Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников
__________________________________________________________________________
Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников
|
Аты-баты с характеристикой Дети объединяются по тройкам и каждая оборудует рабочее место. Расставив стулья в один большой круг, все садятся так, чтобы каждой тройке удобно было шушукаться. |
Буква по воздуху Дети выбирают ведущего. Он, стоя к ним спиной, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают её. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что для дошкольников весьма полезно. |
Группка детей, вызванных в центр комнаты, взявшись за руки, своим хороводом-змейкой, вьющейся за ведущим (сначала им становится воспитатель, затем может быть и один из детей), прописывает букву, которую он загадал. Участники хоровода и зрители отгадывают её. |
Бытовые механизмы Дети находят в книжках, журналах, рекламных буклетах изображения различных бытовых приборов (электрочайника, кофемолки, утюга, швейной машинки, холодильника, радиоприёмника и т.п.). Наклеив их вырезанные изображения на картонки, складывают получившиеся билетики в «шапку»… |
В заплатки (способ деления на две команды) – см.: Деление на команды (объединение в «малые группы»); а также Туристы и магазин |
«Во городе царевна» см.: Хороводы |
Волшебная палочка Какой-то предмет – ручка, карандаш, линейка и т.д., – превратившись по общему уговору в волшебную палочку – в произвольном порядке передается друг другу детьми, которые сидят полукругом (на стульчике или на ковре). Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее установленному заказу-правилу. |
Вольный перевод – см.: Речь на цифрах |
Воробьи-вороны Играющие делятсяна две команды, которые становятся друг против друга (визави), одна команда называется ВОРОБЬИ, другая – ВОРОНЫ. Та команда, которую называет ведущий, ловит (салит), другая команда убегает. Ловят и убегают до определенной черты, на два, три шага сзади стоящей команды. |
Воротá с «перетянýшками» «Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые буду изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например, «василек» и «ромашка» или «сосна» и «елка». |
Встать «по пальцам» Исходное положение: все дети сидят. Воспитатель, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он поворачивается к детям – их должно стоять ровно столько, сколько было показано пальцев. |
Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) Выбор водящего или капитана с помощью, например, считалочек, поможет воспитателю за короткий отрезок времени настроить детей на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами обучающих занятий. |
Выкуп фантов Разыгрывание фантов или залогов является старинной забавой. Фанты, до этого собранные в предыдущих играх, складывают в шляпу, шапку, сумку, коробку – «в шапку» – и выбирают остроумного выдумщика, которому поручают назначать задания владельцам фантов. |
В «Яшу» и «Машу» – см.: Жмурки |
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» – см.: На память физических действий (ПФД) |
«Где стоишь? На мосту» – см.: Жмурки |
Горелки Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек. |
Города с небывальщиной Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Тот произносит, например, следующее: «Я поеду в Смоленск», – и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?». Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с той же самой «буквы» (то есть звука) что и названный город (то есть с «эс»). |
Горшки Выбирается один ведущий (покупатель), остальные делятся по парам. «Горшки» (на схеме обозначены кружками) сидят на корточках в центре; хозяева (обозначены квадратами) стоят рядом и зазывают покупателя, расхваливая товар. Ведущий обходит товары разных продавцов, торгуется. |
Грибы и лукошки – см.: параграф «Мудрость традиционных жеребьёвок» в статье О педагогическом потенциале микрогрупп (первый раздел Карманной энциклопедии). |
«Да» и «нет» не говорите От четырех до двенадцати человек рассаживаются полукругом. Выбирают ведущего из самых опытных в этой игре, имеющих для неё большой запас вопросов. Ведущий начинает с традиционных слов… |
Деление на команды (объединение в «малые группы») Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми, которые начинают находить подходы друг к другу. В некоторых случаях они открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда). |
День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает Традиционная детская игра. После того, как ведущий (воспитатель или ребёнок) произносит первую половину зачина – «День наступает – всё оживает!» – все участники движутся по комнате в хаотическом беспорядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и т.п.). |
Детские стихи по ролям По-ученому это игровое задание можно было бы назвать диалогом в разных интерпретациях. Заключается оно в репетиции сценки (на основе, например, небольшого отрывочка с диалогом из популярных детских стишков), которые потом все группки показываются в нескольких отличных друг от друга вариантах. |
Дядя Трифон – см.: Хороводы |
Жеребьёвки – см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) |
Живая буква (строим букву) Группка детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовывают, записывают и отгадывают её. |
Животные Играть животных – одна из самых традиционных форм детской драматизации. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. |
Жмурки В народе известны разные варианты жмурок. Все они способствуют сближению участвующих друг с другом. Веселее всего проходят жмурки с элементами комической инсценировки. |
Заводные человечки Воспитатель на глазах детей рисует схему и объясняет, что это заводные человечки, которые делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Дети, гладя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку воспитателя (ведущего) номеров, их обозначающих. |
Загадочные сокращения (аббревиатуры) Воспитатель предлагает детям «расшифровать» ряд общепринятых аббревиатур (ДК – дом культуры, ТВ – телевизионное вещание, ТЦ – торговый центр, ПК – персональный компьютер) и сокращений (детсад, исполком, завхоз и т.д.). После того, как все дети вспомнили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра. Дети разгадывают аббревиатуры, сочиненные всеми и каждым участником занятий. |
Заданные слова Участники объединяются по двое или по трое. Им всем задается небольшая фразочка, которой нужно найти оправдание, то есть сконструировать ситуацию, в которой она могла бы быть произнесена. Дети выдумывают людей, участвующих в этой ситуации, выбирают поведение говорящего и поведение слушающих или не слушающих его, договариваются о характере произнесения слов. |
Заданный жестУпражнение на психологическое оправдание задаваемого жеста: «взмах руки», «сжимать и разжимать губы», «втянуть (или вытянуть) шею» и т.п. Заданный жест должен быть включен в какую-нибудь сценку-историю (то есть целостный микроэтюд). |
Замри – запомни, повтори, «оживи» Игровое задание, смысл которого в сигнале-команде «ЗАМРИ», может раздаваться в разные моменты занятий и в самых разных ситуациях. Оно эффективно при перемещениях детей по комнате. Особо полезно подавать эту команду во время заданий на СКОРОСТЬ. |
За себя не отвечаю На занятии с детьми подготовительной группы выбираетсяводящий. Остальные усаживаются в два ряда напротив друг друга, парами. Водящий идет между ними и задает любые вопросы кому-то из сидящих то с одной стороны, то с другой. Но отвечать на вопрос всегда должен только сидящий напротив. |
Игра в «завершения» Играющие встают (или садятся) вкруговую. Один из них скандирует:”Из кармана у Аркашки Вечно сыплются БУ…”Остальные по эстафете добавляют: “БУмажки, БУкашки БУлки и т.д.” |
Испорченный телефон Вариант известной детской игры. Вся подготовительная группа расставляют стулья в два ряда (с расстоянием одного-двух шагов между рядами). Когда они рассаживаются, то получается две команды. Задача каждой команды как можно быстрее, начиная с первого стула в ряду (или с последнего – на следующий кон), передают заданное слово: шепотом, на ухо один другому так, чтобы все в ряду-команде по цепочке получили и передали одно и то же слово. |
Каравай – см.: Хороводы |
Клубок Старинная подвижная игра с пением. Все стоят цепочкой, взявшись за руки. Один конец цепочки неподвижен. Вокруг него клубком плотно закручивается нить цепочки под непрерывное пение участников. |
Коза – см.: Хороводы |
Колпачок – см.: Хороводы |
Костюм-превращение Детям предлагается «нарядúться». Детали для ряжения могут быть и реальными, и частично воображаемыми (в театральной педагогике сказали бы – «на память физических действий»). |
Кузовок – см.: Эстафета |
Кувшинчик В эту народную игру хорошо играется на свежем воздухе. Записана она была фольклористами в Смоленской области. Один из участников игры – водящий. Он берет мяч – «кувшинчик» – и, ударяя им о землю, скандирует… |
Летает – не летает Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол. Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол. Дети должны делать то же. |
Ловить зверюшку Исполнители по очереди «тянут» билетики, в которых изображено (схематично «от руки», или с помощью вырезанной из какого-нибудь глянцевого журнала красочной фотографии или рисунка профессионального художника), кого они должны ловить… |
Мéриться на палке – см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) |
