторики) пальцев и рук активизирует работу коры головного мозга.

Если вам кажется, что ребёнок несколько отстает в развитии, не огорчайтесь сами и не мучьте ребёнка. Займитесь лучше пальчиковой гимнастикой и связанными с ней детскими играми-потешками, чаще занимайтесь совместным рукоделием (нанизывайте, вяжите, вышивайте, перебирайте, упаковывайте, шнуруйте и т.д.). Это непременно скажется, и в первую очередь на развитии речи ребёнка. Казалось бы, простые движения пальцев снимают напряжение не только с рук, но и с губ ребёнка, поэтому у него улучшается произнесение многих трудных звуков и артикуляция слогов.

Мало того, регулярные пальчиковые игры-тренировки уменьшают умственную усталость, способствуют развитию внимания, мышления и памяти.

Известно ли вам, что…
– Преждевременная подсказка угнетает развитие интуиции ребёнка. Научитесь ждать!
– Ещё древние китайцы знали, что игры с участием рук и пальцев не только улучшают работу внутренних органов, но и способствуют развитию интеллекта

Подсказка родителям
– Не скрывайте своего удивления, и пусть оно будет радостным


§11О терминологических хитростях. Внимательный читатель, наверняка уже обратил внимание на то, что в заданиях для ребёнка мы старательно избегаем некоторых привычных школьных формулировок: «прочитай», «напиши», «ответь». Дело в том, что при обучении дошкольников эти слова – запретные.

Чтение как угадывание. Ребёнок непостижимым образом осваивает сложнейший механизм устной речи. Так же, во многом интуитивно, ему предстоит освоить механизм чтения. Не думайте, что можно вот так просто взять – и словами объяснить дошкольнику, что нужно делать, чтобы прочитать слово.

В нашей Азбуке все задания по прочитыванию ребёнком слога, слова или коротенького предложения рассчитаны, прежде всего, на детскую интуицию. Для этого мы рекомендуем слова угадай, узнай, найди, вспомни, покажи, подчеркни, Сравни и тому подобные. Не угадал? Ничего страшного! Не узнал, не вспомнил, не подчеркнул? Не беда, в следующий раз и узнает, и вспомнит, и подчеркнет. Главное – избежать страх ошибки.

Не смог прочитать! Прочитал неправильно! А ведь так хочется угодить маме! И в глазах ребёнка – слезы. Оттого что он «не оправдал ожиданий взрослых».

Один раз неуспех, второй – и в ребёнке угнездился страх. А страх – плохой помощник в столь тонком деле, как чтение. Боязнь рождает напряженность (такую узнаваемую!) – деревянный бесцветный голос, деревянный палец на строчке. Или, наоборот, излишнюю суетливость голоса и тела. В результате к чтению вырабатывается устойчивое неприятие – не самозащита ли, преодолеть которую трудно даже иным пятиклассникам?

Чтобы этого не произошло, не форсируйте индивидуальный темп ребёнка в обучении буквам и основам чтения. Каждый цыпленок вылупляется в свой срок – и это всякий раз чудо.

Изображение ребёнком букв. Изобразить букву – это не написать её! Взрослому привычно выражение «напиши печатными буквами», а вот ребёнку это непонятно. Ведь пишут письменными буквами, которых ребёнок еще не различает. В книжках он видит печатные буквы, и именно с печатными буквами он знакомится по Азбуке.

Старайтесь следить за своей речью и не путать лишний раз ребёнка. Мы не случайно в заданиях предлагаем ребёнку НАПЕЧАТАТЬ, ВЫВЕСТИ, ИЗОБРАЗИТЬ, ОБВЕСТИ, НАРИСОВАТЬ, ПОСЕЛИТЬ ту или иную букву, слог или слово.

Звук – буква. Ребёнок может путать звуки с буквами. Но когда их путает взрослый, которому ребёнок верит на слово, то у будущего школьника могут возникнуть проблемы – и с чтением, и с грамотностью.

Каждая буква имеет свое название (имя). Правильно называйте изучаемые буквы: не «кэ», а «ка»; не «лэ», а «эль». Для ребёнка это очень важно.

С помощью букв звучащую речь переводят в графические символы. Каждая буква – это графический образ того или иного звука речи (или их сочетания). Одна и та же буква может обозначать разные звуки – в зависимости от фонологической позиции в слове.

Например, буква Я «йа» в слове мята обозначает звук [а], а в слове яма –  два звука [jа]. Буква К «ка» в слове кот обозначает звук [к], а в слове кит – звук [к’].

Не стоит забивать ребёнку голову объяснением этих премудростей. Лучше лишний раз поиграйте с ним в «ловлю звуков». Или посоревнуйтесь: кто больше подберёт слов с тем или иным звуком – твёрдым или мягким, йотированным или нет.

Ловить полезно не только звуки, но и слоги. Так же как и подбирать слова с заданным слогом (в начале, в середине или в конце слова).

Чем разнообразнее словесный материал, тем легче включаться детской интуиции.

*  *  *  *  *


 

Яндекс.Метрика