Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Абакан, д/с (1)+комм.ВБ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики → [архивн.материалы]-В.Б.


1 / Абакан //д/с Солнышко // Золотарева Нина Михайловна – зам. заведующей по УВР коммент.
Вяч.Мих.БУКАТОВА

6 октября состоялся семинар для педагогов нашего д/сада. Ожидая приезда педагогов из д/с «Гнездышко» г. Черногорска наши воспитатели волновались, волновалась и я, так как не знала, как отнесется основная масса воспитателей к происходящему. Одни выражали недовольство, что появятся новые проблемы, прибавится работа. Другие задавались вопросом: как же можно использовать социоигровые приемы и выполнять программу «Радуга»? Кто-то сосредоточенно молчал.

Пока Лариса Сергеевна знакомила присутствующих с теорией, лица у всех были сосредоточенные, серьезные, хмурые. Подошла практическая часть семинара. С помощью карточек педагогам было предложено встать в круг. Наши воспитатели (возрастной), которым в большинстве за 40–45 лет, по разному отнеслись к предложению, но в круг встали все. Воспитателям было предложено выступить в роли детей и на себе испробовать социоигры и упражнения.

Воспитатели сами не заметили, как стали раскованней, активней участвовать в предложенных играх, у всех поднялось настроение, исчезло хмурое выражение с лиц.

В конце семинара, когда было предложено высказать сове мнение, впечатление, почти единодушно воспитатели отметили, что это интересно и не так страшно и сложно, как думалось, а еще, что это поможет раскрыть детей, научить их общаться.


 

Сегодня 7 октября собрались с воспитателями в методическом кабинете, чтобы наметить план действий по внедрению социоигровых подходов в воспитании и обучении детей.

Решили, что в повседневной жизни на музыкальных, физкультурных занятиях чаще использовать народные хороводные игры, где бы дети учились действовать слаженно, сообща, учились общаться, сговариваться.

На каждом занятии пытаться использовать приемы, задания по работе детей в парах, компаниях по 5–6 человек. Для воспитателей было предложено в утренние и вечерние часы предлагать детям задания, совместные дела, где бы от детей требовалось проявить умение общаться, договариваться и действовать сообща.

/Интересное сообщение. Но меня удивило следующее место: «где бы от детей требовалось проявить умение общаться, договариваться и действовать сообща». Это отголосок авторитарной педагогики. По социоигровому стилю было бы правильнее написать: «… где детям давалась бы возможность проявить умения…», то есть не требовать,  а давать возможность, разрешать. /


13.10.2003. /Сколько детей в группе, какие темы?/

Смотрела у воспитателей подготовительной и средней группы занятия.

На занятиях были попытки объединить детей в пары (средняя группа) и группы по 6 человек. Способы объединения детей разные. Дети средней группы объединились по геометрическим фигурам, а дети подготовительной группы – по разрезным картинкам.

Дети довольно быстро объединились. /Если дети объединяются «довольно быстро», это значит – им ничего не стоит, нет препятствий, это значит, – задание можно было бы и не давать. А вот если им давать покумекать – тогда это будет на пользу, тогда и жульничать при объединении будут меньше. А жульничают дети, будьте уверены, довольно часто, и к этому надо относиться очень спокойно. Но специально не замечать этого вредно./ В средней группе долго соображала Яна, Вадик М. в подготовительной группе Артем К. долго бегал от компании к компании, пока дети сами не сказали ему, что у него находится часть картинки, которая им не достает. Трудности начались, когда детям было предложено выполнить сообща задание.

Некоторые дети не имеют навыка общения друг с другом и умения работать согласованно. У Ильи, Вадима Ш. отсутствует навык «сговора» (средняя группа). Приходится им все время напоминать об этом, и, работая в парах, инициативу берут дети более активные, быстро соображающие.

Работая в парах, дети становились в такую ситуацию, когда все равно нужно общаться с партнером.

А вот при работе в группах по 6–8 человек, многие дети вообще не принимали участие в сговоре, некоторые (Артем, Витя, Денис, Наташа) сидели вроде бы и вместе, но участия не принимали, и когда нужно было рассказывать рассказ по картинке, собранной вместе, оставались в стороне. /Из описания не ясно, детям пришлось рассказывать по картинке, которая составлена, то есть не целостна? Если так, то это очень плохо. В социоигровом стиле (это и описано в книжках, и многократно демонстрировалось на семинарах), если команды собираются по какой-то разрезанной картинке, то, сложив картинку, они обязательно обменивают ее на картинку неразрезанную, цельную. И по ней уже начинают работать.

Когда кто-нибудь из детей сидит один ли вдвоем и не принимают участия в общей работе, но смотрят, и смотрят явно очень внимательно, то обычно педагоги считают себя виноватыми в сложившейся ситуации: мол, я не создал(а) для ребенка условий интересной творческой работы, я не простимулировал(а) активность ребенка. Однако отметим, что само по себе наблюдение за процессом работы партнеров очень важно! Для тех детей, которые сидят и внимательно смотрят на чужую работу, происходит нечто очень важное и нужное в развитии.

Итак, когда малая группа занята общим делом, а один или двое просто смотрят, то не спешите ставить себе диагноз, что вы не виноваты, вы не вовлекли. На самом деле происходит очень важный психологический механизм – обучение. Вспомните, ведь в других ситуациях вы сами начнете кричать: «Что ты вертишься? Ты посиди сначала и посмотри, как это делается!» Педагогу следует помнить, что ситуация внимательного смотрения очень индивидуальна, и у разных детей на разных занятиях она будет протекать спонтанно и непредсказуемо. В этом-то и заключается социоигровой подход к индивидуальному обучению.

Резюме. Поэтому за Артема, Витю, Дениса и Наташу, которые во время работы «оставались в стороне», нужно поставить воспитателю памятник. Результат на учении этих Артемов и Наташ будет не сиюминутный, а на следующих занятиях, через два-три. Педагогу нельзя спешить. Ведь это же дети, у них вся жизнь впереди. /

Воспитателям следует больше давать инициативы детям, а задание объяснять четко и понятно. /Вот уж чего не обязательно так не обязательно! Если задание объяснить четко, внятно и понятно, то никаких разговоров между детьми в малой группе не будет. А вот когда объяснить быстро, туманно, но не специально, а запланированно, то тогда дети начнут переспрашивать – сначала у педагога (а он открещивается), потом у своих партнеров. Опыт показывает, что в малой группке всегда найдется кто-то, кто понял, что нужно делать. Он начнет объяснять, другие тут же поймут, что это они и сами поняли, и начнут его перебивать своей версией, и тогда все вместе они задумаются, что же нужно сделать. Вот их самостоятельность-то и проявится./ Каждый раз воспитатель старается все детям объяснить, рассказать за них и даже сделать, забирая у них самостоятельность.


22.10.2003

Смотрела занятие в подготовительной группе по обучению грамоте.

Искра О.Б., воспитатель группы включала прием для объединения в компании, каждой компании было дано задание выложить с помощью цветных фишек звуковой анализ слова. Одна команда справилась очень быстро, так как дети здесь совещались, помогали, подсказывали друг другу.

В другой компании дети не поняли задание. Двое детей (Настя и Денис) стали выкладывать слово каждый возле себя. В итоге фишек другим детям не хватило, пришлось воспитателю еще раз пояснить задание. Тогда инициативу в руки взяла Диана, она, не советуясь с другими детьми, выложила слово с помощью цветных фишек, остальные дети просто смотрели.

После занятия обговорила с Ольгой Борисовной результаты занятия. Она пояснила, что они с напарницей стараются /Странное слово «стараются». Обычно воспитатели как рассуждают: «Если я скажу, чтобы ты сел с тем-то, а ты –  с тем-то, то, значит, я стараюсь». Вот такие «старания» в социоигровой педагогике не приветствуются. Ведь дети объединяются сами, им нужно всего лишь, чтобы взрослый позволил это и подсказал новый, неожиданный, а потому интересный способ, который и станет игровым/ на каждом занятии объединять детей для общей работы, что дети стали общительнее, но умеют  общаться еще не все дети, часть детей еще пассивные. Решили. Что будут продолжать начатую работу с детьми.

Яндекс.Метрика