Метка – см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) |
«На кулáчках» – см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) |
На память физических действий (ПФД) Ребёнок, вышедший на сценическую площадку (например, на середину ковра в комнате, где проходят занятия) начинает выполнять манипуляции с воображаемыми предметами, то есть действует точно так, как если бы он действовал с реальными предметами. |
На 5 органов чувств Сценки-этюды можно задавать на одно, два, три, четыре, пять «чувств». Выдумывать место и обстоятельства действия каждый может сам, главное требование – чтобы по правде «прожить» кусочек выдуманной истории. |
Объединение в «малые группы» – см.: Деление на команды |
Одно и то же по-разному Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т.д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать. |
Озвучивание иллюстраций, картинок, кадров из мультфильмов Более сложными являются картинки, озвучивая которые, можно сыграть диалог из уже знакомой сказки или рассказа. Зрители же в это время… |
«Ой, ребята-кавалеры» – см.: Хороводы |
Откуда и куда (почта) Каждый из присутствующих громко называет какой-нибудь город или другой известный всем собравшимся населенный пункт (например, соседний поселок или хутор). Надо только, чтобы выбранные названия не совпадали у разных игроков. |
Паучок – см.: Хороводы (Колпачок) |
Письмо из букв Деловито-игровая переписка детей друг с другом по простым и нехитрым поводам своей жизни на занятиях: «З.Д.» – завтра дежурство, «Я Б.Т.» – я боюсь темноты. |
По алфавиту Когда в подготовительной группе все дети знают имена друг друга и многие из них знакомы с буквами или даже уже читают по складам, на доску вывешивается большая таблица с алфавитом. Все дети объединяются в две команды. По сигналу воспитателя каждой команде предлагается выстроиться в ряд по алфавиту первых букв своих имен. Кто быстрее? |
Полетушки – см.: Летает – не летает |
Помощь в превращении Если стул кто-то из детей превращает в мотор автобуса, то те, кто рядом могут стать пассажирами, кондуктором или слесарями в автопарке и т.п. |
По правде и понарошку Игровое задание рассчитано на детей подготовительной группы. Заключается оно в том, что сначала выполняется реальное дело – например, искать спрятанную в комнате ленточку или небольшую игрушку. Затем всё это делается «понарошку», то есть выполняющий, зная, что предмет не спрятан, всё же пытается его искать так же, как искал по правде. |
Почта – см.: Откуда и куда |
Превратился сам Группке детей (3-4 человека) предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, овощи, ягоды, фрукты, хлеб и т.д. Превращения можно задавать в такой форме: «Мы входим в … (пауза, собирается внимание) …спортивный магазин. Раз… Два… Три!..». |
Превращение комнаты Игровое задание превратить комнату во что-то другое выполняется за счет правдивого исполнения соответствующих действий. Ребёнок что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а, например, лес или вокзал… |
Превращение предмета «Превращая» карандаш, дети начинают завинчивать шурупы, подпиливать ногти, пускать мыльные пузыри… |
Придуманные разговоры («У дети») Многие старинные игры содержали придуманные на ходу диалоги-импровизации. До сих пор широко известна игра «Бояре» |
ПФД – см.: На память физических действий |
Разведчики (связаться глазами с партнером) Каждый ребёнок по сигналу: «Связывается глазами!», – не сходя с места, находит того, кто смотрит именно на него и тогда они «сцепляются» друг с другом своими взглядами. |
Разрезанная открытка – см.: Деление на команды (объединение в малые группы) |
Разыгрывание фантов – см.: Выкуп фантов |
Рассказ по карточкам Дети изготавливают карточки. На каждой из них они приклеивают изображения предметов (сумка, холодильник, форточка и т.п.) и действий человека (идет, бежит, плывет, спит, говорит [по телефону] и т.д.). Все карточки складываются в кучу (шапку), перемешиваются, и каждый играющий вытаскивает по одной или две карточке. |
Рассказ-рисунок о том, что вижу Воспитательница просит описать то, что находится у неё за спиной так, чтобы она хорошо себе представила, а затем, при проверке «своими глазами», не увидела ничего нового. Ничего из того, что не было бы названо детьми. |
Растеряхи (змейка) Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят. Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собой всю змейку… |
Речь на цифрах (истории в цифрах; изложение и сочинение историй; вольный перевод) Ведущий (воспитатель или один из детей) рассказывает в числах небольшую историю («Раз два три, четыре пять: “Шесть семь восемь Девять?”. Десять одиннадцать – двенадцать тринадцать. Четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать: “Семнадцать!”» |
Рифмы на «-ок» – см.: Эстафета |
Руки-ноги Все дети стараются безошибочно выполнять простые движения по сигналам воспитателя: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. |
Ряжение – см.: Костюм-превращение |
Связаться глазами с партнером – см.: Разведчики |
«Сиди, сиди, Яша» – см.: Хороводы |
«Сижу, сижу на камушке» – см.: Хороводы |
Сказки на татабарском языке – см.: Речь на цифрах (история в цифрах; изложение, сочинение историй; вольный перевод) |
Скороговорки – см.: Эстафета |
Слова на одну букву Традиционная игра с детьми. Начинается со слов: «Здесь, вокруг нас…», «я вижу…», «на пароход грузили… (или выгружали)», после чего перечисляются слова, начинающиеся с какой-то добровольно выбранной буквы. |
Слухачи Выбирается водящий (или команда водящих из трех-четырех человек), и он (или они) выходят из помещения. Остальные играющие задумывают слово, например: бумага. Выбирается известный мотив – один на всех. Когда водящий (или водящая команда) входит, то одна группка поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая – «ма-ма-ма-ма-ма»… |
Слушать за окном, за дверью По заданию воспитателя все сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах улицы, или коридора, или верхнего этажа и т.п. В каждом случае всё услышанное участники по очереди перечисляют (добавляя) и объясняют. |
С миру по букве Задание заключается в следующем: какая команда сумеет за одну-две минутки сочинить более или менее связное предложение, в котором как можно больше слов были бы на определенную букву. |
Составь слово Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, а также в собирании и чтении слов на скорость. |
Сочинение (или изложение) историй – см.: Речь на цифрах (истории в цифрах; вольный перевод) |
Сочинение историй-сценок с костюмами Называется или выбирается два-три персонажа-костюма, дети выдумывают историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы сценка игралась с минимумом слов, весь упор – на происходящее действование каждого из исполнителей. |
Спецы и небывальщина Играющие садятся в круг. Каждый выбирает себе специальность: шофер, учитель, швея, художник, врач, аптекарь, космонавт, балерина и т.д. – и объявляет её… |
Спор предлогами Игры в предлоги – у, с, к, в, о, за, под и т.д. – всегда вызывают у детей активный интерес и удовольствие. Об одной картинке между 2-3 группками разыгрывается «спор»: |
…место водящего занимает тот, на ком слово отгадано. Но перед этим он платит. Так же делается и в том случае, если кто-то, отвечая, ошибётся… |
Традиционная детская игра, в которой все участники отходят от к противоположной стене и встают за черту. Ведущий отворачивается от них… |
Угадайка Ведущий загадывает или какой-нибудь всем известный предмет, или географическое название, или фамилию знаменитого человека. Остальные пытаются угадать задуманное, задавая вопросы, на которые угадавший отвечает лишь «да» или «нет». |
«У дети» – см.: Придуманные разговоры |
Фраза (предложение) с заданными словами Ведущий называет любой набор слов: «Лестница, человек, часы» или «Течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участникам предлагается составить фразу (единую смысловую картинку), в которой были бы все заданные слова. |
Ходить след в след Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди тебя. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Так идет вся цепочка. Для оправдания можно выдумать, что идем через болото, или по грязи, или через ручей по камням, тогда можно не просто идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу. |
Хороводы Раньше хороводы, как говорили деревенские старожилы, не «водили», а «играли». Специалисты же, обращая внимание на какую-то одну (редко две) стороны хоровода – кто на музыкальную, кто на поэтическую, кто на хореографическую, – по сути дела, оставляли в тени сторону игровую. |
Чтение с эхом – см.: Эхо |
Штандер – см.: Кувшинчик |
Шумы Дети определяют, «где это было», по тем шумам, которые издают два (или один) невидимые зрителям «звукооператоры». Изобразить какую-то жизненную картинку, эпизод, обстоятельство только с помощью воспроизведения соответствующих звуков, увлекает многих детей. |
Эстафета Все участники эстафеты садятся в большой круг. По сигналу воспитателя они по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Порядок вставания можно менять… |
Эстафета считалочек – см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) |
Эхо Присутствующие отвечают на звуки ведущего (воспитателя или одного из детей) дружным эхом. Например, на хлопок взрослого детям удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всей группы. |
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников