меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Праздник ОСЕНИ (д/с + родители)

Сам себе РЕЖИССЁРОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ

Дом культуры «Северное Чертаново» (Москва)
ГБОУ д/с №1742 компенсирующего вида

Чем репка, свёкла и редька по вкусу отличаются?

Об осеннем празднике для дошколят и их родителей

Михалёва
Елена Владимировна

социальный педагог,
руководитель студии русской традиционной культуры «Воскресение»,
руководитель клуба «Кому до 3-х»

Несколько слов о себе

Русской традиционной культурой увлекаюсь давно. Была участницей молодёжного фольклорного ансамбля. С конца девяностых стала заниматься с детьми.

В 2009 году пришла в «службу ранней помощи» детского сада компенсирующего вида №1742, где веду фольклорные занятия с подготовительными группами.

Занятия проходят в помещении групп. К детям на занятия я прихожу в обычной, но длинной юбкеи в традиционном платке. И при мне всегда настоящая балалайка.

А  вот на праздники я прихожу в традиционном костюме Верхнеокского региона (см. фото). Который выткала, сшила и вышила я своими руками, как это раньше делали  крестьянки в своих деревнях.

Тематика занятий соответствует народному календарю:

Осенины, Кузьминки,
Святки, колядки, пряники печём,
масленичные забавы, весну закликаем,
Пасху красную встречаем, яички катаем, в колокола звоним.

Вот и на днях у нас в  трёх подготовительных группах детского сада прошёл праздник. Посвящён он был осеннему урожаю. А назывался – «Капустником». Потому что по задумке праздник заканчивался изготовлением салата из капусты и морковки.

Долго и основательно

Но всё по порядку. К празднику мы готовились долго и основательно. Потому что детки у меня не простые, с нарушениями интеллекта…

Хотя это совсем не мешает им быть и такими чудесными и такими непосредственными.

Прихожу я к ним 2 раза в неделю  на 20 минут (а иногда и на 30 – как получится). Прихожу, чтобы поиграть с ними в русские народные игры, затеи, развлечения.

Среди народных игр я для каждой очередной встречи подбираю такие, чтобы среди них были и на внимание, и на ритмичность, и на координацию в пространстве. Большинство игр у меня с певческим сопровождением. С началом игры я, играя на балалайке, затягиваю нужную попевку. И детишки, с первых звуков включаясь в ритмически повторяемое подтягивание мне,  начинают запоминать и мелодию заклички-запевки и её слова.

Из платочков в узелковой технике

«Капустник» мы проводили в октябре, а готовиться начали с сентября. На занятия я приходила с корзинкой. В ней лежал какой-нибудь овощ, про который детям будут загадываться народные загадки.

Так как у моих деток не вполне развито наглядно-образное мышление, то загадки должны быть не особо трудными. И отгадки должны быть  подкреплены в виде картинки или самого предмета…

А происходит это у нас так. С собой на занятия я беру Кулёму.

Это такая кукла, сделанная  из платочков в узелковой технике.

Кулёма загадывает детям загадки. Она же и угощает всех желающих детей отгадкой!

Например, на занятии звучит одна из таких загадок:

– Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковка)

– Сто одежек и все без застежек  (Капуста)

– Сама кругленькая маленькая с хвостиком, но не мышка (Репка)

Когда дети отгадывали ответ, из корзинки появлялся настоящий овощ. И дети все вместе начинали его рассматривать, ощупывать, обсуждать между собой.

 Вкусовые подкрепления

А на одном из занятий, Кулёма вынула из корзинки не один овощ, а целых три! Друг на друга похожих.

 Это были свекла, редька и репка. И всем стало интересно узнать, какого же они цвета внутри? Тогда я достала ножик и стала отрезать маленькие кусочки. Тут же детям захотелось отведать, каковы они и на вкус…

Когда все желающие утолили своё любопытство, то группа принялась обсуждать свои вкусовые впечатления…

Надо отдать должное, некоторые из  детей уже хорошо знали эти овощи. Но не все. Поэтому им было о чём друг с другом поговорить…

Потом мы вспоминали сказки, где упоминался огород. Или различные овощи. Многие конечно вспомнили сказку репку. Вспомнили и бабку с дедкой. Тогда Кулёма предложила им поиграть в игру «Редьку».

 Ряженая «Бабка»

Для проведения этой игры нужна переодетая «Бабка». Каково моё было удивление, когда все мальчишки наперебой начали кричать, что хотят переодеться в «Бабку».

Пришлось считалкой выбирать.

Конь ретивый

– с длинной гривой.

 Скачет по полям

– тут и там.

Где проскачет он,

– выходи вон.

Таким образом «Бабка» выбрана была у нас без споров и обид.

Повязываем на голову «Бабке» платочек. За ней в линию друг за другом выстраиваются игроки (на занятиях – дети, а на праздниках – вместе с ними встают и взрослые – см. фото). Все игроки держатся за пояс соседа – это грядка, на которой растут «редьки».

