Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Химия: «ЗА УГОЛ» (10кл)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК

АЛКАНЫ ЗА УГЛОМ

и л и

Про учительские хождения
«по мукам дидактики»

в поисках ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА
социо/игровой «режиссуры урока»

О серии уроков по заданию №1 для экспериментальных площадок в 2013/14 уч.году,
проведённых в 10 кл
учителем химии

ЗЛОБИНОЙ
Галиной Петровной

Лицей 1, г.Салават; ноябрь 

 с  о  д  е  р  ж  а  н  и  е

1. Введение в курс дела с сылкой на текст ЗАДАНИЯ-Телеграммы №1 для учителей-экспериментаторов в 2013/14  уч.году 

2. «Про хождение» 10-го класса (но не за угол, а по кругу). Письмо-отчёт Г.П. Злобиной о сдвоенных уроках в двух подгруппах 

2.1. Начало урока в первой подгруппе (химико-биологической)
2.2. Начало урока во второй подгруппе (физико-химической)
2.3.«Руки-ноги» для окончательного запутывания
2.4. «Ой, мы это задание уже второй раз делаем!»
2.5. «Ну, пжжжжа-лста!..»
2.6. Можно ли войти в одну и ту же реку?..
2.7. Перечень заданий

3.  Фрагменты из переписки учителя-экспериментатора с научным руководителем

3.1. Из краткого ответа (по e-mail) научного руководителя
3.2. Из ответа (по e-mail) учителя-экспериментатора
3.3. Методические фантазии научного руководителя по возможному проектированию интерактивной режиссуры олимпиад по химии в XXI веке

4. Новый заход в освоении технологии «За угол». Письмо-отчёт Г.П. Злобиной о взятии новых образовательных рубежей 

◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊

 .

 .

1. Введение в курс дела с сылкой на текст ЗАДАНИЯ-Телеграммы №1 для учителей-экспериментаторов в 2013/14 уч.году . 

Г.П.Злобина (учитель химии, Салават, Лицей №1): 10 класс профильный, «сборный», из разных школ и даже близлежащих городов. Ученики прошли отбор в виде экзаменов и собеседований, в итоге получился – как получился – класс:  в меру мотивированные на учебу, в меру не умеющие самостоятельно учиться, в меру ленивые, в меру мечтающие об успехах, но не представляющие, что к успеху нужны ещё и собственные усилия, а не только усилия учителей, амбициозные, очень индивидуальные и осторожные, не умеющие, мне показалось, сотрудничать.

Из Москвы приходит задание для экспериментальных площадок [открыть в новой вкладке]. Идти с ними «за угол»? Но я так и представляю, как половина по дороге потеряется. А остальные скептически будут смотреть на меня: это ещё зачем?

Помогли решиться коллеги из бывшей гимназии, работающие в этом же классе. Они первыми попробовали «игры» и сказали, что даже слезы были на уроке при работе в группах. Но про это они сами напишут.

 .

2. «Про  хождение» 10-го класса (но не за угол, а по кругу). Письмо-отчёт Г.П. Злобиной о сдвоенных уроках в двух подгруппах 

 .

2.1. Начало урока в первой подгруппе (химико-биологической)

Итак, урок химии по теме: «Обобщение по теме Алканы». В расписании мои занятия по подгруппам, двухчасовые (уроки спаренные).

1-я подгруппа (химико-биологическая) 9 человек, двое отсутствовали по болезни.

Начало урока: я сообщаю, что сегодня мы немного попробуем пошалить. Для этого «постройтесь, пожалуйста, по дате рождения. Но только наоборот – от маленьких к большим».

У этой подгруппы всё очень быстро получилось. Вообще, темп «на разминке» сразу был очень большим: «колечки» по хлопкам. Четыре захода – по двое, по четыре ( я была тоже в «колечке»), по трое, снова по двое… снова построились – посчитались на «первый-второй». В результате получилось две команды – три  человека и четыре.

2.2. Начало урока во второй подгруппе (физико-химической) 

На следующий день – 2-я подгруппа (физико-химическая). В ней 16 человек. К тому же в тот день все уроки в лицее были сокращенные (по 30 минут). Но начало урока было точно таким же, как накануне.

Очень долго (пять минут!) решали, кто  и где должен стоять. Наконец, кто-то из ребят скомандовал:
– Сядьте все, я буду называть год и месяц, а вы выходите в круг.
Так, без веселой суеты, в тишине все послушно построились…  

Начались «Колечки». У них они были первый раз.  

Я очень быстро хлопала, что у детей вызвало непроизвольное оживление. Ввожу «препятствие»:
– Каждый новый кон-колечко: слева-справа – сосед другой…
Хотели было договариваться с приятелями – но не успевали за хлопками. Стали хохотать…

И мне удалось увидеть момент, когда колечки стали возникать не по меркантильным ученическим интересам «Сидоров-отличник, я с тобой!», а более или менее неожиданно. Из приезжих и местных ребят вперемешку.

Внезапно «Колечки» замирают:
– Стоп. Вот! Посмотрите друг на друга. Вы команда! – обустройте себе место для работы.

2.3.«Руки-ноги» для окончательного запутывания

Две команды в 1 подгруппе уселись в разных углах класса. Я попросила подойти по одному представителю. Шёпотом, заговорщицки дала задание придумать названия командам из первых букв их имён. И написать на доске (потом, правда, эти названия на доске никак не обыгрались).

Побежали в команды. И по инерции тоже шепотом стали, подхихикивая, обсуждать. Через минуту появились: «КККА» и «ЕВА».

Прошу снова новых посыльных к себе. Объясняю суть сегодняшнего занятия:
– На листке очень много заданий разных по характеру и давности изучения (про сложность детям не говорю). Команде можно выбирать для решения любые задания. Но сами решения записывать нужно на большом листе бумаги.

Когда работа начнётся, то через некоторое время (в разгар работы) прозвучит мой хлопок. По нему, оставив своё место с большим листом для решений и листком с заданиями, командам нужно поменяться местами! И продолжить решение того задания, что начали делать сверстники из соседней команды.

Что я хотела: так как заданий много, ребятам приходится, переключаясь, вникать во многие из них и, по возможности, решать их. Если это делать как на уроке – от простого к сложному, будет монотонно и неинтересно. Так думала я.

Ребята-посыльные объяснили командам суть работы. Но вместо того, чтоб начать работу, я снова прошу к себе новых посыльных. И объясняю им правила незнакомой игры «руки-ноги».
– Ну-ка, давайте попробуем!

Звучат хлопки. Взлетают то руки, то макушки…Так увлеченно не играют даже малыши!..

Кто-то, правда, прокомментировал, что дескать, «это, чтоб мы дружнее были…»

2.4. «Ой, мы это задание уже второй раз делаем!»

Начали работу. Лица ребят совсем не напряженные, добрые какие-то, улыбаются.

Пишут решения крупно. Один пишет, другие подсказывают. Правят сообща, прям идиллия какая-то…

Хлопаю – сигнал для переселения. Пересели, обсуждая, где это – «по часовой стрелке» и как идти. 

Очень интересны первые минуты на новом месте – всматривание в решение, написанное на бумаге другими.
– О, только что писали…
– Так я же могу им специально «запороть» задания…
– Мне кажется, нужно было не так…
– Напиши, пусть будет…
– Там «по Зайцеву»…
– Давайте по порядку проверим …
– «Цепочки» – моя слабость…

На 22-й минуте начали выбирать задания. А не по порядку перечисления делать. В учебники полезли…

– Можно в библиотеку за «Ереминым» сбегать?
– Давайте уже задачи решать…
– Переписывай, давай, быстрее…

– Зачем же вы решаете на разных листках? Мы ничего найти у вас не можем! Это одна команда сообразила, разделив между собой задания, стали выполнять их каждый своё…

Пытаюсь вмешаться. Но решаю, что всё равно при проверке все задания будут каждым учеником просмотрены и поняты.

Меняемся уже раз пять (!):
– Почему две моли? Полторы же!
– Коэффициент пропустила!
– Ой, мы это задание уже второй раз делаем!

Звонок с урока.
– Давайте без перерыва!
– Я решила!
– Нет, МЫ решили (жест обхвата всех членов команды)…

2.5. «Ну, пжжжжа-лста!..» 

– Мы эту задачу оказывается уже три раза решаем. Первый раз – неправильно. Второй раз – себе. Третий – другой команде.

– Смотрите, что они наделали! Они опять решают задачу, которая у них уже была решена!

В листах пишут комментарии друг другу:
«Что ты наделала?!»,
«это глупость!»,
«молодцы»,
«нужны алканы»,
«недоделали, на вопрос не ответили»,
«арифметическая ошибка»…

В момент очередного хлопка (для переселения команд):
— Ну, пожалуйста, я только-только стала объяснять… ну, пжжжжа-лста!..
Но я неумолима. Дескать, такие правила…

Проходит ещё 20 минут урока. Менялись ещё пять раз. Ещё раз играли в «руки-ноги».

Моё хождение в команды: сделаны почти все задания. Поменялись так, чтобы обе команды вернулись к своим первоначальным листам.

Зову посыльных: проверяем и оцениваем хорошими словами РАБОТУ своей команды и ВКЛАД команды-противника.

Очень серьезно проверяют. Я вижу, как ребята устали: прошло 65 минут интенсивной работы без фактического перерыва.

Спрашивают, им оценивать результат или работу? Говорю, что и то, и другое. Вот ведь как трудно взять на себя груз ответственности за оценивание! Раздаются реплики:

– Ну-ка, какая там доля «плюсов» и «минусов»? Половина от «пятерки» – это «три с плюсом»! (это как вот?!)
– Ну-у-у, они же стара-а-ались…
– А давайте быстренько к себе впишем это задание, а потом проверять будем…

Но пишут в итоге: «Молодцы, работали хорошо, только медленно»! А другая команда просто четвёрку поставили: «Товарищи, я оглашаю оценку нашей работе!»

2.6. Можно ли войти в одну и ту же реку?..

Что было в физико-химической подгруппе после того, как они поделились на команды (это на второй день)? Из 16 человек у них получилось три команды. С названиями: ФАКАРО, ДАСПАК и РГИЖОАС.

Был один мальчик-новенький, который сначала только смотрел, что делают другие. Но где-то на 12-й минуте всё же начал и реплики в команду подавать…

Одна команда уже на 6-й минуте распределили все задания между собой… И вдруг – возник конфликт, чуть не переросший в драку. Как раз в той команде, в которой разделили задания.

Мальчик-хоккеист очень хотел делать то же, что и другой ученик. Хотел даже приём силовой применить… Но я не заметила, как кто-то из их команды же уладил ситуацию.

Урок прошел быстрее – 50 минут.

Что было хорошего:
– очень много сделали различных заданий, много двигались;
– приходилось переключаться с одного задания на другое, учились работать вместе и не драться при этом (в 10-м то классе);
– учились искать ответ вместе и в дополнительной литературе;
– учились быть честными в работе и щедрыми на отметку и оценку чужого труда.

Что не удалось:
– в двух командах были по пассивному ребенку-наблюдателю;
– хитрили: решали не новое задание, а какое-то из выбранных и себе и двум другим командам (можно расценить, как закрепление пройденного)))

На уроке ученики устали – но это плохо ли? Кто из методистов или  санпинов придумал, что с урока нужно уходить отдохнувшим, а не усталым?

Мне казалось (после урока), что я придумала занятие, когда ребята и друг с другом подружатся, и трудных заданий (относительно трудных) бояться не будут, и со мной другая степень взаимоотношений  наметится (ведь они так безоглядно доверяли мне в игре)… Через два дня был школьный тур олимпиады по химии. Они участвовали все. И абсолютное  большинство, взломав школьную почту и передавая друг другу, списали решение из ключей к ответам.

А наблюдатели и не заметили…
Дружно-то дружно…Да, бесчестно…
Вот и урок…

 2.7. Перечень заданий

А задания к уроку были такими:

1. Общая формула алканов:       1) СnH2n–6  2) CnH2n–2 3) CnH2n  4) CnH2n+2

А2. Атомы углерода в состоянии sp2-гибридизации находятся в молекулах

1) метанола   2) бензола  3) пропана  4) ацетилена

А3. Гомологами являются:   1) циклопропан и пропан  2) этанол и этиленгликоль
3) бутен-1 и бутен-2    4) 2-метилпентан и изобутан

А4. Изомером 2-метилбутанола-1 является:   1) гексанол-1   2) этилпропиловый эфир   3) 2-метилпропанол-1  4) 2-метилбутаналь

А5. В молекуле ацетилена между атомами углерода образуется

1) две π- связи   2) две σ- связи   3) одна σ- и одна π- связь
4) одна σ- связь и две π- связи

А6. Реакцией присоединения является

1) C2H6 + Cl2 —> C2H5Cl + HCl         2) CaC2 + 2H2O —> C2H2 + Ca(OH)2

 

3) C6H6 + CH3Cl —> C6H5CH3 + HCl      4) СH2 = СН2 + HCl —> C2H5Cl

А7. Взаимодействие ацетилена с водой относится к реакциям

1) гидрирования        2) гидратации        3) крекинга       4) галогенирования

А8. По ионному механизму протекает реакция между

1) пропеном и бромоводородом    2) пропаном и хлором    3) пропеном и кислородом            4) метаном и бромом

А9. Для алканов характерны реакции

1) гидратации и гидрогалогенирования      2) гидрирования и гидрогалогенирования

3) галогенирования и изомеризации      4) гидрогалогенирования и дегидрирования

А10. В отличие от пропана, циклопропан взаимодействует с

1) водородом        2) хлором             3) кислородом   4)    бромом

А11. При нагревании ацетата натрия с твердым гидроксидом натрия образуется

1) этан          2) ацетилен               3) ацетон              4) метан

1. Вычислите массу гексана, который может быть  получен
при взаимодействии 9, 42г 1-хлорпропана с 3,22г металлического натрия.

2. Какой объём ацетилена  можно получить пиролизом  10л метана (н.у,)?

3. При нагревании иодметана массой 2,84г с 0,69г металлического натрия получен этан, объём которого при н.у. составил 179,2 мл. Определите  объёмную долю выхода продукта реакции.

4. Технический карбид алюминия массой 20г поместили в воду. Массовая доля примесей в карбиде алюминия равна 10%. Вычислите объём выделившегося газа, приведенный к н.у.

5. Рассчитайте массу тетрахлорида углерода, который можно получить при хлорировании 11,2 л метана молекулярным хлором, объём которого составляет 56л. Объёмы газов приведены к н.у. Массовая доля выхода продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.

6. Рассчитайте массу карбида алюминия, который необходим для получения 5,04 л метана (объём приведен к н.у.), если массовая доля выхода метана равна 80%.

7.  При хлорировании 11,2л метана получено 42,5г хлороформа. Определите массовую  долю выхода продукта реакции.

8. Некоторый алкан имеет относительную плотность паров по водороду 36. Определите молекулярную формулу этого алкана.

9.   Вычислите,  какой объём хлора потребуется, чтобы получить 202г хлорметана (н.у.)

10. Рассчитайте объём хлора, приведенный к нормальным условиям, который необходим для хлорирования 56л метана до хлороформа.

11.  Какой объём этена получится  при каталитическом дегидрировании 44,8 л этана, если выход продукта равен 75%.

12. Рассчитайте массу ацетата натрия и гидроксида натрия, которые потребуются для получения метана объёмом 56л.

13. Природный газ одного из месторождений содержит метан (= 92%), этан ( = 3%), пропан ( = 1,6%), бутан ( = 0,4%), азот ( = 2%) и другие газы ( = 1%). Определите массу органических веществ, входящих в состав 20 л (н.у.) природного газа.Ответ_1_5: 5,3 г Ответ_2_5: 10,1 г  Ответ_3_5: 14,8 г  Ответ_4_5: 20,2 г

14. При сгорании алкана массой 3,6 г образуется оксид углерода (IV) объемом 5,6 л (н.у). Плотность алкана по водороду равна 36. Установите молекулярную формулу алкана.

Ответ_1_6: C2H6        Ответ_2_6: C3H8        Ответ_3_6: C4H10          Ответ_4_6: C5H12

15.  Вывести молекулярную формулу вещества, если оно содержит С ( = 39,97%), Н ( = 6,73%), О ( = 53,3%) и 300 мл паров этого вещества (н.у.) имеют массу, равную 2,41 г.

Ответ_1_7: C12H22O11      Ответ_2_7: C6H12O6 Ответ_3_7: C2H6O       Ответ_4_7: C3H8O

16. Анализ смеси метана и ацетилена показал, что общее содержание углерода в смеси по массе равно 88, 46%. Определите состав смеси в % по массе.

Ответ_1_17:  (CH4) = 30%;         (C2H2) = 70%           Ответ_2_17:  (CH4) = 25,5%;  (C2H2) = 74,5%  Ответ_3_17:  (CH4) = 20,8%;  (C2H2) = 79,2%      Ответ_4_17:  (CH4) = 40%;           (C2H2) = 60%

.

. 

3. Фрагменты из переписки учителя-экспериментатора с научным руководителем

.

3.1. Из краткого ответа (по e-mail) научного руководителя

1. Уважаемая Галина Петровна, очень интересный и урок и рассказ у вас получился.

2. Две реплики про ситуацию на олимпиаде по химии:

а) ученики научились «взламывать почту» явно до вашего урока с «хождениями». Так что ваш урок, проведённый по заданию для «экспериментальных площадок» тут совсем не причём;

б) представим, что только двое десятиклассников (а не все), имея ключи, списали бы, не дав остальным, – было бы лучше? Тут как не верти – проблема организаторов. Если бы другая школа списывала, а ваши на их фоне лопухнулись бы – лучше бы тоже не было.
Это всё иллюстрации к тому, как поколение ищет свои способы выживания в нашем «ветошном мире». И «карты им в руки» – тогда, глядишь, и организаторы в конце-концов поумнеют и олимпиады перестанут быть формальной бухгалтерией…

3. Про две подгруппы: не ясно как же шёл урок во второй подгруппе. То есть что удалось повторить, а что нет (ведь это принципиальный вопрос для любой технологии, включая обучающую)…

4. В конструкции рассказанного урока не хватает «последнего штриха», от которого «сдвоенный урок» смог бы трансформироваться в самую настоящую «экскурсию ЗА УГОЛ».
Позволю себе пофантазировать (предаться маниловщине). И тогда, например, после того как класс прорешал все задания (в вашей режиссуре), каждая группа посредством жеребьёвки получает из одной стопочки по одной из решённых задач и одному «теоретическому» вопросу (из тех, что в перечне с маркировкой А). А из другой – сектор школы (фойе; 2 этаж; актовый зал; лестничные пролёты; и т.д.). И через 9,5 минут (ровно!) приносят свои найденные ИЛЛЮСТРАЦИИ к тому, что им досталось (чем больше, тем лучше).
Когда все принесут, капитан (или «посыльный») вместе с информацией, которая была собрана его командой, переходит в одну из других команд и они отправляются уже на 5,9 минут (ровно!) принимать качество найденных иллюстраций (чего угодно: веществ, процессов, соотношений, символов, буквенных обозначений).
Когда все СУДЬИ вернутся в класс, им нужно, объединившись со своим капитаном (или «посыльным»), составить обстоятельную рецензию с указанием имеющихся плюсов в работе проверяемой команды и уточнений-исправлений допущенных погрешностей. И с добавлением своих собственных возможных вариантов (вполне вероятно, что дописывать им придётся дома, то есть технология будет разрастаться как снежный ком)…
В результате всех этих «крутых поворотов» итоговая оценка в журнал будет ставиться именно за содержание рецензии (глубине, точности и справедливости – при согласовании с учениками, которых проверяли эти судьи)…
Правда, подобная технология получается уже для нескольких уроков, которые выстраиваются в некий интерактивный цикл (что в научной жизни совсем не редкость, если мы готовим учеников именно к ней)… 

Жду очередных весточек (и рассказов ваших коллег)
Вячеслав Букатов

3.2. Из ответа (по e-mail) учителя-экспериментатора

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!
Понимала сразу, что нет завершения, но – ученики устали.
Рецензии-заключения в виде отметки-оценки они писали же сразу – но из-за отсутствия времени всё скомкалось.
Теперь если только другой раз (уже времени много прошло).
И не совсем сама представляю, что может быть иллюстрацией к решению задач. (…)

С уважением
ЗГП

 

3.3. Фантазии научного руководителя по возможному проектированию интерактивной режиссуры олимпиад по химии в XXI веке

 

Извините за «телеграфный стиль». Возвращаюсь к теме «завершающего штриха», то есть к затяжной технологии «за угол», в которой можно увидеть некий прообраз будущих олимпиад.

Итак, уроков должно быть 2 по 2. Другими словами – день «погружения». То есть своеобразная «олимпиада», состоящая из двух частей.

Сначала в первой части все всё прорешают (как это было вами замечательно сконструировано) и свои рецензии-отписки накалякуют.  Сиречь – вымотаются (как вы совершенно справедливо заметили). Но вот именно тогда то и начинается ТВОРЧЕСКАЯ часть…

Вот вы пишите, что не представляете, как иллюстрировать задачи – превосходно! Вот они пусть и ищут. Мы их для того и вымотали, чтоб от разных банальностей освободить. Так сказать: Tabula rasa.

Уверен, что какие-то решения в каждой команде наверняка появятся. Может быть всё начнётся с весьма примитивного иллюстрирования отдельных слов:

 нагревание,взаимодействие     выгоревшие шторы 

объём      помещение

Может быть кто-то додумается и до часто упоминаемого в задачах КИСЛОРОДА. А проверяльщики, скажем, потом придерутся: а где доказательство, что тут в воздухе есть КИСЛОРОД. Впопыхах кто-то может вспомнить (или заново сочинить) опыт выделения кислорода.  А если судьи  будут придираться, то и провести его (конечно, скорее всего уже в классе)…

То есть я предлагаю организовать конструкцию, рассчитанную на ВОЗГОНКУ креативности. То есть на стимуляцию, упрочение, расширение и углубление творческого самоутверждения учеников…

Особо подчеркну, что львиная доля подобного самоутверждения по моим расчётам возникла бы именно при судействе и рецензировании (когда команда, поняв, например, что она лопухнулась, будет стремиться взять реванш то в судейской прозорливости, то в поучениях-наставлениях. То есть реабилитировать себя в своих советах (задним умом), как же другим на отведённым им участке нужно было поступать, что открывать, куда смотреть, что доказывать.

Именно тогда в головах учеников и открылся бы «гамбургский счёт» креативности…

Отмечу, что вполне возможно, что и второй пары может не хватить. Зато вот это была бы ОЛИМПИАДА по химии! И никакой взлом почты ей не был бы страшен… И к окончательному итогу все бы чувствовали свою собственную причастность: свой вклад, своё отношение и своё принципиальное согласие (а не прихоть кого-то из проверяющих, или лёгкость почты для взлома…).

Но о подобной позиции участников олимпиады можно только мечтать… Или, невзирая на обстоятельства, потихоньку что-то делать, по шажку приближая далёкое будущее…

Большое спасибо, Галина Петровна, за чудесный повод пофантазировать о режиссуре будущих олимпиад. Я сначала думал, что раз объём времени для осуществления задуманного требуется слишком большой, то всё – «коту под хвост». Хотя чутьё подсказывало, что не стоит «пороть горячку» и выкидывать методические фантазии в корзину для мусора.  Пусть в привычную учебную пару и не влезает, но что-то перспективное в этом есть…

А потом понял, что это изюминка этих методических конструкций в том, что у детей организуется «второе дыхание». И тогда уж точно: поди туда – не знаю куда… Правда, тогда вся загвостка будет в том, чтобы нам – взрослым – не бояться скатываться к идиотизму. Потому что именно тогда никаких отступлений от ныне существующих сценариев проведения стоеросовых олимпиад у нас в головах уж точно ни за что в жизни не появится…

Вячеслав Букатов

.

.

4. Новый заход в освоении технологии «За угол». Письмо-отчёт Г.П. Злобиной о взятии новых образовательных рубежей 

Спустя пару недель, ощущая какую-то незавершенность занятия (и по совету Вячеслава Михайловича), мы с 10 классом вернулись и к командной работе, и к «хождению за угол». Вот что получилось дальше.

В группе химиков-биологов  (9 учеников) мы не стали вспоминать, кто с кем был в группе. Ребята сидели на двух рядах, оказавшись одни – в белых рубашечках – «белорубашечники», другие – в пиджаках – «чернорубашечники».

 ◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊

Посыльные тянут жребий–задачу:

– Определить строение непредельного углеводорода с открытой цепью углеродных атомов, на полное каталитическое гидрирование 1,62 грамм которого потребовалось 1,344 л водорода (н.у.). Исходный углеводород широко используется в промышленности для производства каучука.

– Алкен неразветвленного строения содержит двойную связь при первом углеродном атоме. Образец этого алкена массой 0,84 грамм может присоединить 1,6 грамм брома. Установите строение алкена.

–  Определите алкен, если известно, что 1,4 грамм его может обесцветить 107 грамм 3%-го раствора брома.. 

На моем столе ещё лежат листочки записью вниз:
– Под лестницей запасного выхода на площадке технического этажа справа
– Под лестницей запасного выхода на площадке технического этажа слева
– Библиотека первого этажа, холл

Объясняю «посыльным», что решать задачу нужно командой. И там, где указано в жребии. А по дороге им нужно найти все вещества и объекты, имеющие непредельный характер.

По возвращении – записать решение. И рассказать о своих находках. И ответить на все вопросы другой команды. И доказать свою правоту.

Шепчу посыльным, что все эти условия нужно донести до каждого из членов команды. Советуемся о времени. Семь минут хватит? Останавливаемся на 9-ти.

Пулей летят из кабинета со словами «По дороге расскажу!» В дверях командный заводила поворачивается и кричит ученикам другой команды: «Мы – направо» ( «библиотека» не выпала никому).

Девять минут тишины и пустоты в кабинете. «Белорубашечники» вернулись первыми. Уселись в кружок. Продолжают обсуждать. То ли – решение, то ли – про вещества.

Спустя пару минут (выяснилось, что часы были разными) вернулись «чернорубашечники». По жребию решаем, кто выступает первыми.

Сначала решение задачи, где про каучук. Она оказалась трудной в плане, а сколько молей водорода присоединялось? Пытались сменить жребий – «мы не готовы». Но всё-таки принялись решать у доски.

На второй доске соседняя команда принялась записывать своё решение. Пока не представляя его на суд.

  ◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊

Очень интересно решалась задача про каучук. Вот, что раздавалось у доски:

– «Аш» – сюда!
– Ага, по Марковникову…

– Объясните мне, откуда «n», только что «икс» был!
– Сотри!
– Зачем стёр?

– Алкин не может полимеризоваться, что ты пишешь-то?

– При чем тут полистирол?
– Отдай ей мел!
– Я не буду!
– При чем тут полистирол?!
– А это для второго задания…

Та команда, что уже написала своё решение – с интересом наблюдали за записью на доске противников. Потом как-то незаметно так включились в их работу, что невольно стали давать деловые советы.

И в результате задачу решили все вместе. Поэтому вопросов по решению задачи не оказалось.

Непредельные вещества и предметы с их использованием:
полипропилен – обложка учебника,
полистирол – двери и рамы,
поливинилхрорид – кожа искусственная, каучуковые уплотнители в стеклах, средство для мытья окон (техничка стёкла протирала)…

Второй час – вторая половинка класса (физико-химическая). 16 человек поделились так, как сидели. Три ряда – три команды: «Винегрет», «Баклажан» и «Сок» (после обеда в столовой).

Также три жребия-задачи. Посыльные уводят команды. Но получилось как-то смешно – уходили со всеми вещами. И с рюкзаками, и со «сменкой». Получилось долго (две минуты)– я не вмешивалась…

Удивлялись – «ГДЕ-ГДЕ решать будем?», «А у всех задачи одинаковые?», «Не-е-ет?!»

В коридоре (двери стеклянные – мне видно) очень долго решали, где «лево-право». Потом кто-то сказал «Мы – сюда». Разбрелись.

Вернулись практически одновременно. По жребию решаем, кто первым представляет «на всеобщий суд» своё решение.

Опять получилось, что всё про тот же каучук. Решали ещё дольше и проблемнее. Минут 10 ушло у команды «Сок» на её решение.

В команде сразу два решения предлагалось. Света-физик упорно настаивала на своем (неверном) варианте. И «продвигала» свою версию решения тем, что постоянно стирала уже написанное другими.

Но вот в команде находят компромисс. Света сдаётся… Уже готовое решение на доске – и снова Света всё стирает. Опять начинают  яростно обсуждать.

Олеся отбирает мел – и пишет верное решение. Но теперь Дима, убежденный  прежде Светой, ещё раз стирает всё с доски! И вдруг Света решает всё верно. Со словами «Вот я торомоз!»…

Начинают считать – делают арифметическую ошибку. Пытаются подогнать – «зрители» возмущаются. Считают снова – находят ошибку.

Всё это время Аня (очень средних способностей ученица) молча и просто с обожанием переводила взгляд со Светы на Олесю и на Диму. Я не знаю, что у неё было в сознании. Я просто всё это время зачарованно наблюдала.

Зато наконец-то начали объяснять другим. Да как – дружным хором!

  ◊◊ — ◊◊◊ — ◊◊

При решении других задач таких забавных моментов не было. Когда решали, кто пишет на доске решение, услышала диалог:

– Я боюсь идти к доске!
– Ты не представляешь, как Саша-то боится! Но – пишет же!
– Алкин не может полимеризоваться, что вы написали?!
– Так тема-то последний раз была «алкины»!
– Там дибромалкен получается

– Покрышки.
– Где это в библиотеке вы покрышки увидели?
– А мы в окно смотрели!
– Клей ПВА!

Ещё очень интересно задавали вопросы друг другу:
– А скажите-ка, отчего это у вас и двойная и тройная связь в одном веществе?

– Существует мнение, что гидрирование идёт легче в 1,4, а не в 1,2-положения, отчего тогда вы не учитываете этого?
– Я вот не понимаю, как идет полимеризация, не могли бы пояснить?

– Мне кажется, что по лицу Галины Петровны вы пытаетесь угадать правильность своих утверждений.
– А вы могли бы привести качественную реакцию на непредельность со шлангом? А как?

В общем, долго так «прикалывались» друг над другом. Но – по делу. Мне понравилось.

Вот как-то так мы поставили точку в выполнении задания для «экспериментальных площадок». Или многоточие, скорее.

Главный «плюс» – мы не боимся ни друг друга, ни доски (мне так кажется). Стандартные задачи – решаем на раз. Учимся смотреть на себя со стороны. И другими глазами на учебную ситуацию.

«Минус» – Аня. Что делать с Аней? Будь она не в команде, ей пришлось бы брать ответственность только на себя. И получать свою «тройку» за ещё одну самостоятельную работу. 

А в команде – срабатывает не «я», а «мы». И всем нам «пятерки». Так неужели только – ощущение причастности. Не знаю…

Галина Петровна Злобина

2 комментария Химия: «ЗА УГОЛ» (10кл)

  • Ольга-68

    Интересный и необычный урок

  • Ольга Галлямова, Наталия Гвоздик

    Добрый день, Галина Петровна! Хотелось бы прокомментировать ваш урок, посвященный теме «Алкены» (который был «через неделю», то есть вторым). Мы долго спорили, разбирая урок по пунктам, анализируя его на использование золотых правил и постулатов социо-игровой методики.
    Нам урок очень понравился. Много интересных находок, успешно используется социо-игровая методика. Особенно восхитила идея называть встречающиеся вне кабинета химии вещества непредельного характера. Это развивает внимательность, заостряет внимание детей на окружающих их соединениях и предметах, развивает их компетентность.

    Комментарии к первой части урока: разбиение на команды получилось отлично! Названия команд вызывали (по крайней мере, у нас) много ассоциативных рядов с историческими и политическими терминами, с одной стороны, и в то же время, должно быть, заставляли учеников задуматься об их внешнем виде и о том, как они воспринимаются одноклассниками.

    Приём «хождения за угол» – это движение (первое золотое правило социо-игровой методики), способ направить энергию подростков в полезное русло, дать возможность ученикам обсуждать решения задач комфортно, не сдерживаясь из опаски помешать членам другой команды. Но мы удивились, когда вам показалось, что теряется много времени на перемещение. Кроме того, вы боялись вызвать неодобрение у других преподавателей на шум в коридорах. Но такого яркого образовательного эффекта не случилось бы, если 9 учеников просто разместились в одном классе, в противоположных его углах.

    Спор у нас вызвало то, что вы советовались с посыльными: на них возлагалась очень большая ответственность – контролировать время обсуждения и правильно передать суть задания. Это, с одной стороны возвышало их в собственных глазах (с их мнением считаются!), а с другой, ставило их в неравные условия по сравнению с другими учениками.
    И мы посчитали ошибкой то, что время не было синхронизировано. Хорошо бы, если каждая команда на листке с условиями отмечала бы и время (начало-конец) выполнения задания (по своим часам).

    Мы долго обсуждали, стоит ли писать решения на доске. Если вы ставили задачу научить ребят преодолевать свой страх у доски, то это вышло отлично. Но нам показалось, что логичней было бы устроить проверку решений команды соперников при помощи мела другого цвета (смена ролей – второе золотое правило). Ребята бы исправляли решения другой команды новым мелком. Иначе стирается различие между группами и смысл деления на группы.

    В процессе обсуждения мы придумали такой ход: заранее сказать посыльным, что после оформления решения каждая команда выберет «объясняющего» из противоположной команды, чтобы каждый ученик в команде был готов отвечать и его товарищи заранее объяснили ему ход решения, если он что-то не понял. Заодно это позволит всем ученикам в команде принимать участие в общей работе.

    Комментарии ко второй части урока: мы придумали несколько приёмов, которые, на наш взгляд, помогут в проведении урока. Команды по 6 человек – слишком большие для того, чтобы каждый мог принять участие в обсуждении и работал активно. Лучше было бы 16 человек разделить на 4 группы. Сам процесс деления также можно сделать более интересным. Вероятно, было бы целесообразно определять команды не по рядам (наверняка все 10-классники уже сидят со своими друзьями), а случайным образом – так можно обеспечить смешение слабых учеников с сильными, наладить новые социальные связи в классе. Например, ребята встанут по возрастанию чисел своих дней рождения. Затем рассчитаются по таблице Менделеева (первый – водород, второй – гелий) и объединятся в группы по 4 (1-4, 5-8 и т.д.), а названием группы будет элемент, порядковый номер которого равен сумме элементов в их группе.

    Хорошо было бы сказать ребятам через посыльных брать с собой только ручку и тетрадь (а не все вещи), это позволило бы сэкономить время и внести организацию в ряды «экскурсантов за угол».
    Если команд больше двух, то работа у доски не так эффективна, рассеивает внимание учеников. Лучше бы оформлять задание на листах А4, затем по часовой стрелке менять группы местами и просить их проверить решение другой команды (и так 2-3 раза).

    Из вашего описания того действа у доски, которое происходило уже после обсуждения группами «за углом» (когда ребята пришли не с готовым решением, а доказывали каждый свое на виду у других групп) можно заметить, что польза спора ребят у доски неоднозначна. С одной стороны, в споре рождается истина, с другой – мнение не всех учеников учитывается, поскольку оттачивают свое мастерство прежде всего «горлохваты». Но, может быть, тут-то и сработает золотое правило смены ролей: «молчунам» надоест быть на заднем плане, и они ринутся в бой?

    И в этом же золотом правиле – ответ на Ваш вопрос «Что делать с Аней?». Уходить от «парной педагогики», где она – только пассивно слушающий субъект! Вместо этого почаще в её присутствии следует использовать социо-игровую методику, вовлекая её в различные роли.
    По вашему описанию Ани у нас сложилось впечатление, что она боится брать на себя ответственность, боится ошибиться, боится осуждения со стороны одноклассников и (или) учителя. Поэтому она молчит, остается в стороне, поэтому с восхищением смотрит на ребят, хочет быть как они, так же смело отстаивать свою точку зрения. Скорее всего, её часто ругали (ругают) родители за ошибки и неудачи. Всё это свидетельствует о низком самопринятии ребенка, о том, что она может быть считает себя «плохой, неправильной». (Подробнее о самопринятии можно прочитать в лекциях А.Э.Колмановского)
    Как ей помочь? Никогда не ругать и не осуждать за неправильные ответы (всех детей, а не только её). Больше хвалить: «Интересная версия», «Оригинальный ответ» и т.д. Тогда Аня не будет бояться ответить неправильно.

    С уважением и пожеланиями новых творческих находок и смелых экспериментов –
    слушатели курса «Режиссура урока» на Факультете педагогического образования МГУ им.Ломоносова
    Ольга Галлямова и Наталия Гвоздик

    Г.П. Злобина: Спасибо за некоторые подсказки!
    Давно признаюсь себе, что так работать интереснее.

    Про задания через посыльных: давным-давно на подобном уроке случилось вот что. Посыльный вернулся к команде – и не смог пересказать товарищам смысл задания. Тогда я подумала, а сколько их – не понимающих моих заданий сидит в классе при работе “я – класс”. Мне из взрослого упрямства захотелось понять, что я формулирую не так. Или как же мыслит ребенок, если не может меня понять.
    Тот посыльный возвращался ко мне четыре раза за уточнением задания. Правда, психолог П-в сказал, что я не права была в этой ситуации, нужно было, чтобы он у товарищей из других команд уточнял. Но мне тогда казалось важным понять себя и ребенка. Создание интриги.
    Поэтому этот прием “заговорщически шепотом на ушко” я продолжаю пользовать. Посыльные на каждое задание разное, потому не ощущают себя “избранными”.

    Девочка Аня на последнем уроке сдала – один-на-один взрослый зачет на “четыре”. Без поддавков и дураков.
    При этом расставались мы хохоча обе по поводу известной химической шутки про бензольное кольцо, и, вспоминая ответ одного ученика про виды гибридизации: «эспэ3», «эспэ2» «эспэ» и «эс»!

    Да, ещё, досок в классе три в разных местах. Поэтому работа у доски – рабочий момент для многих учеников, а не стрессовая ситуация – мне так думается!
    Всех с новым годом! Всем интересных уроков!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика