меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Сопричастность к НАУКЕ

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

...

Иван Ямщиков

Почему ХАКАТОН нужен студентам?
или Как формировать в вузах ощущение СОПРИЧАСТНОСТИ к современной науке

по материалам
http://www.bbc.co.uk/russian/blogs/2014/11/141121_blog_technology_yamshchikov_hakhathon

Иван ЯМЩИКОВ — старший аналитик компании Яндекс и исследователь высшей школы Циттау-Гёрлитц (Германия), где в рамках европейского гранта «FP7 Marie Curie Action — Новые Методы в Вычислительных Финансах», занимается исследованиями нелинейных финансовых моделей. Его блог — о технологиях, науке и образовании

Многие мои коллеги (и занимающиеся наукой, и работающие в IT) жалуются на нехватку грамотных людей.

Причем под словом «грамотный» они редко понимают что-нибудь вроде «лучший специалист на рынке» или «авторитет в своей области». Все, что имеется в виду, — адекватность и базовое знание предметной области. Оторван от груди, приучен к горшку. Команда готова человека обучить, взять «на вырост», но хочется, чтобы был обучаемый, и чтобы начинать это самое обучение было нужно не с арифметики.

Казалось бы, требования-то не самые суровые. Иди — работай. Людей, при этом, не найти. И что-то подсказывает, что дефицит этот будет расти.

На мой взгляд, главная проблема, которую такое состояние рынка труда порождает, — вырождение конкуренции. Те немногие, кто этим требованиям (адекватность + базовые знания) удовлетворяют, — расслабляются. «Зачем делать продукт, если меня не уволят? А если даже и уволят, что я не найду новую позицию, может, даже на большие деньги?»

Отсутствие конкуренции лишает стимулов к профессиональному росту. Для индустрии эта ситуация очень тяжелая, потому что «грамотных», в итоге, сотни, а профессионалов — десятки. И все они уже при деле. Новым профессионалам взяться неоткуда: «грамотные», в основной своей массе, в профессионалов не вырастают. Но качественно меняют индустрию именно профессионалы. А их не хватает.

Самое время задать вечные вопросы: кто виноват? Что делать? И при чем здесь этот ваш хакатон?

Все по порядку.

Великое Фундаментальное Естественнонаучное Образование

Молодые специалисты выходят из университетов. Университетов в России много, а вот специалистов — в обрез. У нас есть Великое Фундаментальное Естественнонаучное Образование (все слова — с большой буквы), доставшееся нам от Советского Союза. Мы им гордимся, и правильно делаем.

Я сейчас учусь в аспирантуре в восточной Германии. Разницу в профессиональной подготовке математиков, физиков и инженеров на западе и на востоке даже через 25 лет после падения Стены видно невооруженным глазом, и сравнение не в пользу западных земель. Если студенту не показывают и не объясняют, что происходит в науке сейчас, он теряет ощущение сопричастности

При этом проблемы российского естественнонаучного образования описаны тысячу раз и всем известны: средний возраст преподавателей растет быстрее зарплаты, а образовательные программы обновляются также часто, как и преподавательский состав. Я полагаю, что в других областях картина похожая.

Если студенту не объясняют, зачем ему нужны те или иные знания, он не относится к ним всерьез. «Если я не знаю, зачем это мне нужно, зачем мне в этом разбираться? Проще списать». Если студенту не показывают и не объясняют, что происходит в науке сейчас, он теряет ощущение сопричастности. «Это не наука, это какая-то история науки».

Если студент не работает в команде и не представляет результаты своей работы в понятной, доступной форме, не создает рабочих прототипов и не проводит «коридорных» тестирований своего продукта, то ему неоткуда получить базовые навыки, которые жизненно необходимы в индустрии.

Индустрии нужно, чтобы сотрудник создавал продукт, чтобы продукт это корректно работал, чтобы создан он был за необходимое время, и чтобы сотрудник мог рассказать другим участникам команды все, что им нужно знать о продукте.

И вот тут-то самое время рассказать, что такое хакатон.

Что такое хакатон

Собираем вместе людей, они предлагают идеи продуктов, на месте создают команду и в этой команде должны за фиксированное время создать прототип своего продукта. Временные рамки могут варьироваться от суток до недели. Идеи могут быть ограничены какой-то общей тематикой, а могут быть произвольными. В конце мероприятия экспертное жюри выбирает победителей. Я сам участвовал и в IT, и в научных хакатонах, даже короткометражный фильм снимал за двое суток. Отличное занятие, уверяю вас.

Важно понимать, что хакатон — это формат. И формат этот легко можно переносить на любые другие предметные области. Главные преимущества этого формата, мне кажется, следующие:

  • Очень жесткие временные рамки. Хакатон не может длиться больше семи дней. Самое распространенное время проведения — выходные. Два дня. В условиях дефицита времени человек учится работать в команде, справляться со стрессом, планировать и делегировать, правильно расставлять приоритеты. «Вот это важно, это делаем в первую очередь».
  • Ориентированность на результат. Человек привыкает мыслить не в категориях «вопрос-ответ», а в категориях «проблема-способ решения».
  • Соревновательность. Обычно атмосфера на мероприятиях позитивная и очень дружественная, но сам формат заставляет человека соревноваться с самим собой. Ты понимаешь, какие твои навыки и знания востребованы, понимаешь, как их можешь применить, осознаешь в каких областях тебе надо разобраться лучше. Получаешь стимул расти профессионально.

Вы мне уже верите, что зачет по радиоэлектронике, робототехнике или программированию в форме хакатона — это сильно лучше, чем 20 билетов?

А в то, что создание пилотного выпуска электронного издания за выходные, — это лучше зачета по журналистике? Верите?

А рекламный ролик и программа продвижения за двое суток вместо зачета по маркетингу? Верите?

Вот когда в это поверят преподаватели вузов, на рынке «внезапно» появится очень много «грамотных» молодых людей.

 Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

Яндекс.Метрика