Вода (которой конечно бываю я сама) ходит вокруг грядки. Её караулит «Бабка» – стоит впереди. Я пою (желающие подпевают – повторю, что ничего заранее мы не учим, перенимаем «из уст в уста»).

Бабушка,бабушка, продай редечки. [2 раза]
Редечка сладенечка, бабушка добренечка.

«Бабушка, дай редечки!?»– Громко и жалобно просит водящий (то есть я)

«Бабка» отвечает: «Не дам!»

Тогда опять поём попевочку и спрашиваем. И так до тех пор, пока «Бабка» не скажет: «Бери!» (как правило, после двух-трёх просьб).

Тут «Бабка» отходит, а водящий берёт первого стоящего в «грядке» и тянет его «из земли». А так как стоящий за ним держит его за талию, то «редька» не вытягивается.  Или вытягивается не сразу. Или «вытягивается» часть звена игроков, то есть сразу несколько «редек». Такое происходит по тому, что кто-то плохо держал или у кого-то руки послабее, вот он и отпустил…

Победа! Кого вытащили из грядки, становятся за водящим и в следующий раз они помогают ведущему тянуть новую «редьку».

 «Кого любишь, поклонись»

И еще в одну игру мы часто играем на наших занятиях. Только она «круговая». Называется «Заинька».

Выбирается зайка (песенной считалкой). Он пытается выпрыгнуть из хоровода. А  все остальные, стоящие в хороводе, – ВОРОТА. Хоровод, поднимая руки, «открывают» ВОРОТА. А опуская – «закрывают», не давая зайцу выпрыгнуть из круга.

Тогда зайчик в соответствии с текстом песни прыгает в серединке хоровода и, кланяясь, выбирает другого зайца.

А припевка в «Заиньке» поётся такая:

Заинька беленький,
Заинька серенький.

Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.

Есть города турецкие
Замочки немецкие.

А прыгает зайка на следующих словах

Ну-ка, зайка скоком боком
Перед нашим хороводом.

Ну-ка зайка повернись
Кого любишь, поклонись.

 «Вейся, капустка»

Но вернёмся к рассказу о нашем «Капустнике». На праздник были приглашены родители, родственники и друзья. Сначала мы с ними затеяли все те игры, в которые играли на занятиях.

После РЕДЬКИ выяснилось, что у бабки на огороде растет не только редька. Ещё есть и КАПУСТКА.

Как же на празднике не поиграть в игру, которая оказалась  не только интересной, но и «на разгадку» вкусной. (Однажды занятие, только-только начавшись, чуть не свелось к дружному поеданию капусты. И дети согласились играть дальше, только после обещания оставить им в группе этот кочан на растерзание во время обеда.)

А происходит игровое действие так. С началом припевки все игроки берутся за руки.

Вейся, вейся капусточка
Завивайся белой кочешок.

Под припевку игроки единой цепочкой двигаются по спирали вслед за заводящим, закручиваясь как велок капусты. Когда «велок» становится упругим и крепким, текст припевки меняется:

Развивайся, капусточка
Развивайся белой кочешок.

Раскручивает «велок» тот, кто стоит самым последним в этой цепочке. И он может раскручивать как угодно: или по спирали, а может и змейкой провести всех за собой по комнате. Но в конце всем нужно очутиться в большом едином кругу.

Фольклорные игры: Капустка и Заинька (проводит Михалёва
Елена Владимировна, д/с №1742, Москва, 2011)

 

Дегустация с закрытыми глазами

Но особо долго играть – не с руки, ведь пора было и к «главному делу» переходить.  И началось оно с мытья рук!..

А продолжилось … угадыванием на вкус (с закрытыми глазами!) названия всех тех овощей, которые были припасены для приготовления салата.

После очередного мытья рук наконец-то дети приступили и к нарезанию. Работа кипела.

 

Нарезанное дети складывали в одну общую миску.

Сколько же было детского удовольствия от совместного процесса мятья капусты…

 

И вот салат готов.

– Приятного аппетита!

 «До свиданья три раза»

Но перед тем как им сесть с родителями за «праздничный стол», я прощаюсь с гостями и с детьми. И делается это так. Ладошка – на ладошку:

До свиданья,
До свиданья,
До свиданья
Три раза,

А ещё раз до свидания
Ваши добрые глаза.

И конечно же преподношу всей группе в подарок целую корзину осенних даров.

Вот такой в октябре месяце получился у нас праздник. После которого мы тут же стали готовиться к следующему…

 

Сам себе РЕЖИССЁРОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Праздник ОСЕНИ (д/с + родители)

  • Оксана Полякова

    Елена Владимировна, ах СПАСИБО Вам какое! И подход, и слог и затеи фольклорные мне Ваши очень нравятся! Пишите ещё и про другие праздники. А может у Вас и ресурс какой есть, например, в Вконтакте или ФейсБуке? Я бы чаще Вас читала. Стишки Ваши, запевки буду детям петь, играть.
    Спасибо и удачи Вам!
    Оксана

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика